Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным договора, о признании недействительным права собственности, о признании незаконным акта органа власти в отношении земельного участка, по уплате налогов
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда апелляционной истанции отменено, решение суда первой инстанции отменено
г. Хабаровск |
|
28 декабря 2016 г. |
А73-3989/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Т.Г. Брагиной, Т.Н. Никитиной
при участии:
от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Рыкуновой И.А., представитель по доверенности от 24.11.2016 N 105;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска - Игнатченко В.В., представитель по доверенности от 11.01.2016 N 04-27/3;
от третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю - Калашниковой О.Н., представитель по доверенности от 31.12.2015 N 05-18/7;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска
на решение от 08.06.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016
по делу N А73-3989/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Д.Манник;
в суде апелляционной инстанции судьи: Е.А. Швец, Е.В. Вертопрахова, Т.Д.Пескова
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 272302115, место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Ханкайская, 27)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска (ОГРН 1042700168741, ИНН 2721031295, место нахождения: 680030, г. Хабаровск, ул. Ленина, 57 )
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700168961, ИНН 2721121446, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, 41)
о признании незаконным решения
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России" (далее - заявитель, учреждение, ФГКУ "ДТУИО МО") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска (далее - инспекция, налоговый орган, ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска) о признании недействительным решения от 09.11.2015 N 756 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - управление, УФНС России по Хабаровскому краю) от 29.01.2016 N 13-10/342/01475С.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 31.03.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - управление, УФНС России по Хабаровскому краю).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 08.06.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016, заявление удовлетворено, решение налогового органа от 09.11.2015 N 756 в редакции решения УФНС России по Хабаровскому краю от 29.01.2016 N 13-10/342/01475С о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения признано незаконным как не соответствующее положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска в кассационной жалобе просит их отменить и принять по делу новый судебный акт, которым учреждению в удовлетворении заявления отказать. В обоснование доводов жалобы налоговый орган указывает на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, а именно пункта 1 статьи 388, пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункта 1 статьи 25, пункта 5 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, и, ссылаясь на правовую позицию, изложенную в пунктах 4 и 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", указывает на неправильное определение судами момента прекращения исполнения заявителем обязанности по уплате земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 27:23:0030412:1437, 27:23:0030412:1438.
Не согласился налоговый орган с выводом судов об отсутствии у ФГКУ "ДТУИО МО" обязанности по уплате земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 27:23:0030122:3. Полагает, что суды неправильно отнесли объект, расположенный на данном земельном участке, к особо ценному объекту культурного наследия народов Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ФГКУ "ДТУИО МО" просило судебные акты оставить без изменения, ссылается на несостоятельность изложенных в жалобе доводов.
УФНС России по Хабаровскому краю в представленном отзыве привело доводы о согласии с жалобой инспекции, просит судебные акты отменить.
В заседании суда кассационной инстанции представители инспекции и управления жалобу поддержали, представитель учреждения просила судебные акты оставить без изменения.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 15.12.2016 объявлялся перерыв до 14 час. 55 мин. 22.12.2016, впоследствии заседание продолжено с участием тех же представителей лиц.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права, соблюдение норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, приходит к выводу о наличии оснований для частичной отмены судебных актов.
При исследовании обстоятельств данного дела судами обеих инстанций установлено, что по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации ФГКУ "ДТУИО МО" по земельному налогу за 2014 год, представленной 29.01.2015, инспекция решением от 09.11.2015 N 756 доначислила учреждению земельный налог за 2014 год в общей сумме 1 235 499 руб. по 31-му земельному участку.
УФНС России по Хабаровскому краю, рассмотрев жалобу налогоплательщика, решением от 29.01.2016 N 13-10/342/01475с решение инспекции от 09.11.2015 N 756 в части доначисления земельного налога в сумме, превышающей 263 556 руб., отменило, а в остальной части (по земельным участкам с кадастровыми номерами 27:23:0030412:1437, 27:23:0030412:1438. 27:23:0030122:3) оставило без изменения.
Основанием для доначисления земельного налога за 2014 год в сумме 263 556 руб. явился вывод инспекции о неисполнении учреждением обязанности по уплате земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 27:23:0030412:1437, 27:23:0030412:1438 (г. Хабаровск, Волочаевский городок) за январь, февраль 2014 года, поскольку право постоянного бессрочного пользования прекращено за учреждением 03.03.2014. Относительно земельного участка с кадастровым номером 27:23:0030122:3 налоговый орган не установил обстоятельств, позволяющих исключить его из объектов налогообложения.
Ссылаясь на незаконность решения инспекции от 09.11.2015 N 756, ФГКУ "ДТУИО МО" обратилось за защитой нарушенного права в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, признавая решение инспекции незаконным в части доначисления земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 27:23:0030412:1437, 27:23:0030412:1438, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Плательщиками земельного налога, как это следует из пункта 1 статьи 388 НК РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", за исключениями, оговоренными в пунктах 4, 5 данного постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Из материалов дела видно, что ФГКУ "ДТУИО МО" создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2007 N 982-р в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил Российской Федерации (пункты 1, 4 устава, утвержденного министром обороны Российской Федерации 25.05.2012).
Согласно сведениям, содержащимся в кадастровых паспортах земельных участков с кадастровыми номерами 27:23:0030412:1437, 27:23:0030412:1438, указанные участки, используемые под размещение школы и детского сада, образованы в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером 27:23:000000:385 и поставлены на кадастровый учет 23.08.2013.
Впоследствии на основании приказов директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 10.10.2013 N 1280 и от 26.03.2013 N 232 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены сведения о регистрации 23.10.2013 права собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ "ДТУИО МО" на земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:0030412:1437, 27:23:0030412:1438.
Во исполнение приказа заместителя министра обороны Российской Федерации от 11.12.2013 N 112, на основании передаточного акта от 20.12.2013 N 170 указанные земельные участки переданы в собственность муниципального образования "Город Хабаровск Хабаровского края", право собственности которого зарегистрировано 09.01.2014.
Таким образом, поскольку сведения в реестр о праве иного лица (муниципального образования) на спорные земельные участки внесены 09.01.2014, с указанной даты прекращено право собственности Российской Федерации, а также право постоянного (бессрочного) пользования учреждения находившимися в государственной собственности земельными участками.
Учитывая фактические обстоятельства дела, внесение 03.03.2014 записи о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками ФГКУ "ДТУИО МО" не свидетельствует о наличии у заявителя обязанности по внесению земельного налога за январь и февраль 2014 года.
Признавая недействительным решение инспекции в части доначисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 27:23:0030122:3, суд первой инстанции исходил из того, что данный земельный участок, расположенный в г. Хабаровске, по ул. Шевченко, 20, занят объектом, который отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, в связи с чем спорный земельный участок не является объектом налогообложения земельным налогом.
Между тем судами обеих инстанций не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
В пункте 2 статьи 389 НК РФ установлен перечень земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения по земельному налогу.
Так, подпунктом 2 пункта 2 статьи 389 НК РФ определено, что не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Следовательно, не признаются объектами налогообложения земельные участки, отвечающие одновременно двум критериям: земельные участки должны находиться в государственной или муниципальной собственности; земельные участки должны быть заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Пунктами 1 и 2 Положения об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1992 N 1487, к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.
Отнесение указанных объектов к числу особо ценных осуществляется Указом Президента Российской Федерации. Объекты, отнесенные к числу особо ценных, включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030122:3, находящемся по адресу: г. Хабаровск, ул. Шевченко, 20, расположен объект недвижимости - музей.
Указанное здание как здание Государственного банка 1904-1907 гг. на основании Указа Президента Российской Федерации от 20.02.2995 N 176 включено в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Вместе с тем доказательств того, что указанный объект недвижимости, являясь объектом культурного наследия федерального значения, признан особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1992 N 1487 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации", учреждение не представило.
При таких обстоятельствах, у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для признания незаконным решения инспекции от 09.11.2015 N 756 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения управления от 29.01.2016 N 13-10/342/01475С о доначислении земельного налога за 2014 год по земельному участку с кадастровым номером 27:23:0030122:3 в сумме 81 515 руб.
На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат частичной отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ, поскольку при их принятии судами неправильно применены нормы материального права.
Принимая во внимание, что судами первой и второй инстанций фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но неправильно применена норма материального права, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ является основанием для частичной отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции полагает возможным вынести в этой части новый судебный акт об отказе ФГКУ "ДТУИО МО" в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.06.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 по делу N А73-3989/2016 Арбитражного суда Хабаровского края в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска от 09.11.2015 N 756 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 29.01.2016 N 13-10/342/01475С о доначислении земельного налога за 2014 год в сумме 81 515 руб. отменить.
Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в удовлетворении заявления в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска от 09.11.2015 N 756 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 29.01.2016 N 13-10/342/01475С о доначислении земельного налога за 2014 год в сумме 81 515 руб. отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.