г. Хабаровск |
|
29 мая 2017 г. |
А73-10498/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Т.Н. Никитиной, Е.П. Филимоновой
от Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района - Осипова В.В., представитель по доверенности от 27.02.2017 N 6;
от муниципального унитарного предприятия "Корфовское" - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Корфовское"
на решение от 12.10.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017
по делу N А73-10498/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.П. Медведева;
в суде апелляционной инстанции судьи: Т.Д. Пескова, И.И. Балинская, Е.Г. Харьковская
по иску Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района (ОГРН 1122720002624, ИНН 2720047246, место нахождения: 680510, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Тополево, ул. Пионерская, 8)
к муниципальному унитарному предприятию "Корфовское" (ОГРН 1152720001147, ИНН 2720052616, место нахождения: 680504, Хабаровский край, Хабаровский район, р.п. Корфовский, ул. Арсеньева, 20)
о взыскании 1 781 897 руб. 74 коп.
комитет по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к муниципальному унитарному предприятию "Корфовское" (далее - МУП "Корфовское", предприятие, ответчик) о взыскании излишне полученной субсидии в сумме 1 571 338 руб. 45 коп., процентов в размере 210 559 руб. 29 коп. за период с 14.02.2016 по 30.06.2016.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.10.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017, исковые требования удовлетворены: с МУП "Корфовское" в пользу комитета взыскан долг в сумме 1 571 338 руб. 45 коп., проценты в размере 210 559 руб. 29 коп., всего 1 781 897 руб. 74 коп.
Законность принятых судебных актов проверена в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе предприятия, которое полагает, что указанные судебные акты приняты с неправильным применением норм материального права, в связи с чем просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводом судов о наличии оснований для возложения на предприятие обязанности по возврату в бюджет спорной суммы денежных средств. В подтверждение данной позиции ссылается на то, что в ходе проверки, проведенной контрольно-счетной палатой Хабаровского муниципального района, предприятием предоставлены документы, подтверждающие произведенные МУП "Корфовское" целевые расходы субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу комитет указал на её несостоятельность и привел мотивы несогласия с доводами ответчика.
МУП "Корфовское", извещенное надлежащим образом о начале судебного процесса с его участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 288 АП К РФ, для изменения или отмены принятых по делу судебных актов.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 12.05.2015 N 1640 "О создании муниципального унитарного предприятия "Корфовское" Хабаровского муниципального района Хабаровского края" на территории Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района создано МУП "Корфовское" Хабаровского муниципального района.
01.06.2015 приказом N 78 Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края за предприятием закреплено на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, переданное по акту приема-передачи от 01.06.2015.
На основании постановления администрации Хабаровского муниципального района от 10.11.2015 N 2291 "О предоставлении субсидий из бюджета Хабаровского муниципального района муниципальному унитарному предприятию "Корфовское" между Управлением обеспечения, содержания и экономического развития муниципальных объектов администрации Хабаровского муниципального района (далее - управление) и предприятием заключено соглашение от 10.11.2015 на финансовое обеспечение затрат на проведение ремонта объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся на праве хозяйственного ведения.
Пунктом 1.1 соглашения предусмотрено, что управление предоставляет МУП "Корфовское" субсидии в целях финансового обеспечения работ на проведение ремонта объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на праве хозяйственного ведения предприятия в сумме 1 598 610 руб. 40 коп., в том числе: 399 673 руб. 60 коп. на подготовку котельной р.п. Корфовский Хабаровского муниципального района по улице Приморской, 12б к отопительному сезону 2015 - 2016 гг.; 600 000 руб. на проведение ремонта канализационных колодцев и сетей трубопровода водоотведения в р.п. Корфовский Хабаровского муниципального района; 598 936 руб. 80 коп. на проведение работ по замене накопительных емкостей и монтажно-насосного оборудования системы холодного водоснабжения р.п. Корфовский Хабаровского муниципального района по ул. Комсомольской. Срок выполнения работ, определенных соглашением, установлен до 31.12.2015.
Во исполнение соглашения истец перечислил на счет ответчика субсидию в общем размере 1 598 610 руб. 40 коп., что подтверждается платежными поручениями от 10.11.2015 N 347, от 10.11.2015N 348, от 10.11.2015 N 349.
Согласно акту от 18.01.2016 N 1 предприятием выполнены работы только по установке насосов электродвигателем на сумму 27 271 руб. 95 коп.
Поскольку предоставленная в соответствии соглашением субсидия предприятием не использована в полном объеме на цели, для которых она выделена, комитет, зафиксировав выявленные нарушения в актах от 18.01.2016 N N 2, 3 и предварительно направив предприятию письма от 02.02.2016 N 1-7/68, 18.02.2016 N 2.1-17/694 с требованием о возврате субсидии в бюджет, обратился с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь нормами бюджетного законодательства, исходя из условий заключенного между сторонами соглашения, установив невыполнение МУП "Корфовское" условий предоставления субсидии, пришли к выводу о наличии правовых оснований для признания требований истца обоснованными и взыскания заявленной суммы. При этом обе судебные инстанции правоверно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 РФ субсидии предоставляются на основании нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Реализация указанных выше полномочий осуществляется с соблюдением определенного статьями 28 и 38 БК РФ принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).
В рассматриваемом случае субсидия МУП "Корфовское" предоставлена ответчику в рамках реализации постановления Администрации Хабаровского муниципального района от 15.10.2015 N 2175 "Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета Хабаровского муниципального района в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением работ по проведению капитального, текущего ремонта объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, являющихся собственностью Хабаровского муниципального района и находящихся на праве хозяйственного ведения у муниципальных унитарных предприятий коммунального комплекса Хабаровского муниципального района", которым предусмотрено, что в случаях нарушения условий предоставления субсидии и (или) необоснованного получения субсидии в результате предоставления главному распорядителю недостоверных сведений, указанных в документах, предоставляемых в соответствии с подпунктом 7.1 утвержденного данным постановлением порядка, а также использования субсидии на цели, не предусмотренные пунктом 2 данного порядка, неправомерно полученные субсидии подлежат возврату в бюджет муниципального района.
На основании исследования и оценки в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, установив факт не выполнения МУП "Корфовское" обязательств по целевому использованию выделенных бюджетных средств (не произведена замена накопительных емкостей и монтаж насосного оборудования системы холодного водоснабжения в р.п. Корфовский; не произведены работы канализационных колодцев и сетей трубопровода водоотведения р.п. Корфовский), с учетом того, что условия предоставления субсидии предусматривают ее целевой характер и возврат субсидии в бюджет при использовании ее не по назначению, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у предприятия обязанности по возврату в бюджет муниципального образования неиспользованных по целевому назначению денежных средств в размере 1 571 338 руб. 45 коп.
Заявителем кассационной жалобы не учтено, что не подтверждение соответствующими документами факта выполнения работ и расходования полученной субсидии на определенные цели, её невозврат в бюджет дает основание для вывода об оплате фактически не выполненных работ, что с учетом положений статьи 78 БК РФ не соответствует условиям предоставления субсидии, обусловливающим полное выполнение обязательств по соглашению.
Ссылка предприятия на подтверждение в ходе проведенной контрольно-счетной палатой проверки факта предоставления документов, подтверждающих целевое использование субсидии, подлежит отклонению, поскольку материалы дела таких доказательства не содержат.
Расчет предъявленной к взысканию суммы судами обеих инстанций проверен, как и размер начисленных в соответствии с условиями соглашения (пункт 6.2) процентов.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, а доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, которые основаны на полной и всесторонней оценке имеющихся в материалах дела доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку МУП "Корфовское" при принятии кассационной жалобы к производству была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 102, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.10.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 по делу N А73-10498/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Корфовское" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб. за подачу кассационной жалобы.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Т.Н. Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.