г. Хабаровск |
|
14 декабря 2015 г. |
А51-6837/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: В.А. Гребенщиковой, С.Ю. Лесненко
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Новый дом": Гориченко А.Г., представитель по доверенности от 31.03.2015 б/н
от администрации города Владивостока - Морошкин А.Н., представитель по доверенности от 02.10.2015 N 1-3/3425
от департамента градостроительства Приморского края - Шалякин А.А., представитель по доверенности от 15.05.2015
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока
на решение от 08.07.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015
по делу N А51-6837/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.С. Чугаева,
в суде апелляционной инстанции судьи Н.Н. Анисимова, С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новый дом"
к администрации города Владивостока, департаменту градостроительства Приморского края
об оспаривании постановления
Общество с ограниченной ответственностью "Новый дом" (ОГРН 1032501334029, ИНН 2536137000, место нахождения: 690013, Приморский край, г. Владивосток, ул. Адмирала Кузнецова, 88, 45; далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ о признании незаконным решения администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, пр-кт Океанский, 20; далее - администрация) "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке", оформленного в виде постановления от 31.12.2014 N 11086, и об обязании департамента градостроительства Приморского края (ОГРН 1072540011114, ИНН 2540138350, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22; далее - департамент), привлеченного к участию в деле определением суда от 08.06.2015, принять решение о предоставлении обществу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 25:28:040010:250 в части минимальной площади участка: из расчета 3,45 кв. м земельной доли на человека при норме жилищной обеспеченности 23 кв. м на человека согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа; минимального процента озелененной территории земельного участка - 0%; количества парковочных мест многоквартирных домов на 100 кв. м общей площади жилья - 0 машино-мест.
Решением суда от 08.07.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015, требования заявителя удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация г. Владивостока просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как незаконные. Заявитель не согласен с выводом судов о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров, поскольку имеются положительные рекомендации комиссии и возможности компенсировать все предельные параметры за счет соседнего земельного участка. Полагает, что отклонение от предельных параметров разрешенного использования земельного участка для строительства сводится к отсутствию парковочных мест и выполнению озеленения на земельном участке, в границах которого осуществляется строительство. Использование для этих целей иного земельного участка, не предназначенного для строительства (земельный участок имеет разрешенное использование под благоустройство), приведет к ущемлению прав жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, вынужденной несанкционированной парковке автомобилей жителей строящегося дома на придомовых территориях других домов. Считает, что итоговое решение комиссии не может служить безусловным основанием для принятия соответствующего разрешения. Указывает, что действующим градостроительным законодательством не предусмотрена возможность принятия решения об отклонении параметров разрешенного использования земельного участка путем исключения требований по парковочным местам и озеленению.
В отзыве на кассационную жалобу администрация выразила несогласие с изложенными в ней доводами, просила в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пятого арбитражного апелляционного суда, представители администрации и общества доводы кассационной жалобы и отзыва на нее поддержали, дали по ним пояснения; представитель департамента оставить без изменения обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность состоявшихся судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа находит их подлежащими отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Новый дом" является арендатором двух земельных участков, расположенных в г. Владивостоке по ул. Жигура, д. 18 (участки находятся примерно в 38 м, 39 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка), в том числе:
- земельного участка площадью 2 143 кв. м с кадастровым номером 25:28:040010:250, имеющего разрешенное использование "для строительства и дальнейшей эксплуатации многоэтажного жилого дома" (договор аренды от 07.04.2008 N 04-Ю-10486);
- земельного участка площадью 6 272 кв. м с кадастровым номером 25:28:040010:251, имеющего разрешенное использование "для благоустройства территории" (договор от 07.04.2008 N 04-Ю-10487).
Земельные участки предоставлены обществу на основании постановления администрации г. Владивостока от 31.01.2007 N 1313 с учетом постановления главы администрации г. Владивостока от 28.09.2005 N 1080 "О предварительном согласовании ООО "Новый дом" места размещения многоэтажных жилых домов на земельных участках города".
20.12.2013 обществом получено разрешение на строительство N RU25304000-119/2013, в соответствии с которым на земельном участке площадью 2 143 кв. м разрешено строительство объекта капитального строительства "Жилой дом в р-не ул. Жигура, 18 в г. Владивостоке. Корректировка". В разрешении указана площадь застройки: 1 256,3 кв. м.
25.08.2014 общество обратилось в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа с заявлением (вх. N 20218сп), уточненным 03.10.2014, о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 25:28:040010:250 в части:
1) уменьшения минимальной площади земельного участка из расчета с 10,4 кв. м земельной доли на человека на 3,45 кв.м;
2) уменьшения минимального процента озеленения земельного участка с 30% на 0%;
3) отклонения от минимального количества парковочных мест многоквартирных домов на 100 кв. м общей площади жилья 0 машино-мест.
По указанному вопросу постановлением администрации от 30.10.2014 N 9264 назначены публичные слушания, которые 18.11.2014 проведены комиссией по проведению публичных слушаний. Результаты публичных слушаний оформлены протоколом от 18.11.2014, заключением от 18.11.2014 и зафиксированы в итоговом документе от 18.11.2014.
19.11.2014 комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа даны рекомендации N 16/4/РУРВИ о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного использования на земельном участке.
По итогам рассмотрения заявления общества администрацией 31.12.2014 принято постановление N 11086 "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке", о чём заявитель был уведомлен письмом администрации от 25.03.2015 N 1-3/997.
Общество, полагая, что данное постановление при наличии вышеназванных рекомендаций является незаконным, нарушающим права общества в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По общему правилу застройка земельного участка осуществляется при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (статьи 263, 264 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Этими же правами на использование земельного участка наделены арендаторы земельных участков (пункт 1 статья 41 Земельного кодекса РФ).
Статьей 40 Градостроительного кодекса РФ правообладателям земельных участков предусмотрена возможность обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства. При этом отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (пункты 1, 2 статьи).
Согласно названной статье заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации. Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (пункты 3-6статьи).
Таким образом, из названной статьи кодекса следует, что предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты соответствующими отклонениями.
Установлено, что на основании поступившего заявления общества о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 25:28:040010:250 администрацией принято постановление от 30.10.2014 N 9264 "О назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке площадью 2143 кв. м с кадастровым номером 25:28:040010:250.
Постановление опубликовано в газете "Владивосток" и размещено на официальном сайте администрации в сети Интернет.
Время слушаний по названному вопросу определено на 18.11.2014 с 11-00 до 12-00.
По результатам публичных слушаний оформлены: протокол от 18.11.2014, заключение от 18.11.2014, итоговый документ от 18.11.2014, а также рекомендации от 19.11.2014.
В рекомендациях от 19.11.2014 комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа отражено, что земельный участок площадью 2 143 кв. м с кадастровым номером 25:28:040010:250 сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2007 году (кадастровый паспорт земельного участка от 02.11.2007), т.е. до принятия Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (Правила утверждены решением думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462). В этот же период (02.11.2007) на кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 6 272 кв. м с кадастровым номером 25:28:040010:251, имеющий разрешенное использование "для благоустройства территории". Поэтому комиссия, учитывая наличие государственной экспертизы проекта строительства жилого дома, проведенной также до утверждения названных Правил, и возможность компенсации необходимых параметров отклонения за счет земельного участка с кадастровым номером 25:28:040010:251, сочла возможным рекомендовать администрации принять решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части минимальной площади земельного участка: из расчета 3,45 кв. м земельной доли на человека при норме жилищной обеспеченности 23,0 кв. м на человека согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа; минимального процента озелененной территории земельного участка - 0 %; количества парковочных мест многоквартирных домов на 100 кв. м общей площади жилья - 0 машино-мест.
Администрация, ссылаясь на рекомендации комиссии, вместе с тем в предоставлении соответствующего разрешения отказала, приняв постановление от 31.12.2014 N 11086.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций, признавая незаконным отказ администрации в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке площадью 2 143 кв. м с кадастровым номером 25:28:040010:250, исходили из наличия положительных рекомендаций комиссии по принятию администрацией соответствующего решения и отсутствия оснований у администрации для принятия оспариваемого постановления. Суды пришли к выводу о возможности компенсации разрешенных параметров земельного участка с 25:28:040010:250 за счет смежного земельного участка с кадастровым номером 25:28:040010:251, указав, что формирование земельных участков (одного - для строительства, другого - для благоустройства) соответствует прежнему порядку предоставления земельных участков.
Между тем данные выводы судов сделаны без учета следующего.
Как указано выше, названные земельные участки предоставлены обществу на основании постановления администрации г. Владивостока от 31.01.2007 N 1313 с учетом постановления главы администрации г. Владивостока от 28.09.2005 N 1080 "О предварительном согласовании ООО "Новый дом" места размещения многоэтажных жилых домов на земельных участках города". Предоставление земельных участков осуществлялось на основании действующих в тот период норм земельного законодательства, в частности статей 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ, абзаца 2 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 названной статьи. Данный порядок включает: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, для предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему предшествует выбор земельного участка для строительства, который обеспечивается органом местного самоуправления на основе, в том числе, документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Этими же нормами предусматривалась возможность предоставления земельного участка для жилищного строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, т.е. без торгов.
Для указанных целей (строительства и дальнейшей эксплуатации многоквартирного жилого дома) сформирован, поставлен на кадастровый учет и предоставлен обществу земельный участок площадью 2 143 кв. м. В этой связи строительство многоквартирного жилого дома должно осуществляться непосредственно в границах этого земельного участка.
То, что на момент формирования и предоставления земельного участка для строительства отсутствовали утвержденные в установленном порядке Правила землепользования и застройки (на территории Владивостокского городского округа Правила землепользования и застройки утверждены решением думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462), не означает отсутствие иных технических регламентов (норм и правил), действующих в этот период и обязательных для исполнения при строительстве объекта (жилого дома). В частности, СанПиН 2.1.2.1002-00.2.1.2 "Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям. Санитарные-эпидемиологические правила и нормативы", согласно которым площадь отводимого земельного участка должна обеспечить возможность благоустройства (размещение площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок и гостевых стоянок автотранспорта) и озеленения.
Данные вопросы судами не устанавливались, как и не устанавливалась возможность при предоставлении земельного участка для строительства и эксплуатации объекта строительства обеспечивать соответствующие требования технических регламентов за счет прилегающих земельных участков, которые для строительства не предоставлялись.
Далее, в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ строительство объекта осуществляется при наличии разрешения на строительство.
В материалах дела имеется разрешение на строительство N RU25304000-119/2013, выданное ООО "Новый дом" для строительства жилого дома в районе ул. Жигура, 18 в г. Владивостоке (корректировка). В разрешении отражены площадь земельного участка - 2 143 кв. м, площадь застройки - 1 256,3 кв. м и другие параметры строительства.
При наличии разрешения на строительство судами не установлена цель получения разрешения на отклонение параметров строительства, не исследована необходимость полного исключения параметров строительства в отношении озеленения земельного участка, обеспечения парковочными местами, а также уменьшения минимальной площади земельного участка из расчета земельной доли на человека.
Вывод суда о возможности соблюдения соответствующих параметров за счет смежного земельного участка, разрешенное использование которого определено "для благоустройства", нормативно не обоснован. Не определено, в какой части соответствующий земельный участок необходим для обеспечения законодательно установленных требований по спорным параметрам. Также судом не исключено, что земельный участок, используемый для благоустройства, необходим только для строящегося дома. В деле отсутствуют сведения по земельным участкам, сформированным в отношении близлежащих домов.
Кроме того, как указано выше, земельный участок площадью 2 143 кв. м сформирован для строительства и эксплуатации многоквартирного дома и именно этот участок в силу закона (статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", статьи 36 Жилищного кодекса РФ) перейдет в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме по окончании строительства.
На основании изложенного кассационный суд пришел к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций в нарушение требований Арбитражного процессуального кодекса РФ не исследовали надлежащим образом обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора; это в силу пункта 3 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ влечет за собой отмену принятых по делу решения и постановления и направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, установить все существенные для разрешения спора обстоятельства, исследовать и оценить представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статей 64-68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, отразить выводы в своем решении, а также решить вопрос о распределении судебных расходов, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.07.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 по делу N А51-6837/2015 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Н. Новикова |
Судьи |
В.А. Гребенщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.