г. Хабаровск |
|
06 декабря 2016 г. |
А51-7788/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: О.В. Цирулик, Е.К. Яшкиной
при участии:
от администрации городского округа Большой Камень:
- Пикуль А.В., представитель по доверенности N 01/12-0363 от 10.03.2016;
от администрации Шкотовского муниципального района:
- Калашник Т.О., представитель по доверенности N 12-399 от 06.02.2015
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Большой Камень
на решение от 13.07.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2016
по делу N А51-7788/2016 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.В. Кобко,
в суде апелляционной инстанции судьи Т.А. Аппакова, Д.А. Глебов, Н.А. Скрипка
по иску администрации Шкотовского муниципального района
к администрации городского округа Большой Камень
третьи лица: муниципальное казенное учреждение "Служба обеспечения" городского округа Большой Камень, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании права собственности
Администрация Шкотовского муниципального района обратилась с заявлением к Администрации городского округа Большой Камень о признании права собственности на следующие объекты недвижимости:
- нежилое здание - администрация, имеющее кадастровый номер 25:36:101201:14905, расположенное по адресу: Приморский край, ЗАТО г.Большой Камень, ул.Карла Маркса, д.4;
- нежилое здание - гаражи, имеющее кадастровый номер 25:36:010201:1816, расположенное по адресу: Приморский край, ЗАТО г.Большой Камень, в 7,3 м на северо-запад от здания по ул.Карла Маркса, 4;
- земельный участок, имеющий кадастровый номер 25:36:010201:56, под существующим зданием администрации ЗАТО г.Большой Камень, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое здание. Почтовый адрес ориентира: край Приморский, адм. ок городской округ ЗАТО Большой Камень, г.Большой Камень, ул.Карла Маркса, дом 4;
- земельный участок, имеющий кадастровый номер 25:36:010201:229, под существующими гаражами администрации ЗАТО г.Большой Камень, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом. Участок находится примерно в 4 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: край Приморский, адм. ок городской округ ЗАТО Большой Камень, г.Большой Камень, ул.Карла Маркса, д. 4.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 14.04.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 11.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКУ "Служба спасения" городского округа Большой Камень.
При рассмотрении дела судом первой инстанции истец в порядке статьи 49 АПК РФ заявил отказ от исковых требований в части признания права на земельный участок, имеющий кадастровый номер 25:36:010201:56, и на земельный участок, имеющий кадастровый номер 25:36:010201:229.
Решением суда от 13.07.2016, оставленным без изменения постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2016, производство по делу в части требований о признании права собственности на вышеуказанные земельные участки прекращено, требование в остальной части удовлетворено.
В кассационной жалобе администрация городского округа Большой Камень просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как необоснованные. Заявитель указывает на неисследованность судами вопроса, к ведению какого именно Совета народных депутатов после вступления в силу Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 относились спорные объекты недвижимости. Настаивает на том, что в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22.09.1987 N 12666-ХI вся территория Шкотовского района находилась в ведении Большекаменского городского совета народных депутатов, поэтому в силу Постановления N 3020-1 спорное имущество подлежало отнесению к муниципальной собственности города. Настаивает на применении срока исковой давности к спорным правоотношениям.
В отзыве на кассационную жалобу администрация Шкотовского муниципального района выразила несогласие с изложенными в ней доводами, просила оставить без изменения обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, представители администраций доводы кассационной жалобы и отзыва на нее поддержали, дали по ним пояснения.
Третьи лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Указом Президента Российской Федерации от 19.07.1996 N 1043 город Большой Камень преобразован в закрытое административно-территориальное образование город Большой Камень.
Согласно пункту 2 названного Указа ЗАТО Большой Камень по всем вопросам его деятельности, за исключением вопросов, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, определенных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", находится в ведении Приморского края.
В соответствии с пунктом 4 этого же Указа Правительству Российской Федерации совместно с администрацией Приморского края надлежало провести необходимые организационно-правовые мероприятия, связанные с преобразованием города Большой Камень Приморского края в закрытое административно-территориальном образование.
Законом Приморского края от 11.07.1997 N 92-КЗ "О разграничении муниципальной собственности" приняты меры по разграничению объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями: Шкотовский район и ЗАТО Большой Камень. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.1998 указанный Закон признан недействительным.
Постановлением Думы Приморского края от 27.10.1998 N 227 создана комиссия по разграничению муниципальной собственности между муниципальным образованием Шкотовский район и ЗАТО Большой Камень. По результатам проведенной Счетной палатой Российской Федерации проверки, отраженной в письме от 27.07.2006 N 01-1102/13-3, направленном Председателю Правительства Российской Федерации, и представлении Счетной палаты Российской Федерации от 24.07.2006 N ПР13-213/13-2, направленном Губернатору Приморского края, установлено, что не решен вопрос о разграничении муниципальной собственности между ЗАТО Большой Камень и Шкотовским районом: отсутствует разделительный баланс (передаточный акт), устанавливающий переход прав и обязанностей на объекты собственности между муниципальными образованиями ЗАТО Большой Камень и Шкотовский район, не осуществлена передача в муниципальную собственность ЗАТО Большой Камень расположенных на его территории объектов жилищно-коммунального назначения, находящихся в муниципальной собственности Шкотовского района.
Во исполнение названных указаний администрациями городского округа ЗАТО Большой Камень и Шкотовского муниципального района проведено совместное совещание, на котором выработаны действия и меры, необходимые предпринять для разграничения муниципальной собственности между данными муниципальными образованиями, что отражено в протоколе совместного совещания от 02.11.2006.
Между тем соответствующие мероприятия по разграничению муниципальной собственности и исполнению протокола от 02.11.2006 сторонами не приняты.
В рамках дела N А51-1694/2008 42-111 Арбитражного суда Приморского края по иску администрации Шкотовского муниципального района признано недействительным зарегистрированное право муниципальной собственности городского округа ЗАТО Большой Камень на следующее недвижимое имущество: здание администрации, расположенное по адресу: Приморский край, ЗАТО г. Большой Камень, ул. Карла Маркса, 4; здание Центральной городской больницы, расположенное по адресу: Приморский край, ЗАТО г. Большой Камень, ул. Зеленая, 3; нежилые помещения общей площадью 188,20 кв. м в здании (лит.А), номера на поэтажном плане: 29-43, этаж: 1, расположенные по адресу: Приморский край, ЗАТО г. Большой Камень, ул. Карла Маркса, 4-а.
Объекты недвижимости - нежилое здание администрации, 1964 года постройки, площадью 1 799,9 кв. м, расположенное в ЗАТО г. Большой камень, ул. Карла Маркса, 4; нежилое здание гаража, 1971 года постройки площадью 501,2 кв. м, расположенное в 7,3 метрах на северо-запад от здания по ул. Карла Маркса, 4-а, зарегистрированы на праве собственности за ЗАТО г. Большой Камень, что подтверждается выписками из ЕГРП, составленными по состоянию на 30.03.2016.
Администрация Шкотовского муниципального района, ссылаясь на обстоятельства, установленные в рамках дела N А51-1694/2008 42-111, и полагая, что является собственником объектов недвижимости, расположенных по ул. Карла Маркса, д. 4, 4-а, а именно нежилого здания администрации, здания гаражей, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Пунктом 58 Постановления N 10/22 предусмотрено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 59 Постановления N 10/22).
При разрешении спора суды, удовлетворяя исковые требования, исходили из следующего.
Так, спор возник в отношении здания администрации 1964 года постройки и здания гаражей 1971 года постройки, которые в настоящее время фактически занимают администрация Шкотовского муниципального района и администрация городского округа Большой Камень. При этом часть зданий, ныне используемая администрацией городского округа Большой Камень, с 1996 года занимало ЗАТО г. Большой Камень (Указом Президента РФ от 01.09.2014 N 602 ЗАТО г. Большой Камень с 01.01.2015 упразднено).
Как указано выше, в рамках дела N А51-1694/2008 42-111 Арбитражного суда Приморского края признано недействительным зарегистрированное право муниципальной собственности городского округа ЗАТО г. Большой Камень, в том числе на здание администрации, расположенное по ул. Карла Маркса, д. 4. При этом установлено, что организационно-правовые мероприятия, предусмотренные пунктом 4 Указа Президента РФ N 1043, в части, касающейся разграничения муниципального имущества между городским округом ЗАТО г. Большой Камень и Шкотовским муниципальным районом, в установленном порядке не проведены. Распоряжение администрации Приморского края от 03.07.2009 N 315-ра о соответствующем разграничении имущества признано незаконным как произведенное с превышением компетенции органа государственной власти субъекта РФ, в нарушение федерального законодательства о закрытом административно-территориальном образовании.
Эти обстоятельства по настоящему спору суд обоснованно признал преюдициальными в силу положений статьи 69 АПК РФ, поэтому судом кассационной инстанции не принимаются.
Иных доказательств, свидетельствующих о возникновении права муниципальной собственности на спорные объекты у городского округа Большой Камень, в деле не представлено.
Вместе с тем судами принято во внимание, что спорные объекты с момента их ввода в эксплуатацию являлись государственной собственностью и находились у местных органов власти в оперативном управлении (статьи 94, 95, 96 ГК РСФСР).
Как верно отмечено судами, в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и приложением N 3 к нему спорные объекты являются муниципальной собственностью Шкотовского района.
В этой связи суды учитывая, что каждое из спорных зданий представляет в целом объект недвижимости, исключая правовую неопределенность судьбы этих зданий, правомерно сочли возможным признать право собственности на них за Шкотовским муниципальным районом.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены доводы городского округа относительно того, что спорное имущество с 1989 года на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 22.09.1989 N 12666-XI находилось в ведении Большекаменского городского совета народных депутатов и поэтому подлежало отнесению к муниципальной собственности города. Как верно отмечено судом, названным Указом вопрос о разграничении собственности между городом и Шкотовским районом не разрешался. Постановка соответствующего вопроса не исключена в рамках реализации положений статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающих, в том числе, порядок безвозмездной передачи имущества в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
Ссылка городского округа на неприменение к спорным правоотношениям правил о исковой давности также рассмотрена судами и отклонена как необоснованная. Суды установили, что в данном случае истец никогда не утрачивал фактического владения частью имущества, а также то, что спорное имущество в установленном порядке не разделено на самостоятельные объекты недвижимости.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного спора, исследованы судом первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменений.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.07.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2016 по делу N А51-7788/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Н. Новикова |
Судьи |
О.В. Цирулик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены доводы городского округа относительно того, что спорное имущество с 1989 года на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 22.09.1989 N 12666-XI находилось в ведении Большекаменского городского совета народных депутатов и поэтому подлежало отнесению к муниципальной собственности города. Как верно отмечено судом, названным Указом вопрос о разграничении собственности между городом и Шкотовским районом не разрешался. Постановка соответствующего вопроса не исключена в рамках реализации положений статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающих, в том числе, порядок безвозмездной передачи имущества в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 декабря 2016 г. N Ф03-5565/16 по делу N А51-7788/2016
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2017 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-7788/16
06.12.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5565/16
29.11.2016 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6641/16
22.09.2016 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6641/16
13.07.2016 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-7788/16