г. Хабаровск |
|
13 мая 2016 г. |
А51-14989/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Гребенщиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, Е.К. Яшкиной
при участии:
от третьего лица: Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Золотухина М.Л., представитель по доверенности от 12.10.2015
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю
на решение от 21.10.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016
по делу N А51-14989/2015
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.А. Жестилевская, в апелляционном суде - судьи А.В. Гончарова, С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимова
по заявлению администрации города Владивостока
к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Приморскому краю
третье лицо: Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о признании незаконным решения
Администрация г. Владивостока (ОГРН: 1022501302955, ИНН: 2504001783; место нахождения: 690950, Приморский край, г. Владивосток, Океанский проспект, 20; далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ОГРН: 1042504382931, ИНН: 2540108490; место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 48; далее - управление Росреестра по Приморскому краю, управление), оформленного письмом от 22.05.2015 N 25/001/004/2015-1515; об обязании управления произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования город Владивосток на земельный участок площадью 30 529 кв.м, с кадастровым номером 25:28:000000:22, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для размещения войсковой части, местоположение определено относительно ориентира, расположенного за пределами участка: ориентир, здание бани инв. N 27 военного городка, участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, п. Экипажный.
Правовым обоснованием заявления явилась ссылка администрации на пункт 3 статьи 8, пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ), статьи 2, 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России, учреждение).
Решением суда от 21.10.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, управление Росреестра по Приморскому краю подало в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального права, а также несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, в удовлетворении заявления администрации отказать.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что судами не учтены положения части 1 статьи 18 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ. В этой связи обращает внимание на то, что приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 19.03.2013 N 146 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования город Владивосток" (далее - приказ от 19.03.2013 N 146) не содержит сведений, позволяющих однозначно идентифицировать объект, за регистрацией права на который обратилась администрация, в нем отсутствуют сведения о площади, адресе и кадастровом номере земельного участка.
Данные обстоятельства, по мнению заявителя кассационной жалобы, не позволяют однозначно идентифицировать земельный участок и создают препятствия для проведения государственной регистрации.
В отзыве на кассационную жалобу администрация, возражая относительно приведенных в ней доводов, просила состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В свою очередь, ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России в отзыве и в судебном заседании в лице своего представителя просило судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на то, что учреждением ведется работа по возврату в федеральную собственность объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, в том числе самого земельного участка.
В силу части 1 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лицо, участвующее в деле, направляет отзыв на кассационную жалобу с приложением документов, подтверждающих возражения относительно жалобы, другим лицам, участвующим в деле, и в арбитражный суд.
В отзыве учреждения содержатся доводы о несогласии и фактическом обжаловании принятых по данному делу судебных актов, что является нарушением части 1 статьи 279 АПК РФ. В установленной форме и порядке, предусмотренных процессуальным законодательством, с его стороны кассационная жалоба не подана. Поэтому доводы, изложенные в отзыве, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, заслушав пояснения представителя учреждения, явившегося в судебное заседание, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа от 19.03.2013 N 146 из федеральной собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования город Владивосток передан земельный участок, необходимый для использования передаваемых объектов недвижимости военного городка N 11, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Экипажная, в/г N 11 (пункт 160 перечня объектов недвижимого имущества, передаваемых в собственность муниципального образования город Владивосток, являющегося приложением к приказу N 146).
23.10.2014 администрация обратилась с заявлением в управление Росреестра по Приморскому краю о государственной регистрации прав на указанный земельный участок, одновременно представив письмо от 23.10.2014 N 28/9-5577, в котором уточнено, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:22 занят объектами недвижимости военного городка N 11, переданными в собственность Владивостокского городского округа на основании приказа от 19.03.2013 N 146.
Уведомлением от 23.04.2015 N 25/001/004/2015-1515 управление Росреестра по Приморскому краю предложило заявителю представить приказ от 19.03.2013 N 146 в части уточнения описания передаваемого земельного участка, также передаточный акт, содержащий информацию, необходимую для идентификации передаваемого земельного участка, подписанный уполномоченными лицами. В этой связи государственная регистрация приостанавливалась до 22.05.2015 в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Письмом от 22.05.2015 N 25/001/004/2015-1515 управление со ссылкой на пункт 1 статьи 18 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ сообщило заявителю об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности, указав на отсутствие в приказе от 19.03.2013 N 146 сведений, позволяющих однозначно идентифицировать объект, за регистрацией права на который обратилась администрация (отсутствуют сведения о кадастровом номере).
При этом отметило, что на государственную регистрацию не представлен вышепоименованный приказ в части уточнения описания передаваемого объекта, а также не представлен передаточный акт, содержащий информацию, необходимую для идентификации передаваемого земельного участка, подписанный уполномоченными лицами.
Администрация, считая отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок незаконным и нарушающим её права, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ предусмотрено, что безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся, в том числе, в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков).
Границами военных городков являются границы земельных участков, используемых для размещения соответствующих воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны, в случае, если границы земельного участка военного городка не определены в установленном законом порядке, границы такого земельного участка определяются по фактическому использованию (части 3, 4 статьи 2 Закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ).
В силу части 8 статьи 3 данного закона решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
Согласно части 11 статьи 3 названного закона в случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество зарегистрированы в ЕГРП, такие права прекращаются и возникает право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на это имущество с момента государственной регистрации перехода права в ЕГРП.
Статьей 4 Закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ пункт 1 статьи 16 Закона от 21.07.1997 122-ФЗ дополнен абзацем следующего содержания: государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ.
Таким образом, указанными нормами материального права, как верно отмечено судами, установлена упрощенная (ускоренная) процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования и государственной регистрации перехода права, единственным необходимым документом для которой является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Как видно из материалов дела и не оспаривается управлением, на момент принятия оспариваемого решения в распоряжении последнего имелось соответствующее решение в виде приказа от 19.03.2013 N 146, в пункте 160 которого указан земельный участок военного городка N 11.
В этой связи суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что у регистрирующего органа в силу прямого указания абзаца 7 пункта 1 статьи 16 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственной регистрации права муниципального образования город Владивосток на спорный земельный участок.
В материалы дела представлен кадастровый паспорт земельного участка площадью 30 529 кв.м, с кадастровым номером 25:28:000000:22, с указанием разрешенного вида использования: для размещения войсковой части. В кадастровом паспорте в графе 6 отражена дата внесения номера о земельном участке в государственный кадастр недвижимости - 02.04.2004; в графе 8 - кадастровые номера объектов капитального строительства, являющиеся объектами военного городка N 11, в частности 25:28:060130:636, 25:28:060129:8, 25:28:060129:11, 25:28:060130:637 (строения 111, 116 122, 125 указаны в приказе от 19.03.2013 N 146), в графе 9 - адрес (описание местоположения) установлен относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание бани инв. N 27 военного городка 11. Участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский (п. Экипажный).
Из представленных в дело кадастровых паспортов на объекты недвижимости - диспетчерская, холодильник, склад, гараж с вышеуказанными кадастровыми номерами следует, что они расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:22. Из приказа от 19.03.2013 N 146, передаточного акта от 02.12.2013 N 164, усматривается, что, помимо земельного участка по адресу: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, ул. Экипажная, в/г N 11, в муниципальную собственность переданы объекты, расположенные по этому же адресу, а именно 2 казармы, дом офицеров флота, караульное помещение, контора, 2 здания управления, 2 диспетчерские, 2 магазина, 3 гаража, 14 складов, 6 хранилищ, электролаборатория, 3 мастерских, 5 трасформаторных подстанций, завод фруктовых вод, котельная, холодильник, свиноферма.
В этой связи суды обоснованно признали, что при наличии вышеназванных документов в производстве управления Росреестра по Приморскому краю, что у регистрирующего органа имелась реальная возможность соотнести спорный земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:22 с земельным участком, отраженным в приказе от 19.03.2013 N 146, и, как следствие, отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок.
Доводы подателя кассационной жалобы направлены на несогласие с приведенными выводами судов, сделанными на основе правильного применения норм материального права к спорным правоотношениям сторон, полного установления всех обстоятельства по делу, поэтому подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.
Таким образом, основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.10.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 по делу N А51-14989/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Гребенщикова |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.