г. Хабаровск |
|
02 декабря 2016 г. |
А04-5824/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: Т.Г. Брагиной, И.В. Ширяева
при участии:
от заявителя: МДОАУ "Детский сад N 7 "Золушка" города Тынды Амурской области - представитель не явился;
от ГУ - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Гречихина Н.В., представитель по доверенности от 03.10.2016 N 01-22/2804-3526;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение от 26.07.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2016
по делу N А04-5824/2016 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Чумаков П.А., в апелляционном суде судьи: Швец Е.А.. Вертопрахова Е.В., Пескова Т.Д.
по заявлению муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения "Детский сад N 7 "Золушка" города Тынды Амурской области (ОГРН 1022800774941, ИНН 2808014431, место нахождения: 676282, Амурская область, г.Тында, ул.Московских строителей, 17А)
к Государственному учреждению - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022800519829, ИНН 2801008012, место нахождения: 6758000, Амурская область, г.Благовещенск, ул.Горького, 15)
о признании недействительными решений
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад N 7 "Золушка" города Тынды Амурской области (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными: решения Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, Отделение ФСС) о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 12.05.2016 N 5 с/в; решения о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 12.05.2016 N 5 н/с.
Решением суда от 26.07.2016, оставленным без изменений постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2016, заявленные требования удовлетворены: указанные ненормативные акты Отделения ФСС признаны недействительными как несоответствующие Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Судебные акты мотивированы отсутствием оснований полагать спорные выплаты, осуществленными в связи с исполнением работниками своих трудовых обязанностей по трудовым договорам. Суды пришли к выводу, что ежемесячная выплата работникам муниципальных дошкольных образовательных учреждений является одним из видов социальной помощи, мерой социальной поддержки отдельной категории граждан.
Несогласие с судебными актами послужило основанием для обращения Фонда в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой он просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать.
Отделение ФСС в жалобе и его представитель в судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенном в порядке статьи 153.1 АПК РФ посредством организации видеоконференц-связи с Арбитражным судом Амурской области, полагают выводы судов об отсутствии оснований для включения спорных выплат в базу для исчисления страховых взносов ошибочными, основанными на неверном толковании положений действующего законодательства по отношению к установленным по делу обстоятельствам.
Учреждение в отзыве, доводы жалобы отклонило, просило оставить судебные акты без изменений как законные и обоснованные; надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Фондом в отношении МДОАУ Детский сад N 7 "Золушка" проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
Обстоятельства проведения проверки зафиксированы в актах от 15.04.2016 N 22 н/с и 15.04.2016 N22 с/в, по результатам рассмотрения которых Отделением ФСС приняты решения от 12.05.2016 NN 5 н/с, 5 с/в. о привлечении страхователя к ответственности:
- по абзацу 5 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 93 руб. 98 коп.;
- по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 1362 руб. 79 коп.
Кроме того, указанными решениями страхователю предложено перечислить в добровольном порядке выявленную недоимку, начисленные пени и штрафы.
Основанием для принятия оспариваемых решений, послужили выводы Фонда о том, что в период с 2013-2015 учреждением допущено занижение базы для начисления страховых взносов на сумму компенсации педагогическим работникам дневных муниципальных образовательных учреждений, направленной на компенсацию удорожания стоимости продуктов питания, что привело к занижению базы для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму 315 989 руб.; для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 315 989 руб.
Не согласившись с решениями, учреждение оспорило их в арбитражном суде, который признал ненормативные акты недействительными, не соответствующими Закону N 212-ФЗ, Закону N 125-ФЗ. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа считает, что суды обоснованно приняли во внимание следующее.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных в части 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпунктам "б" и "в" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения; с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия.
Статьей 17 Закона N 125-ФЗ определено, что страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанные с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия.
В силу пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с абзацем 1 статьи 129 ТК РФ под заработной платой (оплатой труда работника) понимается - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из содержания статьи 164 ТК РФ следует, что под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Статьей 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
По результатам анализа вышеприведенных положений законодательства суды пришли к верному заключению о том, что включению в базу для исчисления страховых взносов по правилам Закона N 212-ФЗ и Закона N125-ФЗ подлежат все выплаты, осуществляемые работодателем работнику, за исключением тех, перечень которых определен в законах и по своему содержанию имеет социальную направленность и не является вознаграждением за исполнение работником непосредственно трудовых функций. При этом меры социальной поддержки могут быть предусмотрены нормативными актами соответствующих законодательных органов муниципальных образований за счет средств их бюджетов в отношении конкретной категории граждан.
Суды установили, что ежемесячная выплата в сумме 800 руб., направленная на компенсацию удорожания стоимости продуктов питания работникам муниципальных дошкольных образовательных учреждений определена решением Тындинской городской Думы от 16.10.2006 N 90 (в редакции решения Тындинской городской Думы от 15.11.2011 N 90) путем утверждения "Положения о социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Постановлением Администрации города Тынды от 26.12.2011 N 3602 утвержден Порядок назначения и уплаты названной ежемесячной выплаты.
Таким образом, на территории г. Тынды ежемесячные выплаты компенсации удорожания стоимости питания работникам муниципальных дошкольных образовательных учреждений установлены нормативным актом представительного органа местного самоуправления по собственной инициативе за счет средств соответствующего бюджета.
Доказательств тому, что данные выплаты выплачиваются работодателем за свой счет и в связи с осуществлением работниками своих трудовых обязанностей и предусмотрены трудовым договором, либо являются компенсациями в смысле статьи 164 ТК РФ, Фондом в ходе судебно разбирательства не представлено.
При таких обстоятельствах, суд округа соглашается с обеими судебными инстанциями в том, что у Фонда отсутствовали правовые основания для вынесения решений о привлечении учреждения к ответственности, о доначислении страховых взносов и пени в результате невключения страхователем в состав облагаемой базы для начисления страховых взносов сумм компенсаций удорожания стоимости питания работников детского сада.
В связи с чем, оспариваемые решения Отделения ФСС правомерно признаны судами недействительными.
Так как все обстоятельства дела установлены судами в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов, не установлено, у суда округа отсутствуют законные основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.07.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2016 по делу N А04-5824/2016 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.