г. Хабаровск |
|
21 марта 2017 г. |
А51-2838/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Н.Ю. Мельниковой,
судей: Е.Н. Захаренко, И.А. Тарасова,
при участии:
от истца: А.С. Парфенова представителя по доверенности от 09.09.2016 N 265
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы закрытого акционерного общества "Порт Восточные ворота - Приморский завод" и общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье"
на решение от 24.08.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016
по делу N А51-2838/2016 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали:
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
к закрытому акционерному обществу "Порт Восточные ворота - Приморский завод" (ОГРН 1022500708548, ИНН 2508005500, место нахождения: 692903, Приморский край, г. Находка, ул. Судоремонтная, 29 А)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье" (ОГРН 1052501602548, ИНН 2508066848, место нахождения: 692921, Приморский край, г. Находка, ул. Пирогова, 13, 1, 617)
о взыскании 688 029 руб. 68 коп.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском закрытому акционерному обществу "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" (ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод") о взыскании 688 029 руб. 68 коп. платы за время нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования за период с 14.08.2015 по 15.09.2015.
Определением арбитражного суда от 18.02.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета, спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.08.2016, оставленным без изменением постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016, иск удовлетворен в полном размере.
Не согласившись с судебными актами ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" и ООО "Трансбункер-Приморье" обратились в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационными жалобами, в которых просили отменить судебные акты, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Ответчик ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" в кассационной жалобе указал, что договор N 246 не содержит условий о возможности начисления платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования, а также о размере такой платы, а также, что у суда отсутствовали основания для взыскания платы без изменения истцом предмета иска на основании статьи 49 АПК РФ, а также, что суды не учли, что ОАО "РЖД", принимая к перевозке грузы в количестве, превышающем перерабатывающую способность железнодорожного пути необщего пользования, обязано было соблюдать количество вагонов одного груза без замены.
Третье лицо ООО "Трансбункер-Приморье" в жалобе указало, что суд первой инстанции, в нарушение статьи 170 АПК РФ не дал правовой оценки его доводам, не указал мотивы, по которым он их отклонил, а суд апелляционной инстанции не устранил данное нарушение, а также, что истец не представил в обоснование иска копии памяток приемосдатчика.
Представитель истца ОАО "РЖД" в заседании суда кассационной инстанции пояснил, что предметом спора являлась плата за предоставление инфраструктуры, которая в накопительных ведомостях значится как "плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе (кроме случая задержки в пути следования)", поддержал доводы отзыва, просил судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик и третье лицо, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направили.
Исследовав материалы дела, доводы, приведенные в кассационных жалобах, отзыва на жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" (владелец) 28.10.2014 заключен договор N 246 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по железнодорожной станции Рыбники с протоколами разногласий, согласования разногласий, в соответствии с которым осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Владельцу, примыкающего стрелочным переводом N 5 к станции Рыбники, локомотивом Владельца.
Пунктом 5 договора установлено, что подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования Владельца производится круглосуточно по уведомлению Перевозчика. Уведомление о предстоящей подаче вагонов Перевозчик передает Владельцу по телефону не позднее, чем за 2 часа до планируемой подачи.
Согласно пункту 6 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на участок железнодорожного выставочного пути N 26 протяженностью 300 м, принадлежащего Владельцу. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка по местам погрузки/выгрузки осуществляется локомотивом Владельца.
На основании пункта 9.1 договора учет времени нахождения вагонов на ответственности Владельца осуществляется по памяткам приемосдатчика и актам общей формы в случае их составления.
Пунктом 10 договора установлены следующие технологические сроки оборота вагонов: в теплый период года - 8 часов, в холодный период года (с 15 октября по 15 апреля) - 13 часов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 19 договора в редакции протокола согласования разногласий от 28.10.2014 владелец путей необщего пользования уплачивает перевозчику плату за время ожидания подачи или приема вагонов на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от владельца путей необщего пользования, а также за время нахождения вагонов на промежуточных станциях в поездах, временно оставленных от движения по ставкам Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" с учетом коэффициентов индексации.
В период с 14.08.2015 по 15.09.2015 на железнодорожную станцию Рыбники прибывали вагоны: 57153546, 53983755, 53942348, 51466548, 51355311, 51301018, 51299477, 51292985, 51052637, 50954023, 50782051, 50608629, 50341551, 57784795, 57758591, 57756199, 51586212, 51440881, 50996800, 50746700, 50694991, 50603489, 50547694, 57676991, 51455483, 51425445, 73349946, 51931830, 51846541, 51257236, 50298835, 50168004, 50130558, 51840239, 57669046, 51248508, 51112829, 73137945, 51453124, 50995414, 50328798, 73612731, 57172066, 57021009, 53966750, 51520898, 51073492, 50799105, 50779321, 50186139, 53995817, 53966446 в адрес ООО "Трансбункер-Приморье" с подачей на подъездной путь необщего пользования ЗАО "Порт Восточные Ворота-Приморский завод".
Перевозчик извещениями N N 212, 193, 242, 241 уведомил грузоотправителя о предстоящей подаче вагонов, что зафиксировано в выписках из Книги ГУ-2. На время подачи вагонов на выставочный путь N 26, ответчик вагоны не принял.
Вагоны простаивали на путях общего пользования станции Рыбники ДВОСТ ж.д., вследствие невозможности их подачи под грузовую операцию по причинам, зависящим от грузополучателя в период с 14.08.2015 по 15.09.2015.
По факту простоя вагонов на путях общего пользования станции Рыбники оформлены акты общей формы N N 5/12736, 5/12737, 5/12738, 5/12739, 5/12740, 5/12741, 5/12742, 5/12743, 5/12744, 5/12745, 5/12746, в которых зафиксированы факт и продолжительность простоя вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя.
Ведомости подачи и уборки вагонов и акты общей формы, предъявленные на подпись представителям ответчика, уполномоченным на то руководством в соответствии с выданными доверенностями, подписаны с возражениями.
Истец за нахождение на путях общего пользования груженых и порожних вагонов в перевозочном процессе (в случае задержки в пути следования) по накопительной ведомости N 261001 по станции Рыбники выставил ответчику счет N 230 от 10.11.2015 на сумму 688 029 руб. 68 коп.
Неоплата ответчика в добровольном порядке задолженности, явилась основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствуясь положениями статьи 784 ГК РФ, статей 39, 119 УЖТ РФ, Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России N 45, утвержденными Приказом ПМС РФ от 18.06.2003, Тарифным руководством, утвержденным Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения", договором от 28.10.2014 N 246, установил, что представленные истцом документы, в том числе акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов, подтверждает факт нахождения вагонов, прибывших в адрес грузополучателя, на путях общего пользования и являются основанием для взыскания платы.
Пятый арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал, признал установленной обязанность ответчика по оплате времени нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования по причине, зависящей от ответчика.
В соответствии с частью 11 статьи 39 УЖТ РФ (в ред. Закона N 503-ФЗ, вступившей в силу с 01.04.2015), за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части 11 настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 Устава (в ред. Закона N 503-ФЗ).
В силу части 13 статьи 39 УЖТ РФ (в редакции Закона N 503-ФЗ) оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Часть 12 статьи 39 УЖТ РФ установила плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава, то есть за все объекты железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности.
Ранее до внесения указанных изменений в УЖТ РФ в соответствии с правовой позицией, выраженной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10, от 01.02.2011 N12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12 плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава, могла быть взыскана в пользу перевозчика при условии принадлежности ему вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в редакции статьи 39 УЖТ РФ, действовавшей до 01.04.2015, плата за занятие путей общего пользования являлась тождественной плате за пользование вагонами и размер данной услуги был установлен в таблице N 9 Тарифного руководства N 2, в частности для вагонов, не принадлежащих перевозчику, размер услуги "плата за пользование вагонами" в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 составляет 50%.
Действительно, как установлено судами в абзаце 2 пункта "б" 19 договора N 246, в редакции протокола согласования разногласий от 28.10.2014, владелец путей необщего пользования уплачивает перевозчику плату за время ожидания подачи или приема вагонов на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от владельца путей необщего пользования, по ставкам Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" с учетом коэффициентов индексации.
Однако в связи с установлением в новой редакции статьи 39 УЖТ РФ, вступившей в силу с 01.04.2015 платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, как самостоятельного вида платы, указанное условие в договоре, основанное на положениях части 2 статьи 62 Устава, не имеет значения для разрешения настоящего спора и доводы, приведенные ответчиком об их отсутствии оснований для начисления платы, являются необоснованными.
Заявленная истцом ответчику плата за период с 14.08.2015 по 15.09.2015, является платой за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, в редакции статьи 39 УЖТ РФ (в ред. N 503-ФЗ от 31.12.2014).
При этом размер платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава установлен Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (с изм. от 10.12.2015) "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12" которым утверждено Тарифное руководство "Плата на нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", вступившими в силу 07.06.2016.
Размер данной платы подлежал тарифному регулированию, в связи с чем, до вступления в силу указанного Тарифного руководства "Плата на нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденным Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, при нахождении вагонов на путях общего пользования подлежала взиманию плата, рассчитанная по ставкам Тарифного руководства N 2.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 39 УЖТ РФ, установив, что факт нахождения вагонов на путях общего пользования сверх установленного срока по причинам, зависящим от ответчика, суды пришли к правильному выводу о том, что истец правомерно определил плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в период с 14.08.2015 по 15.09.2015 соответствии с Тарифным руководством, утвержденным Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, и отклонили соответствующие доводы ответчика.
Кроме того, суды установили, между ответчиком и третьим лицом заключен договор на подачу и уборку вагонов от 21.05.2013, с учетом дополнительного соглашения от 15.06.2015, по условиям которого ООО "Трансбункер-Приморье" (контрагент) обязалось компенсировать ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" (исполнитель) суммы, начисленные владельцу перевозчиком платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного состава с грузом, прибывшего в адрес контрагента.
Поскольку в исковой период правоотношения ответчика и третьего лица регулировались указанным соглашением, суды пришли к правильному выводу, что ветвевладелец сохраняет право, при наличии оснований, предъявить самостоятельное требование о возмещении ему соответствующей платы.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В пункте 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, предусмотрено, что на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Согласно пункту 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожном транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, - указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В пункте 3.5 данных Правил составления актов также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Таким образом, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя.
Истец в подтверждение обстоятельств простоя и причин задержки вагонов на путях общего пользования по станции Рыбники ДВС жд., послуживших основанием для начисления платы, представил акты общей формы ГУ-23.
В актах перечислены номера вагонов, прибывших в адрес грузополучателя на своих осях или с поименованным грузом, указанием причины задержки (занятость путей необщего пользования в связи с невыполнением грузополучателем норм выгрузки); отражено время начала и окончания задержки (время подачи вагонов и время их приема). Акты подписаны представителями дороги и ответчика.
С учетом приведенных положений статей 39, 119 УЖТ РФ, раздела 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, раздела IV Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, судами обоснованно в качестве соответствующих доказательств по делу приняты акты общей формы и дана им надлежащая правовая оценка.
В связи с чем довод кассационной жалобы общества "Трансбункер-Приморье" о том, что истцом не представлены копии памяток, на которые железная дорога ссылается, как на доказательство занятости путей необщего пользования, судом отклонены.
Подписание ответчиком актов общей формы и накопительной ведомости с разногласиями не освобождает его от внесения платы.
То обстоятельство, что количество вагонов поданных истцом превысило возможность ответчика по своевременной разгрузке вагонов, также не освобождает ответчика от внесения платы за время задержки спорных вагонов, поскольку перевозчик только доставляет до станции назначения вагоны в том количестве, в каком их отправил грузоотправитель в адрес ответчика.
Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, подлежат отклонению, поскольку сводятся к несогласию с принятыми судебным актами, что не является основанием для отмены.
Нарушений норм процессуального права, в том числе, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого постановления, а также несоблюдения норм материального права кассационной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ относятся на заявителей жалоб.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 24.08.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016 по делу N А51-2838/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Мельникова |
Судьи |
Е.Н. Захаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.