г. Хабаровск |
|
11 июля 2016 г. |
А04-8153/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Е.Н. Захаренко
судей А.Н. Барбатова, Г.А. Камалиевой
при участии:
от истца: представитель Гамза Ю.М., по доверенности от 01.03.2016; директор Мусиенко А.Б., лично;
от ответчика: представитель Борзунова О.А., по доверенности от 03.04.2015;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПЕРСПЕКТИВА"
на решение от 29.12.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016
по делу N А04-8153/2015 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О. П. Косарева; в суде апелляционной инстанции судьи: А.И. Михайлова, Т.Д. Козлова, С.Б. Ротарь
по иску общества с ограниченной ответственностью "ПЕРСПЕКТИВА"
к обществу с ограниченной ответственностью "Дальжилстрой"
третье лицо: Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области
об обязании произвести перерасчет стоимости оказанных коммунальных услуг
Общество с ограниченной ответственностью "ПЕРСПЕКТИВА" (ОГРН 1132804000185, ИНН 2804016011, далее - ООО "ПЕРСПЕКТИВА") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Дальжилстрой" (ОГРН 1062801070672, ИНН 2801112768, далее - ООО "Дальжилстрой", ресурсоснабжающая организация) об обязании произвести перерасчет стоимости оказанной коммунальной услуги - горячего водоснабжения за период с января по июль 2015 года на сумму 120 081 руб. 79 коп. (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Иск нормативно обоснован положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и мотивирован необоснованным предъявлением ресурсоснабжающей организацией за горячее водоснабжение к оплате счетов истцу - как исполнителю коммунальных услуг в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Белогорск, ул. 50 лет Комсомола, 104 "а", 125/1, 125/2, 125/3, в большем размере, чем предусмотрено указанными Правилами (необходимо определять потребление по однокомпонентному тарифу, а ответчик производит начисление по двухкомпонентному тарифу).
К участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области.
Решением от 29.12.2015, оставленным без изменения Шестым арбитражным апелляционным судом от 14.03.201, в удовлетворении иска отказано. Суды при разрешении спора руководствовались статьями 309, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (жале - ЖК РФ), частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), пунктами 47, 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организации коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, пунктом 38 Правил N 354, пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, пунктами 21-23 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 642.
В кассационной жалобе ООО "ПЕРСПЕКТИВА" просит Арбитражный суд Дальневосточного округа указанные судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального права при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В доводах жалобы заявитель указывает на необоснованное применение судами к отношениям сторон Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520, а также Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства от 29.07.2013 N 642. Полагает, что при разрешении спора необходимо было руководствоваться общими положениями Закона N 416-ФЗ, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования N 406) и Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Минрегион России от 15.02.2011 N 47. Обращает внимание суда кассационной инстанции на оставление обеими инстанциями без внимания и оценки доводов ООО "ПЕРСПЕКТИВА" об отсутствии в исковой период норматива расхода тепловой энергии, что исключило возможность расчета за потребленный ресурс по двухкомпонентному тарифу по формуле 23 приложения 2 Правил N 354. Считает ошибочными выводы судебных инстанций о применении однокомпонентного тарифа (140,75 руб./м3) лишь к абонентам, у которых отсутствуют приборы учета.
ООО "Дальжилстрой" в отзыве доводы кассационной жалобы отклонило, указало на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Судебное заседание 07.06.2016 по рассмотрению кассационной жалобы в порядке части 5 статьи 158 АПК РФ откладывалось до 17 час. 00 мин. 04.07.2016.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции 04.07.2016, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 АПК РФ при содействии Арбитражного суда Амурской области, представители сторон изложили свои правовые позиции, ранее отраженные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно, дав по ним пояснения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Перспектива" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Белогорск, ул. 50 лет Комсомола, N 104 "а", N 125/1, N 125/2, N 125/3, в соответствии с договором на управление от 27.02.2014, договором на управление от 01.04.2014.
01.01.2015 между ООО "Перспектива" (абонент) и ООО "Дальжилстрой" (ресурсоснабжающая организация) подписан договор теплоснабжения N 48/2, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется в течение срока действия настоящего договора через присоединенные системы теплоснабжения подавать в многоквартирные дома, указанные в приложении N 7 к договору, согласованное количество тепловой энергии (приложение N 1) в соответствии с установленным температурным графиком (приложение N 3) в целях обеспечения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах абонента коммунальной услуги по отоплению, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию по ценам и в порядке, определенном настоящим договором, соблюдать предусмотренный настоящим договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации внутридомовых сетей и исправность инженерных коммуникаций, оборудования и приборов, входящих в состав внутридомовых инженерных сетей.
01.01.2015 между ООО "Перспектива" (абонент) и ООО "Дальжилстрой" (ресурсоснабжающая организация) подписан договор холодного водоснабжения N 48/1, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется в течение срока действия настоящего договора подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую воду установленного качества для оказания абонентом коммунальных услуг по водоснабжению в многоквартирных домах, перечень которых предусмотрен приложением N 3 к настоящему договору, в объеме, установленном в соответствии с настоящим договором, а абонент обязуется оплачивать принятую воду, соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления питьевой воды, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении водопроводных сетей, исправность используемых абонентом приборов учета.
Указанные договоры подписаны с протоколами согласования разногласий, которые не возвращены ООО "Дальжилстрой" в адрес ООО "Перспектива" до настоящего времени.
В многоквартирных жилых домах (МКД), находящихся в управление ООО "Перспектива", горячее водоснабжение производится по закрытой системе горячего водоснабжения.
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 26.12.2014 N 203-пр/в "Об установлении тарифов на горячую воду (закрытая система горячего водоснабжения) на 2014-2015 годы" установлен тариф на горячую воду для потребителей ООО "Дальжилстрой" (г. Белогорск) на 2015 год для категории население (приложение N 2 к приказу) в размере 140,75 руб./куб.м, компонент холодного водоснабжения - 20,00 руб./куб.м, компонент тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения - 2322,04 руб./Гкал.
Многоквартирные дома оборудованы коллективными приборами учета, в связи с чем, ООО "Дальжилстрой" расчет платы за горячую воду произведен по фактическим показаниям общедомовых приборов учета путем умножения объема потребленной холодной воды на тариф 20,00 руб./куб.м, умножения объема потребленной тепловой энергии для последующего производства горячей воды на тариф 2322,04 руб./Гкал и суммирования полученных сумм.
Ссылаясь на то, что ресурсоснабжающая организация неверно производила расчет платы за горячее водоснабжение, которая должна определяться умножением объема потребленной за расчетный период горячей воды на тариф 140,75 руб./куб.м, ООО "Перспектива" обратилась в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями об обязании ООО "Дальжилстрой" произвести перерасчет стоимости услуги горячего водоснабжения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для перерасчета стоимости услуги горячего водоснабжения, поскольку спорные дома оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии и воды, в связи с чем, ресурсоснабжающая организация при расчете стоимости услуги горячего водоснабжения правомерно применила тариф на тепловую энергию (для подогрева воды) в размере 2322,04 руб. за 1 Гкал., а не 140,75 руб. за 1 куб.м, применяемый при отсутствии приборов учета.
Повторно рассмотрев дело, Шестой арбитражный апелляционный оставил без изменения судебный акт первой инстанции.
Суд кассационной инстанции с указанными выводами судов не может согласиться исходя из следующего.
Вопросы ценообразования и установления нормативов потребления в сфере горячего водоснабжения, в частности осуществляемого с использованием закрытых систем водоснабжения, регулируются Законом N 416-ФЗ.
В силу части 9 статьи 32 Закон N 416-ФЗ (в редакции, действующей с 30.06.2014) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1); размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2); плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154).
Поскольку ответчик является исполнителем коммунальных услуг, к правоотношениям сторон применимы помимо положений Жилищного кодекса Российской Федерации, также Правила N 354, императивно предписывающие порядок расчета за потребленный коммунальный ресурс.
Пунктом 38 Правил N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129), установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услугу по горячему водоснабжению (абзац 6 пункта 38 Правил N 354).
Пунктом 42 указанных Правил определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период по следующей формуле:
,
где:
- объем (количество) потребленного за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды по следующей формуле:
,
где:
- объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил;
- компонент на холодную воду, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
- объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
- компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется по формуле 24:
,
где:
- объем горячей воды, потребленной за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, который определяется:
при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 12, предусмотренной настоящим приложением;
при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 15, предусмотренной настоящим приложением;
- компонент на холодную воду, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
- объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, определяется как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
- компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
В соответствии с пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Для потребителей ООО "Дальжилстрой" установлен тариф на горячую воду на 2015 год для категории население в размере 140,75 руб./куб.м (однокомпонентный тариф), а также компонент холодного водоснабжения - 20,00 руб./куб.м, компонент тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения - 2322,04 руб./Гкал (двухкомпонентный тариф).
ООО "Дальжилстрой", как установили суды, расчет платы за горячую воду производило по фактическим показаниям общедомовых приборов учета путем умножения объема потребленной холодной воды на тариф 20,00 руб./куб.м, умножения объема потребленной тепловой энергии для последующего производства горячей воды на тариф 2322,04 руб./Гкал и суммирования полученных сумм.
Суды признали данную методику расчета верной и отражающей фактическое потребление коммунального ресурса.
Между тем, не учли, что положения Правил N 354 в части порядка определения размера платы за коммунальные услуги (формулы 23 и 24) по двухкомпонентному тарифу на горячую воду применимы лишь при утвержденном нормативе расхода тепловой энергии, используемого на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Объем тепловой энергии, используемой на подогрев воды, как следует из анализа предложенных формул, определяется как произведение объем потребленного ресурса по показаниям приборов учета и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В качестве одного из компонентов формулы расчета является утвержденный норматив.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" (далее - Постановление N 129) установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018 года.
Соответственно, при разрешении спора следовало установить утвержден/не утвержден норматив расхода тепловой энергии на территории Амурской области, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на 2015 год.
До момента установления указанного норматива определить размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с применением двухкомпонентных тарифов невозможно, поэтому расчет размера платы мог быть исчислен по ранее установленному порядку, а именно с использованием формулы 1 приложения N 2 к Правилам N 354 с применением однокомпонентного тарифа.
Признание обоснованными счетов ООО "Дальжилстрой", выставленных на оплату с января по июль 2015 года за потребленный ресурс (ГВС) по данным приборов учета истца без применения норматива на подогрев воды, противоречит императивным положениям пунктов 26 и 27 приложения N 2 к Правилам N 354, пунктам 38, 42 указанных Правил, части 2 статьи 157 ЖК РФ, что свидетельствует о разрешении спора судами с нарушением норм материального права.
Также судами не учтено, что изменения в части определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, внесенные Постановлением 129 в Правила N 354, вступили в силу с 28.02.2015. Поскольку Постановление N 129 не содержит положений о распространении его действия на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, в силу статьи 6 ЖК РФ начисление платы по двухкомпонентному тарифу за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за январь, февраль 2015 года является неправомерным.
Иные доводы заявителя жалобы отклонены кассационной инстанцией.
Доводы в части необоснованности применения судами Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642, не убедительны, так как указанные Правила применяются к правоотношениям сторон в той части, которая не урегулирована нормами жилищного законодательства. Также основанной на неверном толковании норм права признана ссылка заявителя на то, что на него также не распространяются положения пунктов 47 и 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку при их принятии судами неправильно применены нормы материального права, а именно допущено неправильное толкование закона применительно к установленным судами фактическим обстоятельствам дела (п. 3 ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку для разрешения спора необходимо исследовать обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу (установить наличие/отсутствие норматива расхода тепловой энергии на территории Амурской области, используемой на подогрев воды, в исковой период), дать оценку представленным в материалы дела доказательствам (включая расчеты сторон), а суд кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такими полномочиями не наделен, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 287 названного Кодекса.
При новом рассмотрении арбитражному суду следует определить круг обстоятельств, подлежащих установлению, полно и всесторонне исследовать и оценить представленные в материалы дела доказательства, применить подлежащие применению нормы материального права и разрешить спор в соответствии с нормами действующего законодательства.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом кассационной инстанции не рассматривается. В силу абзаца 2 части 3 статьи 289 АПК РФ при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.12.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016 по делу N А04-8153/2015 Арбитражного суда Амурской области отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Н. Захаренко |
Судьи |
А.Н. Барбатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.