г. Хабаровск |
|
21 декабря 2015 г. |
Дело N А51-370/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: О.В. Цирулик
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Н. Новиковой
при участии:
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: Колесникова О.Б., представитель по доверенности N 27/1-1-4922 от 02.12.2014;
от администрации г. Владивостока: Колесникова О.Б., представитель по доверенности N 1-3/6 от 12.01.2015;
от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: Раков А.Ю., представитель по доверенности N 20/36604 от 22.10.2015;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на определение от 11.06.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 по делу N А51-370/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.А. Самофал, в суде апелляционной инстанции судьи: С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимова, Е.Н. Номоконова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амикс-Владивосток"
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
об оспаривании решения от 16.12.2014 N 25696/20У
Общество с ограниченной ответственностью "Амикс-Владивосток" (ОГРН 1142543003756, ИНН 2543042670, адрес (место нахождения): 690062, Приморский край, г. Владивосток, ул. Ильичева, 4-126; далее - ООО "Амикс-Владивосток", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ОГРН 1092536003812, ИНН 2536216076, место нахождения: 690106, Приморский край, г. Владивосток, Партизанский проспект, 20; далее - Управление) от 16.12.2014 N 25696/20У об отказе в обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 4700 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Выселковая, 40, на кадастровом плане территории, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта розничной торговли, и о понуждении Управления обеспечить выбор и утвердить схему расположения данного земельного участка.
Вступившим в законную силу решением от 26.02.2015 Арбитражный суд Приморского края удовлетворил заявление в полном объеме, а 21.04.2015 выдал исполнительный лист серии ФС N 000085342.
24.04.2015 судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Приморскому краю было возбуждено исполнительное производство N 5340/15/25037-ИП о возложении обязанности обеспечить выбор земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 4700 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Выселковая, 40, на кадастровом плане территории.
Ссылаясь на невозможность исполнения судебного акта в связи с внесенными в Земельный кодекс РФ изменениями, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о прекращении исполнительного производства N 5340/15/25037-ИП.
Определением от 11.06.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015, в удовлетворении заявления отказано.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 31.08.2015 произведено процессуальное правопреемство - ответчик Управление заменено на Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент).
Не согласившись с судебными актами об отказе в прекращении исполнительного производства, Департамент обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что департамент не наделен полномочиями по обеспечению выбора земельных участков. Кроме того указывает, что на сегодняшний день такая процедура, как обеспечение выбора испрашиваемого земельного участка, действующим Земельным кодексом РФ, не предусмотрена.
В отзыве на кассационную жалобу администрация г. Владивостока поддерживает позицию Департамента и также просит отменить судебные акты.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ с использованием систем видеоконференц-связи, представители Департамента, Управления и администрации г. Владивостока поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее. Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечило.
Разбирательство по делу в суде кассационной инстанции откладывалось до 14.12.2015.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением от 26.02.2015 по настоящему делу суд признал незаконным решение Управления от 16.12.2014 N 25696/20У об отказе в обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 4700 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Выселковая, 40, на кадастровом плане территории, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта розничной торговли, в связи с его несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации. На Управление была возложена обязанность в месячный срок после вступления решения в законную силу обеспечить обществу с ограниченной ответственностью "Амикс-Владивосток" выбор вышеуказанного земельного участка и утвердить схему его расположения на кадастровом плане территории.
Департамент, обладавший на тот момент полномочиями по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, к участию в деле не привлекался.
Решение суда до настоящего времени не исполнено.
Согласно части 1 статьи 327 АПК РФ арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом - исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве.
Пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство подлежит прекращению в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
В соответствии с Земельным кодексом РФ в редакции, действовавшей на момент принятия решения суда по существу спора, предоставление земельных участков для строительства осуществлялось в порядке, установленном статьями 30, 31 Кодекса. Данный порядок включал в себя: выбор земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Выбор земельного участка для строительства и утверждение схемы его расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их размещения в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации в г. Владивостоке осуществляло Управление.
В последующем Департамент, наделенный соответствующими полномочиями статьей 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" и пунктом 2.1.1 Положения о Департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па, принимал решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В связи с вступлением в силу Федерального закона РФ от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон N 171-ФЗ) с 01.03.2015 отдельные нормы Земельного кодекса РФ, в том числе статьи 30-31 Кодекса, устанавливающие обязанность органа местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка, утратили силу.
Действующими с 01.03.2015 нормами главы V.1. и статьей 11.10 Земельного кодекса РФ установлена процедура предоставления земельного участка для строительства, не предусматривающая проведение выбора земельного участка и последующее утверждение акта выбора.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено названным кодексом.
При этом в силу пунктов 3, 4 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, и лишь в исключительных случаях, когда земельный участок предоставляется без торгов, подготовка его схемы может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Таким образом, на сегодняшний день законодательством не предусмотрено проведение выбора земельного участка с составлением акта такого выбора. Кроме того, в связи с внесенными в Земельный кодекс РФ изменениями вся процедура предоставления земельного участка, включая подготовку и утверждение схемы его расположения, осуществляется одним органом, наделенным соответствующими полномочиями.
На основании Закона Приморского края от 18.11.2014 N 497-КЗ в г. Владивостоке таким органом является Департамент.
В соответствии со статьей 34 Закона N 171-ФЗ до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, законодателем предусмотрен юридический факт, наличие которого является основанием для продолжения процедуры предоставления земельного участка для строительства, начатой до 01.03.2015. Таким фактом является принятое до 1 марта 2015 года решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка.
Следовательно, на сегодняшний день предоставление взыскателю земельного участка для строительства по ранее действовавшей процедуре предоставления таких участков невозможно в силу прямого указания закона.
Совершение действий по выбору земельного участка ныне действующим законодательством также не предусмотрено. Осуществление выбора земельного участка с составлением соответствующего акта не приведет к возможности получения заявителем земельного участка ввиду отсутствия решения, указанного в пункте 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ в качестве основания для продолжения процедуры предоставления земельного участка для строительства без проведения торгов после 01.03.2015.
Судебными актами по настоящему делу установлена обязанность Управления обеспечить выбор земельного участка. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта до 01.03.2015 принято не было.
Департамент, уполномоченный ранее действовавшим законодательством на принятие решения о предоставлении земельного участка, к участию в настоящем деле не привлекался, обязанностей по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора, на него не возлагалось. При этом Департамент и Управление относятся к разным по уровню органам власти, не находящимся во взаимном подчинении, в связи с чем оснований считать, что при вынесении решения от 26.02.2015 был решен вопрос о предоставлении земельного участка вне зависимости от стадии процедуры его предоставления, не имеется.
В связи с изложенным, поскольку орган местного самоуправления в силу Закона N 171-ФЗ утратил полномочия по обеспечению выбора земельного участка для строительства, процедура выбора земельного участка исключена из порядка предоставления земельных участков, возможность предоставления земельного участка по ранее существовавшей процедуре утрачена, исполнение решения суда от 26.02.2015 невозможно.
Кроме того, исполнение решения суда не приведет к восстановлению прав ООО "Амикс-Владивосток" поскольку изготовление акта выбора земельного участка не будет являться основанием для решения вопроса о предоставлении земельного участка в силу прямого указания закона ввиду отсутствия правовых механизмов, позволяющих продолжить процедуру предоставления такого земельного участка.
Суд кассационной инстанции также отмечает, что продолжение исполнительного производства поставит в неравное положение заявителя с иными лицами, заинтересованными в предоставлении земельных участков, обратившимися за предоставлением таких участков до 01.03.2015.
На основании изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанции признаются необоснованными, противоречащими нормам и смыслу земельного законодательства, действующего с 01.03.2015.
В этой связи определением от 11.06.2015 и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 подлежат отмене, а заявление о прекращении исполнительного производства удовлетворению на основании пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 11.06.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 по делу N А51-370/2015 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Прекратить исполнительное производство N 5340/15/25037-ИП, возбужденное 24.04.2015 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю на основании исполнительного листа серии ФС N 000085342, выданного 21.04.22015 Арбитражным судом Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
О.В. Цирулик |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.