г. Хабаровск |
|
18 февраля 2016 г. |
Дело N А51-12157/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: Т.Г. Брагиной, И.А. Мильчиной
при участии:
от заявителя: ООО "МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус" - Дорожкин В.И., представитель по доверенности от 16.02.2016 N 80/16-MS; Смирнов Ю.Ю., представитель по доверенности от 01.01.2016 N 23/16-MS;
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Владивостока Приморского края - представитель не явился;
рассмотрев путем использования систем видеоконференц-связи в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус" на решение от 12.10.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 по делу N А51-12157/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ю.А. Тимофеева; в апелляционном суде судьи: Е.Л. Сидорович, А.В. Пяткова, В.В. Рубанова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус" (ОГРН 1117746345958, ИНН 7743816842, место нахождения: 690001, Приморский край, г. Владивосток, ул. Дальзаводская, 2)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Владивостока Приморского края (ОГРН 1022501303516, ИНН 2536119435, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 51 А)
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Владивостока Приморского края (далее - Управление, Пенсионный фонд, Фонд) от 29.04.2015 N 09 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Решением от 12.10.2015 суд первой инстанции удовлетворил заявленное обществом требование частично: решение Пенсионного фонда признано незаконным в части начисления штрафа в размере 600 руб. за непредставление документов как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд, который постановлением от 10.12.2015 оставил решение суда в обжалуемой части без изменения.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе общества, уточненной в судебном заседании суда округа, которое просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить в части отказа заявителю в удовлетворении требований о признании незаконным решения Фонда в части начисления 2 400 руб. штрафа за непредставление документов, так как судебные акты в данной части приняты с неправильным применением норм материального права и просит принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителями в судебном заседании суда кассационной инстанции, истребуемые карточки счетов и оборотно-сальдовые ведомости не являются документами, необходимыми для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой уплаты и своевременностью уплаты страховых взносов, поскольку представляют собой регистры бухгалтерского учета, предназначенные для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных документах. Ведение данных регистров в обязательном порядке ни налоговым, ни иным законодательством не предусмотрено.
Пенсионный фонд в отзыве на кассационную жалобу полагал оспариваемые судебные подлежащими оставлению без изменений; ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Судебное заседание в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края.
Суд округа, изучив материалы дела, заслушав представителей общества, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 12.02.2015 по 17.03.2015 Пенсионным фондом проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
В ходе проверки Управлением в порядке статьи 37 Закона N 212-ФЗ в адрес общества выставлено требование от 12.02.2015 N 09 о представлении документов по приведенному в нем перечню из 25 позиций, которым в том числе истребованы: главные книги за 2012-2014 года (пункт 17 требования), регистры бухгалтерского учета по счетам 70, 50, 51, 71, 73, 76, 84, 91 (карточки, оборотные ведомости за 2012-2014) (пункт 18 требования) в течение 10 дневного срока с момента получения требования. Требование получено руководителем заявителя 12.02.2015.
25.02.2015 Фондом в адрес общества повторно выставлено требование N 09/1 о представлении документов по приведенному в нем перечню, в том числе карточки счетам 76, 91.02 за 2012-2014 года, оборотно-сальдовые ведомости с аналитическими регистрами по счетам 50, 51, 76, 91.02 за 2012-2014 года в течение 10 дневного срока с момента получения требования. Требование получено руководителем заявителя 25.02.2015.
В ответ на требование N 09/1 от 25.02.2015 общество письмом от 04.03.2015 N 15-11/119 сообщило о представлении оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 50, 51 за 2012-2014 года и отказе в представлении иных истребованных Фондом документов по указанному требованию, сославшись на подпункт 4 пункта 2 статьи 28, подпункта 1 пункта 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ и то, что органы контроля за уплатой страховых взносов не вправе истребовать у плательщиков страховых взносов отчеты, справки, иные обобщения, не являющиеся первичными бухгалтерскими документами, а также оборотно-сальдовые ведомости с аналитическими регистрами, обороты по счету, прочие аналогичные информационные источники, которые не относятся к исчислению и уплате страховых взносов и представление которых не предусмотрено федеральным законом.
Обстоятельства проведения проверки, в том числе непредставления по требованиям Пенсионного фонда 15 документов (карточек счетов 76 за 2012, 2013, 2014 года, карточек счетов 91.02 за 2012, 2013, 2014 года, оборотно-сальдовых ведомостей с регистрами по счету 76 за 2012, 2013, 2014 года, оборотно-сальдовых ведомостей с регистрами по счету 91.02 за 2012, 2013, 2014 года, главных книг за 2012, 2013, 2014 года), зафиксированы в акте выездной проверки от 31.03.2015 N 09, по результатам рассмотрения которого Управлением принято решение от 29.04.2015 N 09 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", согласно которому общество привлечено к ответственности по статье 48 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в 3 000 руб. (непредставление 15 документов).
Общество, полагая, что решение от 29.04.2015 N 09 не отвечает требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, обратилось с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд, который признал незаконным решение Управления в части начисления штрафа в размере 600 руб., в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал.
На стадии рассмотрения дела в суде кассационной инстанции имеет место спор относительно признания незаконным решения Пенсионного фонда от 29.04.2015 N 09 в части начисления 2 400 руб. штрафа за непредставление документов.
Отказывая в удовлетворении требований в указанной части, суды исходили из того, что отказ общества от представления к проверке истребуемых карточек по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счету 91.02 "Прочие расходы" за 2012-2014, а также оборотно-сальдовых ведомостей с аналитическими регистрами по счетам 76, 91.02 не соответствует законодательству о страховых взносах, так как показатели испрашиваемых документов и отражение операций по указанным счетам бухгалтерского учета отвечает целям и объемам проведения контролирующим органом полноты и правильности исчисления и уплаты страхователем страховых взносов.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), урегулированы Законом N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ Пенсионный Фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно положениям статьи 33 Закона N 212-ФЗ в целях контроля за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды органы контроля за уплатой страховых взносов проводятся камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов.
Частью 1 статьи 35 Закона N 212-ФЗ установлено, что выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов. В случае, если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов.
На основании части 21 статьи 35 Закона N 212-ФЗ плательщик страховых взносов обязан обеспечить возможность должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящих выездную проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов.
В силу части 22 статьи 35 Закона N 212-ФЗ при проведении выездной проверки у плательщика страховых взносов могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 37 указанного Закона. Ознакомление должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов с подлинниками документов допускается только на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов.
Статьей 37 Закона N 212-ФЗ установлено, что в случае необходимости орган контроля за уплатой страховых взносов вправе ознакомиться с подлинниками документов; документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение десяти дней со дня вручения соответствующего требования (части 4, 5).
Согласно части 7 статьи 37 Закона N 212-ФЗ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 48 данного Закона.
Статьей 48 Закона N 212-ФЗ установлена ответственность плательщика страховых взносов за отказ или непредставление в установленный срок в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Из анализа положений статьи 37 и 48 Закона N 212-ФЗ следует, что объективную сторону данного правонарушения составляет отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных названным законом, а также отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.
По смыслу данной нормы под документами, необходимыми для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, следует понимать документы, непредставление которых не позволяет органу контроля за уплатой страховых взносов осуществить такой контроль, одной из форм которого является выездная проверка.
Как установлено судами обеих инстанций из материалов дела, обществу Управлением вручено требование от 12.02.2015 N 09, содержащее перечень необходимых документов для проведения документальной выездной проверки, в том числе, главных книги за 2012-2014 года, регистров бухгалтерского учета по счетам 70, 50, 51, 71, 73, 76, 84, 91 (карточки, оборотные ведомости за 2012-2014 года).
25.02.2015 Фондом в адрес общества повторно выставлено требование N 09/1 о представлении документов по приведенному в нем перечню, в том числе карточек по счетам 76, 91.02 за 2012-2014, оборотно-сальдовых ведомостей с аналитическими регистрами по счетам 50, 51, 76, 91.02 за 2012-2014 года.
В ответ на данное требование письмом от 04.03.2015 N 15-11/119 общество, предоставив часть запрашиваемы документов, сообщило об отказе в предоставлении карточек счетов 76 за 2012, 2013, 2014, карточек счетов 91.02 за 2012, 2013, 2014, оборотно-сальдовых ведомостей с регистрами по счету 76 за 2012, 2013, 2014, оборотно-сальдовых ведомостей с регистрациями по счету 91.02 за 2012, 2013, 2014, ссылаясь на тот факт, что Управление не вправе требовать у плательщиков страховых взносов документы, которые не относятся к начислению и уплате страховых взносов.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н и Инструкцией по его применению (далее - Инструкция) счет 91 "Прочие доходы и расходы" предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода.
По дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" в течение отчетного периода находят отражение, в том числе: расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, а также расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, - в корреспонденции со счетами учета затрат; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов) - в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, уплаченные или признанные к уплате, - в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств; возмещение причиненных организацией убытков - в корреспонденции со счетами учета расчетов; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году, - в корреспонденции со счетами учета расчетов, начислений амортизации и др.; курсовые разницы - в корреспонденции со счетами учета денежных средств, финансовых вложений, расчетов и др.; расходы, связанные с рассмотрением дел в судах, - в корреспонденции со счетами учета расчетов и др.; прочие расходы.
К счету 91 "Прочие доходы и расходы" могут быть открыты субсчета, в том числе 91-2 "Прочие расходы", по которому учитываются прочие расходы.
Счет 91 "Прочие доходы и расходы" корреспондирует со счетами, в том числе и по дебету и по кредиту: 68 Расчеты с бюджетом, 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению, 70 Расчеты с персоналом по оплате труда, 71 Расчеты с подотчетными лицами, 73 Расчеты с персоналом по прочим операциям, 75 Расчеты с учредителями, 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами, 79 Внутрихозяйственные расчеты.
Вышеперечисленное свидетельствует о том, что по счету 91 отражаются данные по производимым расчетам, корреспондирующие со счетами начислений и выплат, в том числе с работниками организации.
В этой связи, требование Пенсионного фонда о предоставлении карточек счетов 91.02 за 2012-2014 года соответствует объему и характеру полномочий обладающего контрольными функциями органа при проведении проверки правильности исчисления страховых взносов, в том числе проверки правильности определения базы по их исчислению, определению характера выплаты и её оснований, с целью исключения фактов занижения страхователем базы для исчисления страховых взносов путем неотражения производимых выплат по счетам начислений расчетов с физическими лицами, либо ошибочного отнесения выплат на иные счета, минуя счета учета расчетов с персоналом.
Что касается отказа общества в непредставлении карточки счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", который в соответствии с Инструкцией предназначен для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в пояснениях к счетам 60-75: по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, вывод судов обеих инстанций о том, что данные счета при проведении проверки необходимы для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, является правильным.
Счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" корреспондирует по дебету и кредиту, в том числе, со счетами: 70 Расчеты с персоналом по оплате труда, 71 Расчеты с подотчетными лицами, 73 Расчеты с персоналом по прочим операциям, 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами, 79 Внутрихозяйственные расчеты, прочие доходы и расходы.
Учитывая вышеизложенное, суды при принятии решения правомерно исходили из того, что истребование карточек счетов и оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 76 и 90.02 является обоснованным и произведенным в пределах полномочий Управления при проведении выездной налоговой проверки.
Вместе с этим, по пояснениям представителей в суде кассационной инстанции, истребованные Фондом документы, у общества в наличии имелись.
Следовательно, оспариваемое решение в части начисления 2 400 руб. штрафа за непредставление 12 документов соответствует действующему законодательству, соответственно в удовлетворении требования общества в этой части судом отказано правомерно.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судебных инстанций, поскольку они соответствуют действующему законодательству и основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательством и правильном установлении всех фактических обстоятельств рассматриваемого дела.
Принимая во внимание, что доводы жалобы сводятся к иной, чем у судов оценке доказательств по делу, в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации они не учитываются судом кассационной инстанции при проверке законности принятых судебных актов, в связи с чем, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.10.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 по делу N А51-12157/2015 Арбитражного суда Приморского края в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.