г. Хабаровск |
|
08 июля 2016 г. |
А59-4553/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Луговой И.М.
Судей: Брагиной Т.Г., Филимоновой Е.П.
при участии:
от заявителя: МБОУ СОШ N 1 города Охи - представитель не явился;
от ГУ - УПФР по Охинскому району Сахалинской области - представитель не явился;
от ГУ - ОПФР по Сахалинской области - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области
на решение от 21.12.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016
по делу N А59-4553/2015 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.Н. Джавашвили; в суде апелляционной инстанции судьи: Л.А. Бессчасная, В.В. Рубанова, Т.А. Солохина
по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 1 города Охи (ОГРН 1026500886059, ИНН 6506007629, место нахождения: 694490, Сахалинская область, Охинский район, г. Оха, ул. 60 лет СССР, 32, 1)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области (ОГРН 1026500886213, ИНН 6506008380, место нахождения: 694490, Сахалинская область, Охинский район, г. Оха, ул. Советская, 31), Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области
о признании незаконными и отмене в части решений
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 1 города Охи (далее - школа, учреждение, заявитель МБОУ СОШ N 1 города Охи) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Сахалинской области о признании незаконными в части решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области (далее - Управление, Пенсионный фонд) от 06.07.2015 N074/011/9-2015, решения Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (далее - Отделение Пенсионного фонда) от 30.07.2015 N13, а также требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 31.07.2015 N074/011/9-2015.
Решением суда от 22.12.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Ссылаясь на пункт 8 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты работникам, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и РФ, и работникам, имеющим государственные награды РФ, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 01.02.2013 N 39, согласно которому основанием для отказа в получении ежемесячных денежных выплат является прекращение трудового договора с работником - получателем ежемесячных денежных выплат, в кассационной жалобе Пенсионный фонд полагает, что законодатель определил предоставление ежемесячных денежных выплат только осуществляющим трудовую деятельность и имеющим почетные звания, а также государственные награды работникам. Соответственно, по мнению Управления, выплаты, производимые лицам, имеющим почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области" и один из которых имеет Государственную награду Российской Федерации, производятся в рамках трудовой деятельности, что подтверждается приказами и расчетными ведомостями, а также фактом перечисления этих средств в банк работодателем, а не Министерством финансов Сахалинской области.
Отделение Пенсионного фонда отзыв на кассационную жалобу не представило.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу с доводами, изложенными в ней не согласно, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управлением в период с 14.04.2015 по 01.06.2015 проведена выездная проверка учреждения на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период времени с 01.01.2012 по 31.12.2014.
В ходе проверки, результаты которой оформлены актом от 02.06.2015 N 074/011/9-2015 установлено, что в октябре, ноябре и декабре 2013 года и 2014 году учреждение производило ежемесячные денежные выплаты в пользу работников Кириной Л.А., Лабузовой Г.З., Паршонковой Н.М., Пономарева Б.Н., Семеновой Т.Т., которым присвоено почетное звание "Заслуженный учитель" и один из которых имеет Государственную награду (Паршонкова Н.М). Общая сумма выплат за указанный период составила 1 913 616 рублей: Кирина Л.А.: 2013 - 180 000 руб., 2014 - 185 900 руб.; Лабузова Г.З.: 2013 - 180 000 руб., 2014 - 185 900 руб.; Паршонкова Н.М.: 2013 - 211 200 руб., 2014 - 222 816 руб.; Пономарев Б.Н.: 2013 - 180 000 руб., 2014 - 187 900 руб.; Семенова Т.Т.: 2013 - 180 000 руб., 2014 - 185 900 руб.
Данные выплаты произведены учреждением работникам, находящимся в трудовых отношениях с учреждением, согласно приказам.
По результатам проведенной проверки 02.06.2015 составлен акт выездной проверки N 074/011/9-2015, по результатам рассмотрения которого
Управлением вынесено решение от 06.07.2015 N 074/011/9-2015, которым учреждение привлечено к ответственности за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 93 164 рубля 28 копеек.
Названным решением учреждению начислены пени за неуплату страховых взносов по состоянию на 06.07.2015 в размере 23 340,96 руб. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в общем размере 200 505,21 руб. Также учреждению указано на необходимость внесения исправлений в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с указанным решением в части сумм недоимки, пени и штрафа, начисленных в связи с невключением выплат работникам, которым присвоено почетное звание "Заслуженный учитель" и один из которых имеет Государственную награду (Паршонкова Н. М), в базу для обложения их страховыми взносами, учреждение обратилось с жалобой в вышестоящий орган - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области.
Решением от 30.07.2015 N 13 Отделение Пенсионного фонда решение Управления об уплате недоимки по страховым взносам в размере страховых взносов - 200 505,21 руб., пеней в размере 23 340,96 руб., штрафных санкций в размере 93 164,28 руб. оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
31.07.2015 Управлением в адрес учреждения выставлено требование N 074/011/9-2015 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Не согласившись с указанными решениями Управления и Отделения Пенсионного фонда, а также выставленным требованием, учреждение обратилось в суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и удовлетворил заявленные требования. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа находит, что суды обоснованно исходили из следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212).
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании данного подпункта Закона N 212-ФЗ учреждение является плательщиком страховых взносов по обязательному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы; вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов; представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам; представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
28.01.2004 принят Закон Сахалинской области N 466 "О почетном звании "Заслуженный педагог Сахалинской области" (далее - Закон Сахалинской области N 466).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Сахалинской области N 466 работникам, имеющим почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области", работающим в государственных или муниципальных образовательных организациях, органе исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющем управление в сфере образования, или органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, производится ежемесячная денежная выплата в размере 15 000 руб. - на территории муниципальных образований городского округа "Охинский" Сахалинской области и "Городской округ Ногликский".
Указанная ежемесячная денежная выплата предоставляется в порядке, установленном Правительством Сахалинской области.
Согласно части 3 статьи 2 Закона Сахалинской области N 466 предоставление ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, относится к расходным обязательствам Сахалинской области и финансируется за счет средств областного бюджета.
В соответствии с Законом Сахалинской области от 24.12.2012 N 110-ЗО Постановлением Правительства Сахалинской области от 01.02.2013 N 39 "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты работникам, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и Российской Федерации, и работникам образовательных учреждений, имеющим государственные награды Российской Федерации" разработан Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты и определены органы, осуществляющие ее выплату в Сахалинской области.
Подпунктом 2.2 пункта 2 данного Порядка установлено, что работникам образовательных учреждений, имеющим государственные награды Российской Федерации и работающим в учреждениях, расположенных на территории муниципальных образований городской округ "Охинский" Сахалинской области и "Городской округ Ногликский" ежемесячная денежная выплата предоставляется в размере 2 600 руб.
Органами, осуществляющими выплату ежемесячной денежной выплаты, являются органы местного самоуправления в Сахалинской области, осуществляющие полномочия в соответствующей сфере, - в отношении работников муниципальных образовательных учреждений, в том числе министерство образования Сахалинской области.
Пункт 8 Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат предусматривает, что основанием для отказа в выплате ежемесячной денежной выплаты является, в том числе прекращение трудового договора работника - получателя ежемесячной денежной выплаты с работодателем.
Согласно пункта 6 Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат осуществление бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий органа исполнительной власти Сахалинской области по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, и их финансовому обеспечению осуществляется в Порядке, утвержденном постановлением Правительства Сахалинской области от 19.10.2010 N 505 (далее - Порядок осуществления публичных полномочий).
Настоящий Порядок определяет правила осуществления бюджетным учреждением и автономным учреждением, созданными на базе имущества, находящегося в областной собственности (далее - учреждение), полномочий органа исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения (далее - орган исполнительной власти), по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, и порядок их финансового обеспечения.
Согласно пункту 5 Порядка N 505 орган исполнительной власти в течение месяца со дня утверждения ему в установленном порядке как главному распорядителю средств областного бюджета соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств принимает правовой акт об осуществлении учреждением полномочий органа исполнительной власти по исполнению публичных обязательств, информация об исполнении которых согласована с министерством финансов Сахалинской области.
В силу пунктов 9, 10 Порядка N 505 финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий органа исполнительной власти по исполнению публичных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели. Учреждение осуществляет оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени органа исполнительной власти на основании платежных документов, представленных им в министерство финансов Сахалинской области.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что заявителем в период 2013-2014 гг. производились ежемесячные денежные выплаты сотрудникам, имеющим почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области" и один из которых имеет Государственную награду Российской Федерации, при этом трудовые отношения с указанными работниками на дату осуществления им выплат прекращены не были.
Учитывая вышеизложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что выплаты лицам, имеющим почетное звание "Заслуженный педагог Сахалинской области" и один из которых имеет Государственную награду Российской Федерации, производились страхователем вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности, не входят в состав заработной платы указанных работников, следовательно, не являются компенсационной либо стимулирующей выплатами.
Судами установлено, что обязательство по выплате ежемесячной денежной выплаты в рассматриваемой ситуации возникает между органом исполнительной власти (Министерством образования Сахалинской области) и работниками учреждения, имеющими соответствующее звание.
Спорные выплаты являются государственными пособиями и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов в силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ. Указанные выплаты произведены учреждением в соответствии с Законом Сахалинской области и за счет средств бюджета Сахалинской области при осуществлении переданных учреждению государственных полномочий органов исполнительной власти субъекта Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, решение Управления N 074/011/9-2015 от 06.07.2015 в обжалуемой части и вынесенное на основании данного решения требование от 31.07.2015 правомерно признаны судом недействительными как несоответствующие положениям Закона N 212-ФЗ.
Следовательно, судом правомерно также признано недействительным решение Отделения Пенсионного фонда от 30.07.2015 N 13, по которому решение Управления N 074/011/9-2015 от 06.07.2015 оставлено без изменения.
Довод Управления о том, что данные выплаты производились в рамках трудовой деятельности, судом кассационной инстанции не принимается в силу следующего.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Вместе с тем, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Фактически наличие трудовых отношений с заявителем дает только право на получение ежемесячной денежной выплаты работнику, имеющему почетное звание Сахалинской области или награды РФ, а сама выплата не зависит от занимаемой должности, стажа работы, количества отработанных часов, качества выполнения трудовых обязанностей.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не признаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными с работниками.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судебных инстанций, поскольку они соответствуют действующему законодательству и основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и правильном установлении всех фактических обстоятельств рассматриваемого дела.
Так как все обстоятельства дела установлены судами в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов, не установлено, у суда округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы по доводам, указанным в ней.
При обращении в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой Управлением платежным поручением N 794613 от 23.05.2016 уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом пункта 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче кассационных жалоб по делам, рассматриваемым арбитражными судами.
В пункте 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ).
Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В этой связи, уплаченная Управлением при подаче кассационной жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета по правилам статьи 333.40 НК РФ и статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.12.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 по делу N А59-4553/2015 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 3 000 руб., ошибочно уплаченную по платежному поручению N 794613 от 23.05.2016.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.