г. Хабаровск |
|
05 мая 2016 г. |
А51-14393/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Лесненко С.Ю., Яшкиной Е.К.
при участии
от администрации Спасского сельского поселения: Голикова Е.Ю., представитель по доверенности от 11.04.2016 N 08
от Емельянова С.Б.: Голикова Е.Ю., представитель по доверенности без номера от 06.10.2015
от ООО "ЕВГЕНЬЕВСКОЕ": Тесленко Е.А., представитель по доверенности без номера от 08.10.2015
от других участвующих в деле лиц: представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Спасского сельского поселения
на решение от 20.10.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016
по делу N А51-14393/2013 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Калягин А.К., в апелляционном суде судьи Глебов Д.А., Ветошкевич А.В., Култышев С.Б.
По иску администрации Спасского сельского поселения
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
третьи лица: администрация Спасского муниципального района, участники общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 25:16:000000:38 земельного массива ТОО КДП "Евгеньевское" Спасского района Приморского края в лице Емельянова Сергея Борисовича, общество с ограниченной ответственностью "Евгеньевское", общество с ограниченной ответственностью "ЕВГЕНЬЕСВКОЕ", общество с ограниченной ответственностью "Приморский АгроСоюз"
о снятии с кадастрового учета земельных участков
Администрация Спасского сельского поселения (ОГРН 1062510000035, ИНН 2510010056, адрес (место нахождения): 692211, Приморский край, Спасский район, с. Спасское, ул. Спасская,116; далее - администрация сельского поселения) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, адрес (место нахождения): 107078, г. Москва, пер. Орликов, 10/1; далее - Кадастровая палата, учреждение) о снятии с кадастрового учета земельных участков (аннулировании и исключении из Государственного кадастра недвижимости (ГКН) сведений о спорных участках) с кадастровыми номерами 25:16:020306:7, 25:16:020305:1, 25:16:020313:12, 25:16:020304:1, 25:16:020301:1, 25:16:020310:1, 25:16:020303:1, 25:16:020307:8, 25:16:020302:9, 25:16:020311:1, 25:16:020308:1, расположенных за границами участка по адресу: Приморский край, Спасский район, с. Спасское, ул. Комсомольская, д. 142 (с учетом замены истца в порядке правопреемства и уточнения требований на основании статей 48, 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Спасского муниципального района (далее - администрация муниципального района; участники общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 25:16:000000:38 земельного массива ТОО КДП "Евгеньевское" Спасского района Приморского края в лице уполномоченного общим собранием (протокол от 22.09.2012) Емельянова Сергея Борисовича (далее - Емельянов С.Б.); общество с ограниченной ответственностью "ЕВГЕНЬЕВСКОЕ" (далее - ООО "ЕВГЕНЬЕВСКОЕ"); общество с ограниченной ответственностью "Евгеньевское" (далее - ООО "Евгеньевское"); общество с ограниченной ответственностью "Приморский АгроСоюз" (далее - ООО "Приморский АгроСоюз").
Решением суда от 20.10.2015, оставленным постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 без изменения, в удовлетворении требований администрации сельского поселения отказано ввиду отсутствия оснований для снятия спорных земельных участков с кадастрового учета по причине наличия в отношении них правопритязаний третьих лиц.
В кассационной жалобе администрация сельского поселения выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами, считает их незаконными и необоснованными, в связи с чем просит отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Заявитель жалобы считает ошибочными выводы судебных инстанций о возникновении у ООО "Приморский АгроСоюз" права собственности на спорные земельные участки, в подтверждение чего ссылается на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А51-3207/2007. Администрация сельского поселения также настаивает на том, что в данной ситуации эти ранее учтенные участки в любом случае должны быть сняты с кадастрового учета, поскольку права на них не зарегистрированы, а сами участки входят в состав единого землепользования (участок с кадастровым номером 25:16:000000:38), принадлежащего физическим лицам на праве общей долевой собственности. Кроме того, наличие в кадастре сведений о спорных участках препятствует признанию права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
ООО "ЕВГЕНЬЕВСКОЕ" в отзыве на кассационную жалобу опровергает все приведенные в ней доводы и предлагает оставить обжалуемые судебные акты без изменения. По мнению общества, наличие спора о правах на указанные администрацией сельского поселения участки обоснованно признано судами в качестве препятствия в снятии их с кадастрового учета. При этом в отзыве также изложена позиция относительно последовательного перехода права собственности на спорные участки в результате их приватизации и возникновении этого права у конечного приобретателя, которым в данном случае является ООО "Приморский АгроСоюз", что также было установлено Приморским краевым судом при рассмотрении дела N 33-8492 и отражено в определении от 22.10.2013, имеющим общеобязательный характер для всех без исключения лиц и органов власти.
От других участвующих в деле лиц отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель администрации сельского поселения и Емельянова С.Б. поддержал доводы поданной жалобы и настаивал на ее удовлетворении, против чего возражал представитель ООО "ЕВГЕНЬЕВСКОЕ" по мотивам, изложенным в представленном отзыве на жалобу.
Остальные привлеченные к участию в настоящем деле лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, однако явку своих представителей в заседание суда не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив в порядке и пределах статьей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и поступившего отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела, согласно свидетельству на право собственности от 23.06.1994 серии РФ-II N 119004 на земли сельхозугодий общей площадью 11 088 га было зарегистрировано право коллективно-долевой собственности КДП ТОО "Евгеньевское".
Решением Кадастровой палаты от 06.03.2012 N Ф01/12-10681 восстановлены сведения о земельном участке с кадастровым номером 25:16:000000:38 ввиду ошибочного его снятия с кадастрового учета, участку присвоен статус "ранее учтенный".
В кадастровом паспорте от 06.03.2012 N 25/00-12-25966 на указанный земельный участок с кадастровым номером 25:16:000000:38 площадью 11 088 га, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка (ориентир бывшие земли совхоза "Евгеньевский"), отражены сведения о зарегистрированных правах общей долевой собственности 15 физических лиц с размером земельной доли площадью 11,6 гектаров у каждого.
В ходе проведения кадастровых работ при составлении межевого плана земельного участка с кадастровым номером 25:16:000000:38 установлен факт наложения границ спорных земельных участков на указанный участок.
Администрация муниципального района обращалась в Кадастровую палату с заявлением от 07.08.2012 N 1886 по вопросу проведения верификации сведений ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:16:000000:38 площадью 11 088 га и спорных земельных участков, по результатам рассмотрения которого заявителю направлен ответ от 19.09.2012 N 02-18-07/4793/01-1-29 о том, что в отношении спорных земельных участков приняты решения об учете изменений объекта недвижимости (границ земельных участков), а также указано на отсутствие в действующем законодательстве положений, позволяющих отменить принятые органом кадастрового учета решения.
Факт нахождения спорных участков на территории бывшего совхоза "Евгеньевский", их наложение на земельный участок с кадастровым номером 25:16:000000:38 подтверждены также другими представленными в дело доказательствами (оценочные описи, подготовленные Омским филиалом ФКЦ "Земля", межевой плана участка от 25.11.2012, выполненный кадастровым инженером Дегтяренко О.Ю.) и участвующими в деле лицами не отрицаются.
Вместе с тем спорные земельные участки были поставлены на кадастровый учет 15.12.2005 и впоследствии в период 2011-2012 годов ответчиком в отношении них принимались решения об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в связи с уточнением местоположения границ и площади земельных участков на основании заявлений администрации муниципального района и постановлений администрации сельского поселения.
Полагая, что наличие в государственном кадастре сведений о спорных участках, права на которые в установленном порядке не зарегистрированы, создает правовую неопределенность, затрагивает права собственников другого участка с кадастровым номером 25:16:000000:38 и препятствует реализации администрацией сельского поселения публичных полномочий по распоряжению земельными участками, последняя обратилась в арбитражный суд с требованием о снятии их с кадастрового учета.
Исследовав все фактические обстоятельства спора и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций сочли недоказанным наличие у администрации сельского поселения имущественного интереса, подлежащего судебной защите в рамках настоящего спора (статья 12 ГК РФ и статьи 2, 4 АПК РФ), а также выявили существующие правопритязания третьих лиц в отношении спорных земельных участков, что исключает возможность снятия их с кадастрового учета по требованию органа местного самоуправления.
Согласно статье 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственном кадастре.
В данном случае спор касается земельных участков, поставленных на кадастровый учет в 2005 году и имеющих статус "ранее учтенные".
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Земельные участки, кадастровый учет которых был проведен до вступления в силу названного Закона, и земельные участки, кадастровый учет которых не проводился, но на которые право собственности зарегистрировано, считаются учтенными, а их границы считаются определенными в соответствии с требованиями действовавшего на момент их образования законодательства.
По общему правилу внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер (пункт 4 статьи 24 Закона о кадастре). Вместе с тем данное положение не распространяется на случаи, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 названного Федерального закона. Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 данного Закона предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Приведенные выше нормы права устанавливают исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим законодательством не предусмотрены.
Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть исключены (аннулированы) из государственного кадастра лишь в случае, если по прошествии пяти лет с момента постановки его на учет не имеется зарегистрированных прав на этот участок и при условии отсутствия иных притязаний (споров о правах) в отношении такого участка.
Однако, как установили судебные инстанции, спорные земельные участки неоднократно выступали предметом различных споров, рассматриваемых в арбитражных судах (дела N А51-3207/2007, N А51-2796/2013) и в судах общей юрисдикции (дело N 33-8492), а в настоящее время в отношении них имеются неразрешенные правопритязания со стороны ООО "Приморский АгроСоюз" (уведомления регистрирующего органа о поданных на регистрацию документах).
При таких обстоятельствах, несмотря на отсутствие зарегистрированных прав на спорные участки, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о невозможности их снятия с кадастрового учета, а сам факт наличия в государственном кадастре сведений об этих участках в данном случае не признан судами в качестве доказательства нарушения прав и законных интересов администрации сельского поселения.
Такие выводы арбитражных судов признаются кассационной инстанцией соответствующими фактическим обстоятельствам спора, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормам материального права, в том числе положениям статей 24, 25 Закона о кадастре.
Доводы кассационной жалобы не только не опровергают указанных выводов судов, но и напротив прямо свидетельствуют о наличии не урегулированного правового конфликта в отношении спорных земельных участков, что безусловно препятствует снятию их с кадастрового учета до разрешения имеющихся споров о правах на эти участки.
В связи с чем соответствующие аргументы администрации сельского поселения в этой части судом округа отклоняются как несостоятельные и противоречащие материалам дела.
В месте с тем суд кассационной инстанции считает, что самостоятельные выводы судов первой и апелляционной инстанций, касающиеся возникновения права собственности на спорные земельные участки у ООО "Приморский АгроСоюз", выходят за рамки рассматриваемого спора.
В данном случае администрацией сельского поселения предъявлены требования к Кадастровой палате о снятии с кадастрового учета спорных земельных участков (аннулировании сведений), поэтому у судов не имелось правовых оснований для разрешения спора о правах на данные участки, принимая во внимание то, что заинтересованные лица, претендующие на них, ответчиками по настоящему делу не являются.
Однако такие выводы арбитражных судов не повлияли на итоги рассмотрения спора и не привели к принятию незаконных судебных актов, поэтому соответствующие доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для их отмены.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судебными инстанциями в данном случае допущено не было.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.10.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 по делу N А51-14393/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.