г. Хабаровск |
|
02 августа 2016 г. |
Дело N А24-4628/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Луговой И.М.
Судей: Брагиной Т.Г., Котиковой Г.В.
при участии:
от заявителя: Ликвидационной комиссии Отдела внутренних дел администрации Карагинского района - представитель не явился;
от МИФНС России N 3 по Камчатскому краю - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Ликвидационной комиссии Отдела внутренних дел администрации Карагинского района на решение от 01.02.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 по делу N А24-4628/2015 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.И. Решетько; в суде апелляционной инстанции судьи: Т.А. Солохина, Л.А. Бессчасная, В.В. Рубанова
по заявлению Ликвидационной комиссии Отдела внутренних дел администрации Карагинского района
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю (ОГРН 1104101000013, ИНН 4101135273, место нахождения: 683023, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр-кт Победы, 32)
о признании незаконным отказа
Ликвидационная комиссия Отдела внутренних дел администрации Карагинского района (далее - заявитель, ликвидационная комиссия) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю (далее - инспекция, регистрирующий орган) от 31.08.2015 N 08-17/09691 в принятии решения о предстоящем исключении Отдела внутренних дел администрации Карагинского района (далее - Отдел внутренних дел) из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Решением суда от 01.02.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016, в удовлетворении требований ликвидационной комиссии отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ликвидационная комиссия обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить как принятые с неправильным применением норм материального права.
Заявитель, считает судебные акты незаконными, ссылается на ошибочное понимание судами пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Указывая на то, что Отдел внутренних дел находится в стадии ликвидации более семи лет, никакую деятельность не осуществляет, доходов, денежных средств, имущества, банковских счетов и лицевых счетов в органе Федерального казначейства не имеет, отчетность не представляет, в связи с чем, задолженность по налогам, по пеням и штрафам является безнадежной ко взысканию, полагает, что у инспекции отсутствовали основания для отказа для удовлетворения заявления о начале процедуры ликвидации Отдела по правилам названной статьи как юридического лица, фактически прекратившего деятельность.
Инспекция в отзыве доводы кассационной жалобы отклонила, считает принятые судебные акты законными и обоснованными по причине согласия с выводами судов об отсутствии законодательно установленной для регистрирующего органа обязанности по принятию такого решения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Из материалов дела следует и установлено судами, что 05.08.2015 Управление МВД России по Камчатскому краю, указав на то, что Отдел внутренних дел с 2007 года находится в стадии ликвидации, а на дату обращения обладает признаками недействующего юридического лица, обратилось в регистрирующий орган с заявлением о принятии решения об исключении Отдела внутренних дел администрации Карагинского района из Единого государственного реестра юридических лиц на основании статьи 21.1 Закон N 129-ФЗ.
Письмом от 31.08.2015 N 08-17/09691 инспекция, указав на отсутствие законных оснований (судебного акта) для признания задолженности отсутствующей, в удовлетворении заявления отказала по причине наличия у Отдела внутренних дел задолженности по обязательным платежам в бюджет.
Не согласившись с вышеуказанным отказом, ликвидационная комиссия обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением, рассмотрев которое в порядке главы 24 АПК РФ, суд в его удовлетворении отказал. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционной коллегией.
Суд округа считает, что обе судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы, регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Закона N 129-ФЗ.
Статьей 61 ГК РФ установлено, что юридическое лицо может быть ликвидированы либо по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом либо по решению суда, в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством для обоих случаев.
Вместе с этим законодатель Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" ввел в действие статью 64.2 ГК РФ, устанавливающую административную процедуру (по инициативе регистрирующего органа) прекращения деятельности юридического лица.
Так в соответствии с частью 1 статьи 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
В силу части 2 данной статьи исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Законом N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" разъяснено, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
Суды установили, что Отдел внутренних дел на дату обращения в инспекцию формально обладал набором признаков недействующего юридического лица.
Вместе с этим из заявлений заявителя от 05.08.2015 в инспекцию и арбитражный суд, выписки их Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 11.12.2015 усматривается, что Отдел внутренних дел в соответствии с выше обозначенными положениями ГК РФ в 2007 году начал процедуру ликвидации юридического лица посредством формирования ликвидационной комиссии и назначения ликвидатора, о чем в установленном порядке была извещена инспекция и в 2007, 2008 годах внесена информация в соответствующие разделы государственного реестра.
При этом, что подтверждается материалами дела и лицами участвующими в деле не оспаривалось, на дату вынесения оспариваемого отказа, имеющаяся у Отдела внутренних дел задолженность перед бюджетом по налогам, пеням и штрафам, в порядке, предусмотренном статьей 59 НК РФ безнадежной ко взысканию признана не была. Согласно сведениям из картотеки арбитражных дел на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" судебное решение Арбитражного суда Камчатского края от 09.03.2016 по делу N А24-92/2016, которым подтверждена утрата налоговым органом возможности взыскания ранее возникшей недоимки в связи с истечением допустимых законодательством сроков взыскания, состоялось после обращения заявителя в арбитражный суд и вынесения судом решения по настоящему делу.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, основанными на правовой позиции, изложенной в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2008 N ВАС-4810/08, от 10.08.2010 N ВАС-10506/10, от 18.02.2013 N ВАС-957/13, от 04.04.2013 N ВАС-3696/13, о том, что вопрос о принятии решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ по указанному выше основанию является правом регистрирующего органа, но не обязанностью, принимая во внимание буквальное толкование пункта 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, отказ регистрирующего органа от 31.08.2015 N 08-17/09691 в принятии решения о предстоящем исключении Отдела внутренних дел администрации Карагинского района из Единого государственного реестра юридических лиц правомерно признан судами не противоречащим действующему законодательству и не нарушающим права заявителя, поскольку инспекция действовала в пределах полномочий, предоставленных ей Законом N 129-ФЗ.
На основании изложенного суд округа приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ судами не допущено. В связи с чем, оснований для отмены или изменения судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам, у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.02.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 по делу N А24-4628/2015 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.