г. Хабаровск |
|
07 июля 2016 г. |
А73-11497/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Т.Г. Брагиной, Е.П. Филимоновой
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью Совместное предприятие "Аркаим" - Мальцевой Е.С., представителя по доверенности от 31.05.2016;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю - Приходько Е.В., представителя по доверенности от 22.12.2015 N02-25/15938;
от третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю - Сенько А.О., представителя по доверенности от 02.06.2016 N 05-18/30; Приходько Е.В., представителя по доверенности от 28.03.2016 N 05-40;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Совместное предприятие "Аркаим"
на решение от 31.12.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016
по делу N А73-11497/2015 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Никитина Т.Н., в суде апелляционной инстанции судьи: Пескова Т.Д., Е.В. Вертопрахова, Е.Г.Харьковская;
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Совместное предприятие "Аркаим" (ОГРН 1022700711989, ИНН 2709001880, место нахождения: 682860, Хабаровский край, р-н Ванинский, рп. Ванино, ул. Молодежная, 14)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю (ОГРН 1042740080118, ИНН 2709010330, место нахождения: 682860, Хабаровский край, рп. Ванино, ул. Матросова, 5)
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
о признании недействительным в части решения
Совместное предприятие "Аркаим" в форме общества с ограниченной ответственностью (далее - заявитель, общество, ООО СП "Аркаим") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю (далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 5 по Хабаровскому краю) с заявлением о признании в части недействительным решения от 10.03.2015 N 07-79/16 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы (далее - управление, УФНС России по Хабаровскому краю) от 24.04.2015 N 13-10/77/06752@.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УФНС России по Хабаровскому краю.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 31.12.2015 заявление налогоплательщика удовлетворено частично, решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Хабаровскому краю от 10.03.2015 N 07-79/16 в редакции решения УФНС России по Хабаровскому краю от 24.04.2015 N13-10/77/06752@ признано недействительным в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122, статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме, превышающей 800 000 руб. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 решение суда первой инстанции в части отказа в признании недействительным решения инспекции о доначислении налога на имущество организаций за 2010-2011 годы в общей сумме 40 871 579 руб., соответствующих сумм пеней и штрафов, оставлено без изменения. Дополнительным постановлением от 13.04.2016 обществу возвращена излишне уплаченная государственная пошлина.
Ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов, содержащихся в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, общество просит принятые по делу судебные акты по эпизоду доначисления налога на имущество организаций, исчисления пеней и штрафа по данному налогу отменить.
По мнению налогоплательщика, судами допущено неправильное толкование положений статьи 5 НК РФ, не применена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 17.11.2011 N 1571-О-О, Постановлении от 15.02.2016 N 3-П, что привело к неправомерному приданию обратной силы Закону Хабаровского края от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае" в редакции Закона Хабаровского края от 27.07.2011 N 103.
ООО СП "Аркаим", не соглашаясь с выводами, изложенными в судебных актах, настаивает на том, что в проверяемом периоде заявителем выполнены условия применения понижений ставки при исчислении налога на имущество организаций, а именно денежные средства в сумме, равной 15 процентов, высвобожденные от уплаты налога, направлялись на реализацию мероприятий, связанных с социальным развитием края (финансирование Межрегиональной конференции региональных отделений партии "Единая Россия" ДФО "Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока до 2020 года"; создание рабочей документации на православный храм в пос. Ванино, авторское сопровождение строительства, выполнение инженерно-геологических изысканий; строительство, выполнение работ по ремонту дороги в рамках межмуниципальной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Ванинском муниципальном районе Хабаровского края на 2008-2012 годы").
В отзыве на кассационную жалобу УФНС России по Хабаровскому краю, указывая на несостоятельность доводов жалобы, просит её отклонить, судебные акты оставить без изменения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель общества жалобу поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в жалобе. Представители Межрайонной ИФНС России N 5 по Хабаровскому краю и УФНС России по Хабаровскому краю просили в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующему.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что по результатам проведенной Межрайонной ИФНС России N 5 по Хабаровскому краю выездной налоговой проверки в отношении ООО СП "Аркаим", принято решение от 10.03.2015 N07-79/16 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и статьей 123 НК РФ, в виде 49 459 108 руб. штрафа. Данным решением заявителю предложено перечислить доначисленные налоги в соответствующие бюджеты, в том числе налог на имущество организаций в сумме 41 777 830 руб.
Основанием для доначисления указанного налога явился вывод инспекции о занижении налогоплательщиком налоговой базы ввиду несоблюдения условий получения налоговой льготы, установленных Законом Хабаровского края от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае".
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, УФНС России по Хабаровскому краю решением от 24.04.2015 N 13-10/77/06752 решение нижестоящего налогового органа частично отменило, в том числе в части начисления штрафа по налогу на имущество организаций по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере, превышающем 2 280 547 руб., пеней в сумме, превышающей 12 410 969 руб. 68 коп.
Суды первой и апелляционной инстанций, признавая правомерны доначисление инспекцией налога на имущество организаций, посчитали доказанным довод налогового органа о несоблюдении обществом условий применения пониженной ставки при исчислении налога на имущество организаций в проверяемом периоде. Основанием для частичного удовлетворения заявленных требований явилось установление судом первой инстанции смягчающих ответственность обстоятельств и снижение в соответствии с положениями пункта 4 статьи 112, статьи 144 НК РФ назначенных по результатам проверки штрафов.
Суд округа считает выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального права, в связи с этим отклоняет жалобу налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 372 НК РФ устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Таким образом, налоговая льгота может применяться только при наличии установленных законодательством условий.
На территории Хабаровского края налог на имущество организаций установлен и введен в действие Законом Хабаровского края "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае" от 10.11.2005 (далее - Закон Хабаровского края N 308).
Согласно части 1 статьи 2 Закона Хабаровского края N 308 (в редакции Закона Хабаровского края от 28.07.2010 N 24, действующей с 01.01.2010) налоговая ставка устанавливается в размере 2,2 процента.
В тоже время для субъектов инвестиционной деятельности в отношении имущества, созданного (возведенного, приобретенного, реконструированного, введенного) в рамках реализации инвестиционных проектов на территории края, за исключением имущества, предназначенного для оказания брокерских и иных посреднических услуг, налоговая ставка установлена в размере 1,1 процента (пункт 1 части 2 статьи 2 Закона Хабаровского края N 308).
Таким образом, организациям, привлекающим инвестиции с целью создания имущества в рамках реализации инвестиционных проектов на территории Хабаровского края, предоставлена льгота при исчислении налога на имущество организаций в виде пониженной налоговой ставки.
При этом, как следует из абзаца второго пункта 1 части 2 статьи 2 Закона Хабаровского края N 308, пониженная налоговая ставка применяется при исчислении налога в отношении имущества, созданного в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего условиям, установленным в статье 14 данного Закона. Право на исчисление налога с применением пониженной налоговой ставки предоставляется на расчетный срок окупаемости, установленный инвестиционным проектом, но не более трех лет, начиная с первого числа очередного отчетного (налогового) периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором введены в действие объекты, созданные в рамках реализации инвестиционного проекта.
В свою очередь, пунктом 1 части 6 статьи 14 Закона Хабаровского края N 308 определено, что налоговые льготы для субъектов инвестиционной (инновационной) деятельности предоставляются при условии:
если денежные средства в сумме, равной не менее 15 процентов средств, высвобожденных от уплаты налога, в течение налогового периода фактически использованы на финансирование краевых и муниципальных программ (мероприятий, проектов, объектов) в социальной сфере, сфере здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры, в области науки и инноваций, а также в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;
наличия инвестиционного проекта (инновационной программы), отвечающего условиям, указанным в части 2 статьи 14, согласованного с уполномоченным Правительством края органом и признанного приоритетным;
ведения раздельного учета показателей и операций, осуществляемых в процессе инвестиционной (инновационной) деятельности по реализации на территории края инвестиционного проекта (инновационной программы).
Законом Хабаровского края от 27.07.2011 N 103 пункт 1 части 6 статьи 14 Закона Хабаровского края N 308 изложен в новой редакции, действие которой указанным актом распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.
С указанной даты налоговые льготы для субъектов инвестиционной (инновационной) деятельности предоставляются при условии:
если денежные средства в сумме, равной не менее 15 процентов средств, высвобожденных от уплаты налога, в течение налогового периода фактически направлены на: оказание безвозмездной помощи автономным, бюджетным и казенным краевым государственным и муниципальным учреждениям в социальной сфере, сфере здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры, экологической безопасности, в области науки и инноваций; оказание безвозмездной помощи некоммерческим организациям, созданным в целях развития и популяризации физической культуры и спорта, учредителями которых являются край и (или) муниципальные образования края, для осуществления их уставной деятельности; мероприятия краевого и межрегионального значения в области спорта, образования, культуры, науки и инноваций, а также в социальной сфере, в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, экономического сотрудничества (пункт 1 части 6 статьи 14 Закона Хабаровского края N 308 в редакции Закона Хабаровского края от 27.07.2011 N 103).
наличия инвестиционного проекта (инновационной программы), отвечающего условиям, указанным в части 2 статьи 14, согласованного с уполномоченным Правительством края органом и признанного приоритетным;
ведения раздельного учета показателей и операций, осуществляемых в процессе инвестиционной (инновационной) деятельности по реализации на территории края инвестиционного проекта (инновационной программы).
Следовательно, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, для применения пониженной ставки при исчислении налога на имущество организаций, налогоплательщик должен быть участником инвестиционного проекта, использовать высвобождаемые от уплаты налога средства не менее 15 % в течение налогового периода на цели, предусмотренные пунктом 1 части 6 статьи 14 Закона Хабаровского края N 308, подтвердить исполнение условий предоставления льготы соответствующими документами и вести раздельный учет операций, осуществляемых в процессе инвестиционной деятельности.
Проверяя соблюдение налогоплательщиком условий применения пониженной ставки при исчислении налога на имущество организаций в 2010 и 2011 годах, суды установили, что решением инвестиционного совета при Правительстве Хабаровского края от 26.02.2010 признан приоритетным для края инвестиционный проект, представленный ООО СП "Аркаим" - "Строительство деревоперерабатывающего комплекса по производству дерево-стружечных плит и пиломатериалов (п. Октябрьский Ванинского района Хабаровского края".
Вместе с тем судами выявлено, что предусмотренные условия применения налоговой льготы обществом в проверяемый период не выполнены, поскольку высвобождаемые от уплаты налога средства в размере не менее 15 % не направлялись на цели, указанные в пункте 1 части 6 статьи 14 Закона Хабаровского края N 308.
При этом суды исходили из того, что денежные перечисления в сумме 10 000 000 руб. осуществлены обществом в пользу Хабаровского регионального отделения Фонда поддержки Всероссийской политической партии "Единая Россия" и не имеют социальной направленности.
Несение обществом расходов по оплате услуг ООО "Проектная мастерская "Атриум-Партнер" по созданию рабочей документации на православный храм в пос. Ванино и авторскому сопровождению строительства в сумме 4 130 000 руб., выполнению ООО "Инженерные изыскания" инженерно-геологических изысканий на объекте "Православный храм в пос. Ванино" в сумме 201 600 руб. осуществлено заявителем не в рамках запланированных мероприятий краевого и межрегионального значения.
Поскольку в силу подпункта "в" пункта 1 части 6 статьи 14 Закона Хабаровского края N 308 наличие таких мероприятий является обязательным условием применения льготы по налогу на имущество организаций по основанию - направление денежных средств на развитие социальной сферы края, суды правильно признали необоснованным включение указанных сумм в состав расходов для целей применения пониженной ставки.
Не усмотрели судебные инстанции правовых оснований для признания возможным учета в указанных целях суммы в размере 4 289 941 руб., составляющей стоимость выполненных обществом работ по капитальному ремонту участка автомобильной дороги Ванино-Уська-Орочская Ванинского района общей протяженностью 22, 4 км., которые осуществлены на основании договоров подряда, заключенных между муниципальным бюджетным учреждением "Комитет по содержанию объектов муниципальной собственности" и ООО СП "Аркаим".
Из материалов дела не следует, что ООО СП "Аркаим" является участником межмуниципальной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Ванинском муниципальном районе Хабаровского края на 2008-2012 годы". Доказательства направления обществом денежных средств на финансирование данного мероприятия в материалы дела не представлены.
Довод общества о выполнении ремонтных работ дороги протяженностью 21, 6 км за счет собственных средств судами обоснованно отклонен, поскольку приведенное обстоятельство не подпадает под условия предоставления льготы, приведенные в части 6 статьи 14 Закона Хабаровского края N 308.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что суды обеих инстанций на основе полной и всесторонней оценки всех представленных лицами, участвующими в деле, доказательств сделали верный вывод о несоблюдении налогоплательщиком условий, установленных Законом Хабаровского края N 308, для применения налоговой льготы, что привело к утрате им права на применение пониженной ставки при исчислении налога на имущество организаций в 2010 и 2011 годах.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали правомерным доначисление инспекцией обществу налога на имущество организаций в оспариваемой сумме, исчисление пеней и привлечение к налоговой ответственности.
Нормы материального права применены судами обеих инстанций по отношению к установленным обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 АПК РФ.
Доводы ООО СП "Аркаим", изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки выводов, сделанных судами, а также имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судами, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Государственная пошлина, излишне уплаченная обществом при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.12.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 по делу N А73-11497/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Совместное предприятие "Аркаим" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., как излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по чеку-ордеру от 26.04.2016.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.