г. Хабаровск |
|
14 июня 2016 г. |
А73-12723/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Гребенщикова С.И., Яшкиной Е.К.
при участии
от ООО "Домино-Капитал" - Зубок М.Е., представитель по доверенности от 07.09.2015 N 13-03/15;
от администрации г.Хабаровска - Лазорко Ю.П., представитель по доверенности от 24.11.2015 N 1.1.27-712, Исаев П.А., представитель по доверенности от 25.11.2015 N 1.1.27-757;
от ДМС администрации г.Хабаровска - Ефимкова Е.К., представитель по доверенности от 11.01.2016 N 02-12/6;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домино-Капитал"
на решение от 05.11.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016
по делу N А73-12723/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Манник С.Д., в апелляционном суде судьи: Сапрыкина Е.И., Балинская И.И., Харьковская Е.Г.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Домино-Капитал"
к администрации г.Хабаровска
заинтересованные лица: Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска, муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту"
о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка
Общество с ограниченной ответственностью "Домино-Капитал" (ОГРН 1062801071618, место нахождения: 675000, Амурская область, г.Благовещенск, ул.Калинина, 52; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения администрации г.Хабаровска (ОГРН 1032700305978, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Карла Маркса, 66; далее - администрация) от 19.12.2014 N 01-47/15650 об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка общей площадью 1 095 кв.м, по адресу: г.Хабаровск, Индустриальный район, в 10 метрах на юг от дома N 4 по ул.Оборонная; и об обязании органа местного самоуправления утвердить схему расположения земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта: "Административное здание" в Индустриальном районе г.Хабаровска, в пятнадцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В качестве заинтересованных лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска (место нахождения: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Карла Маркса, 66; далее - департамент), Муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" (место нахождения: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Калинина, 118; далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.11.2015, оставленным постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 без изменения, в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
В кассационной жалобе общество выражает несогласие с принятыми по настоящему делу судебными актами, считает их незаконными и необоснованными, в связи с чем просит отменить названные решение и постановление, а заявленные требования удовлетворить, не передавая дело на новое рассмотрение. Заявитель в обоснование поданной жалобы приводит доводы о неправильном применении судами норм материального права, в том числе статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 31.08.2013 N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краях, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области".
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме, указав на отсутствие в материалах дела допустимых доказательств, подтверждающих нахождение спорного участка в границах зоны, подверженной риску наводнения, а также наличие в его пределах территории общего пользования. Также в судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества заявил ходатайство о приостановлении производства по делу, которое отклонено судом округа ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрация и департамент в отзывах на кассационную жалобу опровергают все приведенные в ней обществом доводы и предлагают оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Их представители в судебном заседании обратили внимание суда округа на то, что отсутствие защитного гидротехнического сооружения исключает строительство капитального объекта на спорном земельном участке. Кроме того, указали что испрашиваемый обществом участок (его части) предоставлен иному лицу под размещение сквера.
Учреждение извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв на кассационную жалобу не представило.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов и возражений сторон, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их отмены в данном случае не имеется.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражными судами, общество, действуя по процедуре выбора земельного участка для целей строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, обратилось в Министерство имущественных отношений Хабаровского края с заявлением от 06.11.2012, в котором просило сформировать земельный участок ориентировочной площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: г.Хабаровск, ул.Оборонная, для строительства административного здания. Письмом от 28.11.2012 N 1-11-9824 уполномоченный орган направил данное обращение в адрес администрации для обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка.
Постановлением администрации от 30.01.2013 N 322 обществу разрешен выбор земельного участка, расположенного в производственных зонах: П-2 (зона предприятий 3-4 класса вредности), для размещения административного здания в Индустриальном районе.
Впоследствии, изготовив схему местоположения границ земельного участка площадью 1 095 кв.м: г.Хабаровск, Индустриальный район, в 10 метрах на юг от дома N 4 по ул.Оборонная, общество направило ее в администрацию для завершения процедуры предоставления испрашиваемого участка.
Письмом 19.12.2014 N 01-47/15650 орган местного самоуправления сообщил о невозможности оформления земельного участка в целях капитального строительства по причине его нахождения в границах зоны затопления и подтопления.
Полагая, что принятое администрацией решение об отказе в согласовании схемы расположения спорного участка противоречит закону и нарушает экономические интересы общества, последнее оспорило данное решение в арбитражном суде по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статей 29, 30 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент обращения общества за предоставлением участка и принятия оспариваемого отказа) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов, либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В последнем случае согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации процедура предоставления земельного участка состоит из следующих этапов: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выбор испрашиваемого земельного участка обеспечивается органом местного самоуправления на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
После этого исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
К числу основополагающих принципов земельного законодательства, соблюдение которых является обязательным и при выборе земельных участков для целей строительства, относятся: дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; а также сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2013 N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краях, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" рекомендовано органам государственной власти, в том числе Хабаровского края, и органам местного самоуправления, входящим в состав субъектов Российской Федерации, принять исчерпывающие меры, в том числе нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску наводнения.
В статье 12 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск", утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 N 211, предусмотрено, что ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства могут устанавливаться в зонах, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного (в том числе зоны подтопления, затопления) и техногенного характера. Зоны с особыми условиями использования территории (в том числе зона затопления 1% обеспеченности) выделены на карте, границы этих зон отображены в соответствии с генеральным планом города Хабаровска и документацией по планировке территорий.
Как установлено арбитражными судами на основе оценки представленных в дело доказательств, испрашиваемый обществом земельный участок площадью 1 095 кв.м, расположенный по адресу: г.Хабаровск, в районе ул.Оборонная, 4 (корпус N 2), относится к промышленной зоне П-2 (зона предприятий 3-4 класса вредности) и территориально находится в непосредственной близости от р.Амур (Амурской протоки) в прибрежной зоне береговой полосы, зоне затопления и подтопления территории городского округа "Город Хабаровск", границы которой определены постановлением администрации г.Хабаровска от 16.09.2013 N 3630.
Данные обстоятельства подтверждены схемой расположения спорного участка, ситуационным планом участка, схемой границ зон затопления, фрагментами карты функционального зонирования территории города Хабаровска и обществом в ходе рассмотрения спора не опровергнуты.
В силу прямого указания норм части 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации и положений пункта 7 статьи 12 указанных Правил землепользования и застройки строительство объектов капитального назначения в зоне затопления сопровождается проведением специальных защитных мероприятий. Между тем из представленных в материалы дела доказательств не усматривается соблюдение данных требований действующего законодательства.
Так, решением Хабаровской городской Думы от 21.04.2015 N 97 утверждены изменения в генеральный план городского округа "Город Хабаровск", пунктом 2.2.2 которого предусмотрены мероприятия по защите территории от затопления, а именно для защиты городских территорий от затопления со стороны р.Амур и Амурской протоки при прохождении паводков проектом генерального плана предусматривается строительство дамб обвалования общей протяженностью около 43 км. Между тем в настоящий момент такое гидрозащитное сооружение в границах зон затопления, подтопления не возведено.
Помимо этого судами обеих инстанций также установлено, что испрашиваемый обществом земельный участок налагается на земельный участок с кадастровым номером 27:23:0050301:769, предоставленный МУП "Служба заказчика" в безвозмездное временное пользование для организации сквера по договору от 15.05.2015 N 3. Наличие на спорной территории сквера установлено судом при осмотре испрашиваемого земельного участка (протокол осмотра от 02.11.2015).
В силу пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" пересечение границ одного земельного участка с другим является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, в связи с чем образование нового земельного участка с наложением на ранее сформированный земельный участок невозможно.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о том, что в данной ситуации администрация правомерно отказала обществу в согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка и на этом основании отклонили заявленные требования как необоснованные.
Несогласие заявителя с этими выводами и иное толкование им положений закона не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм права.
Оценивая иные изложенные в кассационной жалобе доводы, суд округа установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законных и обоснованных судебных актов при рассмотрении заявленных требований по существу, в связи с чем указанные доводы кассационной жалобы судом кассационной инстанции признаются несостоятельными.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе мотивам не имеется.
Нарушений арбитражными судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену оспариваемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.11.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по делу N А73-12723/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.