г. Хабаровск |
|
28 декабря 2015 г. |
Дело N А51-32135/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.А. Мильчиной
Судей: Г.В. Котиковой, И.М. Луговой
при участии:
от акционерного общества "Ольгерд": представитель не явился;
от Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ольгерд" на решение от 15.07.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 по делу N А51-32135/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Мангер Т.Е.; в апелляционном суде судьи Гончарова А.В., Анисимова Н.Н., Номоконова Е.Н.
по заявлению акционерного общества "Ольгерд" (ОГРН 1052504409870, ИНН 2540112023, место нахождения: 690078, Приморский край, г. Владивосток, ул. Амурская, 1)
к Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1022701405726, ИНН 2721144517, место нахождения: 680033, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136А)
о признании незаконным решения
Акционерное общество "Ольгерд" (далее - АО "Ольгерд", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Федерального казенного учреждения федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства (далее - ФКУ "Дальуправтодор", учреждение) об отказе в выдаче на основании заявлений за N N 424/10/01, 424/10/02, 424/10/03, 424/10/04, 424/10/05, 424/10/06, 424/10/07, 424/10/08, 424/10/09 разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, выраженного в письме от 29.10.2014 N И-14/10-278 ФКУ "Дальуправтодор", и обязать ФКУ "Дальуправтодор" выдать разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Решением суда от 15.07.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе общества, полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование жалобы общество приводит доводы о том, что судом неправомерно сделан вывод о неделимости груза; указывает, что контейнер выступает в качестве средства перевозки и сохранения товара; считает, что в заявлениях были указаны необходимые сведения о технических характеристиках транспортного средства и груза для осуществления заявленных перевозок, в связи с чем ему необоснованно отказано в выдаче разрешений.
Отзыв на кассационную жалобу учреждением не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 24.10.2014 АО "Ольгерд" обратилось к ФКУ "Дальуправтодор" филиал г. Владивосток с заявлениями на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов за N N 424/10/01, 424/10/02, 424/10/03, 424/10/04, 424/10/05, 424/10/06, 424/10/07, 424/10/08, 424/10/09.
Согласно заявлениям общество просило выдать разрешения для перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по маршруту г. Владивосток ул. Успенского 62-а-749 км а/д М60 км "Уссури" - 751 км а/д М60 "Уссури" (транспортная развязка на б. "Лазурная") - разворот на транспортной развязке на б. "Лазурная" - 751 км а/д М60 "Уссури" - 732 км а/д М60 "Уссури" - 2-0 км съезда N 1 "Подъезд к аэропорту г. Владивосток" - 1-0 км а/д "Подъезд к аэропорту г. Владивосток" - 730 км а/д М60 "Уссури" - 708 км а/д М60 "Уссури" - 16-0 км а/д "обход п. Раздольное" - 691 км а/д М60 "Уссури" - 675 км а/д М60 "Уссури" - 0-10 км Обход г. Уссурийска - 664 км а/д М60 "Уссури" - 12 км а/д М60 "Уссури" - г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 31 (площадка для выгрузки за пределами проезжей части) и обратно по маршруту до 731-749 км а/д М60 "Уссури" - г. Владивосток. ул. Успенского, 62А, на срок с 14.11.2014 по 13.02.2015.
Учреждение рассмотрело заявления и вынесло решение, оформленное письмом от 29.10.2014 N И-14/10-278, об отказе в выдаче обществу специальных разрешений по заявлениям от 24.10.2014 N 424/10/01 - 424/10/09 по мотивам несоответствия сведений, указанных в заявлениях и прилагаемых документах, а именно марка транспортного средства не соответствовала данным, представленным в копии его регистрационного документа, а так же ввиду того, что делимые тяжеловесные грузы к перевозке по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения не допускаются.
Не согласившись с отказом в выдаче разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, а также апелляционная инстанция, пришли к выводу о наличии оснований для отказа в выдаче разрешений на перевозку тяжеловесного и (или) крупногабаритного груза. При этом обоснованно исходили из следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Согласно статье 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, для получения которого требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, и возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Порядок выдачи указанных разрешений определен приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" (далее - Порядок).
Пунктами 6, 8 Порядка установлено, что заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, подается владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченный орган.
В заявлении указывается: наименование уполномоченного органа; наименование и организационно-правовая форма - для юридических лиц; фамилия, имя, отчество с указанием статуса индивидуального предпринимателя - для индивидуальных предпринимателей; идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер - для российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; адрес (местонахождение) юридического лица; фамилия, имя, отчество руководителя; телефон; фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физических лиц и индивидуальных предпринимателей; банковские реквизиты (наименование банка, расчетный счет, корреспондентский счет, банковский индивидуальный код).
В заявлении также указываются: исходящий номер и дата заявления, наименование, адрес и телефон владельца транспортного средства, маршрут движения (пункт отправления - пункт назначения с указанием их адресов в населенных пунктах, если маршрут проходит по улично-дорожной сети населенных пунктов), вид перевозки (международная, межрегиональная, местная), срок перевозки, количество поездок, характеристику груза (наименование, габариты, масса, делимость), сведения о транспортном средстве (автопоезде) (марка и модель транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), государственный регистрационный знак транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), параметры транспортного средства (автопоезда) (масса транспортного средства (автопоезда) без груза/с грузом, масса тягача, прицепа (полуприцепа)), расстояние между осями, нагрузки на оси, габариты транспортного средства (автопоезда) (длина, ширина, высота), минимальный радиус поворота с грузом, необходимость автомобиля сопровождения (прикрытия), предполагаемая максимальная скорость движения транспортного средства (автопоезда).
В силу пункта 9 Порядка к заявлению прилагаются: копия документов транспортного средства (паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации транспортного средства) с использованием которого планируется перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; схема транспортного средства (автопоезда) с использованием которого планируется перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, с изображением размещения такого груза согласно приложению N 3 к настоящему Порядку. На схеме транспортного средства изображается транспортное средство, планируемое к участию в перевозке, количество осей и колес на нем, взаимное расположение осей и колес, распределение нагрузки по осям и в случае неравномерного распределения нагрузки по длине оси - распределение на отдельные колеса; сведения о технических требованиях к перевозке заявленного груза в транспортном положении.
Согласно пункту 15 Порядка уполномоченный орган при рассмотрении представленных документов проверяет: 1) наличие полномочий на выдачу специального разрешения по заявленному маршруту; 2) сведения, предоставленные в заявлении и документах, на соответствие технических характеристик транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; 3) наличие допуска российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (в случае международных перевозок), а также информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (для российских перевозчиков) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия; 4) соблюдение требований о перевозке делимого груза.
В соответствии с пунктом 51 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приложением N 1 к приказу Минтранса России от 15.01.2014 N 7, перевозка крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов возможна в случаях, когда груз не может быть разделен на части без риска его повреждения.
Согласно пункту 40 Порядка уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче специального разрешения в случае, если установленные требования о перевозке делимого груза не соблюдены.
Судами по материалам дела установлено, что общество обратилось в учреждение с заявлениями о выдаче разрешений на перевозку тяжеловесного груза по определенному маршруту движения. Указанные заявления соответствовали требованиям, предусмотренным пунктом 8 Порядка, и содержали все необходимые сведения для оценки технической возможности осуществления заявленной перевозки.
Все заявления содержали сведения о массе транспортного средства с грузом - 44 тонны, без груза - 17,65 тонн (масса тягача 9,85 тонн, масса прицепа (полуприцепа) - 7,8 тонн), габариты транспортного средства (автопоезда): длина - 16,2 м, ширина - 2,6 м, высота - 4,3 м. Также, обществом была сделана отметка о перевозке товаров народного потребления, делимых, в контейнере с габаритами: длина - 12-м, ширина - 2,6 м, высота - 2,9 м.
Кроме того, согласно заявлению общества N 424/10/01 и схеме транспортного средства (автопоезда) заявленная марка тягача - МАЗ 6430А9- 1320-020, в то время как из свидетельства о регистрации транспортного средства серии 25УХ N 348319 следует, что марка тягача МАЗ 6430А9-1320-010, при этом документы на тягач марки МАЗ 6430А9-1320-020 обществом не приложены.
Основаниями для отказа в выдаче разрешений послужили выводы учреждения о том, что делимые тяжеловесные грузы к перевозке по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения не допускаются, а также о несоответствии сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, а именно марка транспортного средства не соответствует данным, представленным в копии его регистрационного документа.
Руководствуясь вышеуказанными нормоположениями, дав оценку по правилам статьи 71 АПК РФ установленным по делу обстоятельствам, с учетом того, что общество определило перевозимый им груз как делимый, а доказательства того, что планируемый к перевозке груз не может быть разделен на части без риска его повреждения не представлены, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности отказа обществу в выдаче разрешений на перевозку.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего спора, суд кассационной инстанции считает, что заявитель не доказал факт нарушения оспариваемым решением своих прав и законных интересов.
С учетом изложенного, решение учреждения об отказе в выдаче разрешений на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов обоснованно признано судами обеих инстанций правомерным, соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.
Повторно заявленные в кассационной жалобе доводы общества о том, что как перевозчик оно осуществляет перевозку грузов в опломбированном контейнере и не имеет полномочий на разделение груза, а также о возможности перевозки грузов в контейнерах, не соответствующих Национальному стандарту ГОСТ Р 53350-2009 "Контейнеры грузовые серия 1", были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, при перевозке тяжеловесных грузов правовое значение имеет возможность разделения самого груза, а не контейнера, в котором он перевозится. В данном случае контейнер грузом не является, а выступает только в качестве средства перевозки и сохранения товара.
Изложенными в жалобе доводами, в основе которых неправильное толкование положений действующего законодательства, не опровергаются выводы судебных инстанций.
Поскольку выводы судов в части несоответствия сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, относительно марки транспортного средства, не обжалуются обществом, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в пределах заявленных доводов.
Нормы материального права применены судами соответственно установленным по делу фактическим обстоятельствам, нарушения процессуальных норм, в том числе влекущие в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебного акта судом кассационной инстанции не выявлены, в связи с чем отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.07.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 по делу N А51-32135/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.