г. Хабаровск |
|
21 сентября 2016 г. |
А51-20683/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: И.А. Мильчиной, И.В. Ширяева
при участии:
от администрации Артемовского городского округа - Курга М.В., представитель по доверенности от 21.07.2016 N 121; Чуравская О.А., представитель по доверенности от 11.01.2016 N 06;
от Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края - представитель не явился;
от третьего лица: Департамента финансов Приморского края - представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края
на решение от 23.03.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016
по делу N А51-20683/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.И.Андросова;
в суде апелляционной инстанции судьи: Л.А.Бессчасная, В.В.Рубанова, Е.Л.Сидорович
по заявлению администрации Артемовского городского округа (ОГРН 1022500538444, ИНН 2502012187, место нахождения: 692760, Приморский край, г. Артем, ул. Кирова, 48)
к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (ОГРН 1072540010982, ИНН 2540138254, место нахождения: 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22)
третье лицо: Департамент финансов Приморского края
об обязании перечислить субсидию
администрация Артемовского городского округа (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об обязании Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (далее - департамент) перечислить в бюджет Артемовского городского округа недоперечисленную субсидию в размере 9 406 668 руб. 28 коп.
Требование основано на положениях пункта 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивировано неисполнением Приморским краем в лице Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края в 2012 году принятых в рамках утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 16.11.2010 N 371-па краевой программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае на 2011 и 2012 годы" обязательств по софинансированию программы.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 08.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Приморского края.
Решением от 23.03.2016 Арбитражный суд Приморского края взыскал с Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края недоперечисленную субсидию в размере 9 406 668 руб. 28 коп.
Пятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 24.05.2016 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
На данные судебные акты департаментом подана кассационная жалоба, в которой указано на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с этим предложено их отменить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на отсутствие у администрации потребности в получении субсидии, поскольку последняя была возвращена в бюджет субъекта. Полагает, что заявителем пропущен срок исковой давности, о чем было заявлено в суде первой инстанции. Также считает, что департамент является ненадлежащим ответчиком, поскольку как главный распорядитель бюджетных средств по распоряжению соответствующей части бюджета вправе осуществлять финансирование мероприятий в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета, кассовым планом исполнения краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, то есть только в случае, если законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год департаменту предусмотрены средства на указанные цели. Не согласился заявитель кассационной жалобы с выводом судов о непринятии им всех мер для выделения администрации в 2012 году из краевого бюджета субсидии.
В отзыве на жалобу администрация Артемовского городского округа и её представители в судебном заседании указали на несостоятельность изложенных в жалобе доводов, просили решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставить без изменения.
Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, Департамент финансов Приморского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в суд не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
В судебном заседании 07.09.2016 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 14.09.2016 до 10 час. 20 мин.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права, соблюдение норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дела судами установлено, что постановлением Администрации Приморского края от 16.11.2010 N 371-па (в редакции постановления Администрации Приморского края от 08.02.2012 N 28-па) "О краевой программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Приморского края на 2011 - 2012 годы" утверждена программа, целью которой является решение проблемы обеспечения благоустроенным жильем граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, подлежащих сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Основной задачей краевой программы является предоставление субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Краевой программой определены объем и источник финансирования: общий объем составляет 276,09 млн. руб., в том числе в 2011 году - 223,20 млн. руб., в 2012 году - 52, 89 млн. руб. Источник финансирования - краевой бюджет.
Пунктом 5.2 программы предусмотрено, что субсидия предоставляется бюджету муниципального образования Приморского края при условии принятия муниципальной программы и муниципального правового акта о бюджете муниципального образования, предусматривающего бюджетные ассигнования на исполнение муниципальной программы в размере не менее 10 процентов размера субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования с численностью населения от 100 до 250 тыс. человек включительно, в размере не менее 50 процентов размера субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования с численностью населения более 250 тыс. человек.
Во исполнение условий краевой программы администрацией Артемовского городского округа принята муниципальная ведомственная целевая программа "Переселение граждан Артемовского городского округа из аварийного жилищного фонда на 2011-2012 годы", утвержденная постановлением от 28.01.2011 N 76-па.
Из материалов дела следует, что для приобретения жилых помещений в целях реализации программы по переселению граждан Артемовского городского округа предусмотрено выделение 91 117 680 руб., из них 68 164 431 руб. 45 коп. - из средств бюджета Приморского края, 22 953 248 руб. 55 коп. - из средств бюджета Артемовского городского округа.
Департаментом в соответствии с пунктом 5.6 краевой программы были перечислены в 2011 году муниципальному образованию денежные средства в размере 69 022 242 руб.
В целях реализации программы между администрацией Артемовского городского округа и ЗАО "Стройинвест" заключены муниципальные контракты на приобретение жилых помещений в муниципальную собственность (от 07.06.2011 N 64/11 АЭФ, от 24.09.2011 N119/66 АЭФ, от 22.11.2011 N 166/132 АЭФ).
Поскольку по итогам 2011 года строительство завершено не было, учитывая требования бюджетного законодательства и пункта 5.9.1 краевой программы, неиспользованные в 2011 году средства в размере 10 063 593 руб. возвращены администрацией Артемовского городского округа в краевой бюджет.
Так как обращения заявителя о предоставлении в 2012 году субсидии в размере 9 406 668 руб. 28 коп. для полного завершения программных мероприятий и окончательного расчета с ЗАО "Стройинвест" оставлены без удовлетворения, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением об обязании департамента предоставить субсидию.
Суд первой инстанции, взыскивая указанную сумму с Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, установил наличие у администрации предусмотренной нормами бюджетного законодательства возможности использовать в 2012 году остаток субсидии, выделенной ей в 2011 году, выявил неправомерность действий департамента как органа государственной власти субъекта и главного распорядителя бюджетных средств в рамках краевой программы, который не предоставил Департаменту финансов Приморского края информацию об остатках межбюджетных трансфертов, что, в свою очередь, явилось причиной неприятия администрацией Приморского края соответствующего акта.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции, в том числе о соблюдении администрацией срока исковой давности, который исчисляется с 01.01.2013, а также о том, что департамент является надлежащим ответчиком по делу.
Вместе с тем судами обеих инстанций не учено следующее.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является требование администрации Артемовского городского округа о взыскании 9 406 668 руб. 28 коп., составляющих размер субсидии, которая подлежала перечислению из краевого бюджета в рамках реализации краевой программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае" на 2011 и 2012 годы.
Основанием предъявления данного требования явилась неправомерность действий органов государственной власти Приморского края, которые не предприняли действий для получения заявителем остатка субсидии в следующем финансовом периоде, в результате чего администрация понесла убытки, поскольку судебными актами с неё в пользу застройщика взыскана задолженность по муниципальным контрактам, заключенным в целях реализации краевой программы.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в гражданских правоотношениях наряду с физическими и юридическими лицами выступают особые субъекты, наделенные правом на участие в гражданских правоотношениях - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, за исключением имущества, закрепленного ими за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной и муниципальной собственности (статья 126 ГК РФ).
Положениями статьи 16 ГК РФ установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
Поскольку в рассматриваемом случае публично-правовое образование к участию в деле не было привлечено, а вынесенные по делу судебные акты приняты о его правах и обязанностях, учитывая, что сумма непредоставленной субсидии взыскана фактически за счет средств краевого бюджета, без указания на это в судебным актах, суд кассационной инстанции приходит к выводу о существенном нарушении судами норм процессуального права ввиду принятия судебных актов в отношении лица, не привлеченного к участию в деле.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных актов.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными, подлежат отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 288 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует учесть вышеизложенное, устранить выявленные недостатки и, по итогам рассмотрения всех доводов лиц, участвующих в деле, на основании полной и всесторонней оценки обстоятельств дела, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.03.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 по делу N А51-20683/2015 Арбитражного суда Приморского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.