г. Хабаровск |
|
23 января 2017 г. |
А73-3539/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Брагиной Т.Г.
Судей: Михайловой А.И., Ширяева И.В.
при участии:
от заявителя: управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области - Исаков Ю.В., представитель по доверенности от 22.07.2016 N 52;
от ТУ Росимущества в Хабаровском крае - Левина Е.А., представитель по доверенности от 23.04.2014 N 6 юр/454045.1-08;
от третьего лица: УМВД России по Сахалинской области - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
на решение от 03.06.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2016
по делу N А73-3539/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Леонов Д.В., в апелляционном суде судьи: Швец Е.А., Вертопрахова Е.В., Пескова Т.Д.
по заявлению управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
третье лицо: управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области
о признании незаконным бездействия
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ОГРН 1092721001339, ИНН 2721165852, место нахождения: 680013, г.Хабаровск, ул.Ленина,18а, далее - заявитель, управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (ОГРН 1092721008005, ИНН 2721172546, место нахождения: 680030, г.Хабаровск, ул.Запарина,65, далее - ТУ Росимущества в Хабаровском крае), выразившегося в непринятии решения о прекращении права оперативного управления в отношении 37 единиц служебного оружия.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области (место нахождения: 693000, г.Южно-Сахалинск, ул.Ленина,149, далее - УМВД России по Сахалинской области).
Решением суда от 03.06.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2016, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной ТУ Росимущества в Хабаровском крае в Арбитражный суд Дальневосточного округа, ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов со ссылкой на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
УМВД России по Сахалинской области отзыв на жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда округа не обеспечило.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы и отзыва управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО на нее, выслушав мнение представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для её удовлетворения.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286-289 АПК РФ.
Отношения, возникающие при обороте оружия, в том числе служебного, на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии), положения которого направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия (преамбула).
Указанный Федеральный закон устанавливает особый режим оборота оружия - устройств и предметов, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели (часть первая статьи 1), в том числе служебного, под которым статьёй 4 Закона понимается оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, распоряжением ТУ Росимущества по Сахалинской области от 20.08.2009 N 262-р за управлением Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям (на основании приказа Россельхознадзора от 10.11.2011 N 557 - управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО) закреплено на праве оперативного управления служебное оружие.
На протяжении 2013-2015 годов управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО обращалось в ТУ Росимущества в Хабаровском крае с вопросом о прекращении права оперативного управления на оружие. Отсутствие положительного ответа в виде решения о прекращении права оперативного управления на оружие и принятии его в казну, послужили основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренным главой 24 АПК РФ.
Арбитражный суд, исходя из установленных по делу обстоятельств и руководствуясь статьями 4, 10, 12 Закона об оружии, статьями 299, 236, 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2010 N 31, пунктами 4.1, 4.11 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, пришёл к выводу о том, что оружие является федеральной собственностью; нахождение оружия на праве оперативного управления у управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО не обусловлено целями деятельности и полномочиями этого органа; ТУ Росимущества в Хабаровском крае обязано принять соответствующее решение и изъять данное имущество как неиспользуемое, невыполнение ТУ Росимущества в Хабаровском крае возложенных обязанностей расценивается как незаконное бездействие. Удовлетворяя заявленные требования, суд обязал ТУ Росимущества в Хабаровском крае принять решение о прекращении права оперативного управления в отношении 37 единиц служебного оружия.
Между тем судом ошибочно не учтено следующее.
Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (пункт 9).
Согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 Положения), осуществляющим функции по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях.
В соответствии с пунктом 5.4 названного Положения Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества необходимого для обеспечения исполнения функций в отношении федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, казенным предприятиям, подведомственным Министерству.
При таком положении суд не имел правовых оснований для вывода о незаконности бездействия ТУ Росимущества в Хабаровском крае, поскольку решение вопроса, поставленного управлением Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО, не относится к его компетенции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.06.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2016 по делу N А73-3539/2016 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Г.Брагина |
Судьи |
А.И.Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.