г. Хабаровск |
|
07 февраля 2017 г. |
А73-9918/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Ширяева И.В.
Судей: Луговой И.М., Михайловой А.И.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Колонна": представитель не явился;
от инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска: Харитонова М.Н., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 19-17/34843;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска
на решение от 13.10.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016
по делу N А73-9918/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Серга Д.Г., в суде апелляционной инстанции судьи Швец Е.А., Вертопрахова Е.В., Харьковская Е.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колонна"
к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска
о признании недействительным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Колонна" (ОГРН 1152703004145, ИНН 2703086260, место нахождения: 681003, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда, д. 58, к. 2, оф. 1, далее - общество, ООО "Колонна") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска (ОГРН 1042700263396, ИНН 2724022154, место нахождения: 680021, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Станционная, 18, далее - инспекция, регистрирующий орган, налоговый орган) от 15.04.2016 N 4205А об отказе в государственной регистрации сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора ООО "Колонна".
Решением суда от 13.10.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016, заявление общества удовлетворено, оспариваемое решение инспекции от 15.04.2016 N 4205А об отказе в государственной регистрации признано недействительным. Судебные инстанции указали, что отсутствие сведений об адресе электронной почты в уведомлении о ликвидации юридического лица (форма N Р15001) по смыслу положений статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) не является основанием для отказа в государственной регистрации.
Инспекция, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, считая их незаконными, подала в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права, предлагает решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием предмета заявленных требований.
Податель жалобы утверждает, что оспариваемое решение инспекции от 15.04.2016 N 4205А об отказе в государственной регистрации права, законные интересы общества не нарушило, так как не воспрепятствовало последнему в дальнейшем повторно направить в инспекцию надлежащим образом оформленное уведомление о ликвидации юридического форме по форме N Р15001. Как считает инспекция, требования к оформлению соответствующего уведомления, установленные Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", обязательны. Несоблюдение вышеуказанных требований, в частности неуказание заявителем в пункте 5.6.2 формы N Р15001 адреса электронной почты в случае, когда уведомление по названной форме направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, по мнению инспекции, является основанием для отказа в государственной регистрации применительно к подпункту "х" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
Общество отзыв не представило.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме.
Общество, извещенное в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу инспекции обоснованной, а принятые по делу судебные акты - подлежащими отмене.
Как установили суды и следует из материалов дела, ликвидатор общества "Колонна" Бондаренко М.В. представила 08.04.2016 в регистрирующий орган на государственную регистрацию с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования следующие документы:
уведомление о ликвидации юридического лица по форме N Р15001;
решение единственного участника общества "Колонна" о ликвидации общества и назначении ликвидатора, оформленное протоколом внеочередного собрания от 08.04.2016 N 3.
Рассмотрев представленные документы, инспекция на основании подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации приняла решение от 15.04.2016 N 4205 А об отказе в государственной регистрации. Регистрирующий орган указал на отсутствие в поданном в электронном виде уведомлении по форме N Р15001 сведений об адресе электронной почты; данное обстоятельство, как отметила инспекция, свидетельствует о несоблюдении подателем уведомления требований, установленных Законом о государственной регистрации в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации, и влечет отказ в государственной регистрации.
ООО "Колонна", не согласившись с вышеуказанным решением налогового органа, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции и поддержавший его выводы апелляционный суд, удовлетворяя требования заявителя и признавая спорное решение инспекции недействительным, руководствовались подпунктом "в" пункта 1 статьи 5, пунктом 4 статьи 29 Закона о государственной регистрации, исходили из того, что наличие в уведомление по форме N Р15001 адреса электронной почты не является обязательным требованием для осуществления государственной регистрации. Отклоняя соответствующие доводы инспекции, судебные инстанции отметили, что статья 23 Закона о государственной регистрации содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, отсутствие адреса электронной почты к числу таковых не относится.
Между тем суды не учли следующее.
Статьей 20 Закона о государственной регистрации регламентирован порядок подачи в регистрирующий орган уведомления о ликвидации юридического лица.
Согласно положениям пунктов 1.1, 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, в соответствии с подпунктами 5.9.38, 5.9.39 которого на Федеральную налоговую службу возложены полномочия по утверждению форм заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Приказ N ММВ-7-6/25@) утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Названный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.05.2012, регистрационный номер 24139, опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 44, 29.10.2012, информация размещена на официальном сайте Федеральной налоговой службы по адресу: http://www.nalog.ru.
Приложение N 8 к Приказу N ММВ-7-6/25@ содержит форму уведомления о ликвидации юридического лица (далее - форма N Р15001). Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, содержатся в приложении N 20 к вышеуказанному приказу (далее - Требования).
Как видно из формы N Р15001, в подпункте 5.6.2 названной формы, являющемся частью раздела 5 "Сведения о заявителе" и пункта 5.6 "Контактные данные", следует указывать E-mail.
Подпунктом 9.6.5 Требований определено, что раздел 5 "Сведения о заявителе", вышеуказанной Формы N Р15001, заполняется с учетом положений соответственно подпунктов 2.9.1 - 2.9.3, 2.9.5, 2.9.6 Требований. Пункт 5.6 "Контактные данные" заполняется с учетом положений абзаца четвертого подпункта 2.20.4 Требований.
Согласно указаниям абзаца четвертого подпункта 2.20.4 Требований подпункт 4.6.2 формы N Р11001 (E-mail) заполняется в случае направления в регистрирующий орган документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Подпунктом "х" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации определено, что несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Законом о государственной регистрации в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации, является основанием для отказа в государственной регистрации.
Судами из материалов дела установлено, что в поданном в инспекцию с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования ООО "Колонна" уведомлении о ликвидации юридического лица по форме N Р15001 отсутствовали сведения об адресе электронной почты.
Судебные инстанции ошибочно, без учета положений Приказа N ММВ-7-6/25@, квалифицировали названный адрес электронной почты не как принадлежащий заявителю уведомления, а как принадлежащий юридическому лицу, при том, что форма N Р15001 не предусматривает указание электронной почты юридического лица и соответствующие возражения относительно надлежащих мотивов принятого решения об отказе в государственной регистрации с отсылками на Приказ N ММВ-7-6/25@ представлялись налоговым органом как в отзыве на заявление, так и в апелляционной жалобе.
Учитывая изложенное, поскольку в поданном ООО "Колонна" с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования уведомлении о ликвидации юридического лица по форме N Р15001 действительно не был заполнен подпункт 5.6.2 (E-mail), регистрирующий орган, принимая во внимание несоблюдение заявителем требований, установленных Законом о государственной регистрации в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации, законно решением от 15.04.2016 N 4205А отказал в государственной регистрации применительно в подпункту "х" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
Необходимость соблюдения заявителями при подаче заявлений, уведомлений в регистрирующий орган положений Приказа N ММВ-7-6/25@ согласуется с судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации (определение от 30.05.2016 N 310-КГ16-4707, от 22.03.2016 N 306-КГ16-963, решение от 14.01.2015 N АКПИ14-1297).
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, относительно отсутствия в поданном ООО "Колонна" уведомлении по форме N Р15001 адреса электронной почты, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ отменяет обжалуемые судебные акты и, не направляя дело на новое рассмотрение, принимает новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления общества
Решением суда от 13.10.2016 с инспекции в пользу общества взыскано 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, 14.12.2016 Арбитражным судом Хабаровского края после рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции выдан исполнительный лист на взыскание названной суммы. Учитывая отмену в кассационном порядке принятых по настоящему делу судебных актов, суду первой инстанции надлежит произвести поворот исполнения вышеуказанного исполнительного листа в порядке, установленном статьями 325, 326 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 284, 286-289, 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.10.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016 по делу N А73-9918/2016 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Колонна" в удовлетворении заявления о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска от 15.04.2016 N 4204А об отказе в государственной регистрации отказать.
Арбитражному суду Хабаровского края произвести поворот исполнения решения от 13.10.2016 по вопросу взыскания с инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Колонна" судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.