г. Хабаровск |
|
29 июня 2016 г. |
А73-11580/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Брагиной Т.Г.
Судей: Луговой И.М., Мильчиной И.А.
при участии:
от заявителя: некоммерческой организации "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" - Баранник С.Ю., представитель по доверенности от 29.04.2016 N 7;
от управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края - Мучкаева И.М., представитель по доверенности от 22.12.2015;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае"
на решение от 23.10.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015
по делу N А73-11580/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Никитина Т.Н., в апелляционном суде судьи: Сапрыкина Е.И., Балинская И.И., Швец Е.А.
по заявлению некоммерческой организации "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае"
к главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края
о признании недействительным в части предписания
Некоммерческая организация "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" (ОГРН 1132700001917, место нахождения: 680000, г.Хабаровск, ул.Советская,3, далее - организация, НО "РО-Фонд капитального ремонта МКД в Хабаровском крае") обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным пункта 1 предписания управления государственного жилищного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, место нахождения: 680000, г.Хабаровск, Амурский бульвар,43, офис 600, далее - управление, в настоящее время - управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края) от 16.06.2015 N 33.
Решением суда от 23.10.2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной некоммерческой организацией "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" в Арбитражный суд Дальневосточного округа, ставится вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286-289 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании распоряжения главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от 15.05.2015 N 1963-р проведена внеплановая проверка НО "РО-Фонд капитального ремонта МКД в Хабаровском крае".
Проверкой установлено, что региональным оператором не обеспечивалось своевременное выставление счетов на уплату взносов для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Хабаровск, ул.Краснореченская, дом 165. Счета на уплату взносов на капитальный ремонт впервые выставлены в апреле 2015 года, при том, что указанный дом включён в краевую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-2043 годы Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013 N 479-пр, и взносы на капитальный ремонт подлежали уплате по истечении восьми месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем официального опубликования программы капитального ремонта, соответственно, в сентябре 2014 года.
Предписанием от 16.06.2015 N 33, выданным по результатам проведённой проверки, региональному оператору указано на необходимость устранения выявленных нарушений путем приведения в соответствие с требованиями законодательства в срок до 17.07.2015.
Полагая, что данное предписание является неконкретным, неясным и непонятным к исполнению, нарушает права и законные интересы организации, региональный оператор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, исследовав обстоятельства дела, пришли к выводу о соответствии выданного управлением предписания по вопросу, отнесённому к его компетенции, требованиям жилищного законодательства.
По смыслу статей 198, 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
На основании пункта 3.1.2.10 Положения о главном контрольном управлении Правительства Хабаровского края, утверждённого Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 N 371-пр, управление является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
Обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах возлагается частью 1 статьи 169 ЖК РФ на всех собственников помещений в таких домах, за исключением случаев, предусмотренных другими положениями данного Кодекса.
В силу части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Согласно статье 170 ЖК РФ уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме наряду с пенями, уплаченными ими в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, а также процентами, начисленными за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта (часть 1), который формируется одним из двух способов по выбору собственников помещений в многоквартирном доме - посредством перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (пункт 1 части 3), либо посредством перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (пункт 2 части 3).
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 171 ЖК РФ).
Как следует из части 1 статьи 180 ЖК РФ, функциями регионального оператора является, в том числе аккумулирование взносов на капитальный ремонт. Формирование фондов капитального ремонта на счете регионального оператора обеспечивается за счет денежных средств, перечисляемых собственниками помещений в многоквартирном доме, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 ЖК РФ, на основании платежных документов, представленных региональным оператором.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 12.04.2016 N 10-П, действующее правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах имеет целью их поддержание в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, и тем самым - предотвращение причинения вреда как жизни, здоровью и имуществу собственников помещений и других граждан, проживающих в этих домах, так и жизни, здоровью и имуществу иных лиц (вследствие возможного разрушения или повреждения многоквартирных домов, их отдельных конструктивных элементов либо наступления иных обстоятельств, препятствующих их безопасной эксплуатации).
Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что требование органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, выраженное в предписании от 16.06.2015 N 33, направлено на устранение допущенных региональным оператором нарушений порядка формирования фонда капитального ремонта, прав и законных интересов последнего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает, является обоснованным.
Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно исследовали доказательства по делу, дали им надлежащую правовую оценку.
Решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда соответствуют нормам материального и процессуального права, поэтому основания для их отмены, предусмотренные статьёй 288 АПК РФ, отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.10.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по делу N А73-11580/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Г.Брагина |
Судьи |
И.М.Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.