г. Хабаровск |
|
23 июня 2017 г. |
А51-23047/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой
Судей: Н.В. Меркуловой, И.А. Мильчиной
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточная компания "Далько": Соколов А.Е., представитель по доверенности от 11.01.2016;
от Владивостокской таможни: Стучик Д.А., представитель по доверенности от 01.11.2016 N 243;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточная компания "Далько"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017
по делу N А51-23047/2016 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Назметдинова Р.Б., в суде апелляционной инстанции судьи Сидорович Е.Л., Бессчасная Л.А., Рубанова В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточная компания "Далько" (ОГРН 1022502263343, ИНН 2540007519, место нахождения: 690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. Верхнепортовая, 76а)
к Владивостокской таможне (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767 место нахождения: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21А)
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточная компания "Далько" (далее - ООО "ДК Далько", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Владивостокской таможни (далее - таможня, таможенный орган), оформленного приказом от 27.09.2016 N 843, об исключении ООО "ДК Далько" из реестра владельцев складов временного хранения.
Решением суда от 26.12.2016 заявление общества удовлетворено, оспариваемое решение таможни признано незаконным.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017 решение суда отменено, обществу в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ДК Далько" и его представитель в суде кассационной инстанции предлагают постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции - оставить в силе, ссылаясь на нарушение судом второй инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, содержащихся в постановлении, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Таможня в отзыве на кассационную жалобу, а также её представитель в суде кассационной инстанции против доводов жалобы возражают, просят оставить постановление апелляционного суда без изменения как соответствующее требованиям законодательства и обстоятельствам дела.
Определением арбитражного суда кассационной инстанции от 25.05.2017 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 21.06.2017 на 14 часов 05 минут.
Определением от 21.06.2017 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в составе суда произведена замена (судья Т.Н. Никитина заменена на судью И.А. Мильчину), после чего судебное разбирательство произведено с самого начала.
В судебном заседании 21.06.2017 представитель таможни отказался от ходатайства о предоставлении дополнительных пояснений и документов, поступившего в суд кассационной инстанции в электронном виде 20.06.2017.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа находит кассационную жалобу общества подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, ООО "ДК Далько" 15.08.2012 включено Владивостокской таможней в реестр владельцев складов временного хранения (далее - СВХ), в подтверждение чего было выдано свидетельство N 10702/010212/10167/3.
В качестве СВХ используются здания-хранилища и открытая площадка, находящиеся во владении общества на основании договора аренды от 15.12.2015 N 21521.
22.09.2016 таможней проведен таможенный осмотр помещений и территории СВХ ООО "ДК Далько", по результатам которого составлен акт от 22.09.2016 N 17-66/13 с приложением фотоматериалов.
В акте отражены нарушения обществом части 2, пунктов 3, 4 и 8 части 4 статьи 71 Закона о таможенном регулировании, пункта 2 статьи 26 ТК ТС, а именно: асфальтовое покрытие открытой площадки и прилегающей территории, предназначенной для стоянки транспортных средств с целью завершения таможенной процедуры таможенного транзита, частично пришло в негодность; территория, предназначенная для стоянки транспортных средств с целью завершения таможенной процедуры таможенного транзита не ограждена (ограждения на момент проведения осмотра демонтированы); конфигурация расположения данной площадки при нахождении в ней транспортного средства делает невозможным въезд/выезд на территорию склада временного хранения иных транспортных средств либо перемещение товаров (находится непосредственно перед местом пересечения зоны таможенного контроля в пределах границ склада временного хранения); открытая площадка со стороны моря ограждена забором высотой 1,6 м (в соответствии с заявлением ООО "ДК Далько" о включении в Реестр СВХ, высота забора по периметру территории ограждена забором высотой не менее 3 м); ограждение периметра СВХ имеет место пересечение зоны таможенного контроля, не предусмотренное план - схемой постоянной зоны таможенного контроля в границах СВХ и прилегающей к нему территории.
При обследовании помещений установлено, что охранная и пожарная сигнализации находятся в неисправном состоянии; срок перезаправки огнетушителей, находящихся в помещениях, истек в 2010 году; пожарный щит не оборудован, в бочке для песка вместо песка находится мусор; пол в помещении для проведения таможенного досмотра с применением ДРТ прогнил, проведение фактического контроля в этом помещении невозможно; отмечена общая повышенная загрязненность помещений, используемых для хранения товаров; пыль в помещениях СВХ загрязняет товары, размещенные на хранении; маркировка площади, используемой для непосредственного хранения товаров, стерта; хранение товаров в крытом складе осуществляется без необходимого количества поддонов, товары хранятся "навалом", вследствие чего упаковка товара (отдельных коробок) имеет значительные повреждения, сохранность товаров нарушена; в помещении, приспособленном для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам либо требуют особых условий хранения, хранятся товары, не требующие особых условий хранения - автомобильные шины.
Ворота со стороны железнодорожных путей опломбированы таможенным органом, однако существуют деформации забора (загибы), которые в совокупности с конструкцией и высотой забора позволяют бесконтрольно пересекать границу СВХ; указанное место пересечения представляет собой лаз через ограждение, расположенный возле грузовой рампы; исходя из следов эксплуатации на ограждении, указанное место пересечения границ СВХ активно используется посторонними лицами.
На открытой площадке СВХ хранятся товары, требующие хранения в помещениях, защищенных от атмосферных осадков, о чем свидетельствует маркировка на упаковке таких товаров; обнаружены признаки порчи хранящихся товаров вследствие ненадлежащего хранения: нарушенная упаковка, следы ржавчины; хранение товаров на открытой площадке осуществляется на несоответствующих их характеристикам (весу) поддонах, что приводит к порче товарного вида товаров (деформации металлических конструкций); владельцем СВХ не приняты меры к обеспечению надлежащих условий хранения товара.
Обустроенное место для проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств отсутствует; имеющееся весовое оборудование перемещается по территории СВХ; площадка, обозначенная на план - схеме и на местности в качестве места таможенного досмотра имеет неровное покрытие, установленные весы не отъюстированы, проведение взвешивания товаров невозможно; помимо установленных весов, иного оборудования, необходимого для проведения досмотра в месте проведения досмотра нет.
Приказом таможни от 27.09.2016 N 843 общество исключено из Реестра владельцев СВХ на основании положений подпункта 2 статьи 25 ТК ТС в связи с несоблюдением требований к обустройству и оборудованию СВХ, повлекших за собой невозможность обеспечения сохранности товаров, невозможность обеспечения исключения доступа к ним посторонних лиц.
Полагая, что приказ вынесен незаконно и нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Суд первой инстанции, признавая незаконным оспариваемый ненормативный акт, пришел к выводу о том, что у таможни отсутствовали правовые основания для исключения ООО "ДК Далько" из Реестра владельцев СВХ.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд исходил из того, что заявителем не соблюдены обязанности, предусмотренные подпунктами 1, 2, 3 статьи 26 ТК ТС.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 23 ТК ТС владелец склада временного хранения - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 24 настоящего Кодекса.
Юридическое лицо признается владельцем склада временного хранения после включения в реестр владельцев складов временного хранения.
Порядок включения в реестр владельцев складов временного хранения и исключения из этого реестра определяется законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно подпунктам 1 - 5 пункта 1 статьи 24 ТК ТС условиями включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения являются: нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств - членов таможенного союза; наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств - членов таможенного союза; отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней; отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств - членов таможенного союза; соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.
Статьёй 25 ТК ТС предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для исключения юридического лица из реестра владельцев СВХ, а именно: 1) несоблюдение условий включения в реестр владельцев складов временного хранения, установленных в подпунктах 1), 2) и 5) пункта 1 статьи 24 настоящего Кодекса; 2) несоблюдение владельцем склада временного хранения обязанностей, предусмотренных в подпунктах 1) - 5), 7) и 8) статьи 26 настоящего Кодекса; 3) заявление владельца склада временного хранения об исключении его из реестра владельцев складов временного хранения; 4) ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза; 5) реорганизация юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии со статьей 26 ТК ТС владелец склада временного хранения обязан: 1) соблюдать условия и выполнять требования, установленные настоящим Кодексом, при временном хранении товаров; 2) обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения; 3) вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о них, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза; 4) не допускать посторонних лиц, не являющихся работниками склада временного хранения и не обладающих полномочиями в отношении товаров, к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов; 5) выполнять требования таможенных органов, в отношении доступа должностных лиц таможенных органов к хранящимся товарам; 6) в случае прекращения функционирования склада временного хранения в течение 3 (трех) рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования этого склада, известить лиц, поместивших товары на склад временного хранения о таком решении; 7) исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, предусмотренных статьей 172 настоящего Кодекса; 8) информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр владельцев складов временного хранения, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев складов временного хранения, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня изменения таких сведений.
Согласно части 4 статьи 69 Закона о таможенном регулировании владелец склада временного хранения исполняет обязанности, предусмотренные статьей 26 ТК ТС.
Частью 5 этой же правовой нормы установлено, что в соответствии с подпунктом 2 статьи 25 ТК ТС владелец склада временного хранения исключается из реестра владельцев складов временного хранения за несоблюдение обязанностей, предусмотренных подпунктами 1 - 5, 7 и 8 статьи 26 Таможенного кодекса Таможенного союза. Подтверждением несоблюдения таких обязанностей является привлечение владельца склада временного хранения к административной ответственности за административное правонарушение в области таможенного дела, предусмотренное частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и (или) неоднократное (два и более раза) привлечение владельца склада временного хранения к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьями 16.13, 16.14, 16.15, частями 2 и 3 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию по делам об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, при условии, что сумма наложенных административных штрафов по указанным статьям, в том числе по совокупности, составила 500 000 рублей и более.
Статьёй 71 Закона о таможенном регулировании установлены требования к обустройству, оборудованию и месту расположения СВХ.
Суд первой инстанции проанализировал каждое из вмененных обществу таможней нарушений, отраженных в акте от 26.09.2016.
На основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, с учётом положений статей 65, 200 АПК РФ, арбитражный суд признал недоказанным факт несоблюдения обществом обязанностей, предусмотренных в подпунктах 1) -5), 7) и 8) статьи 26 ТК ТС, повлекших невозможность обеспечения сохранности товаров и невозможность обеспечения исключения доступа к ним посторонних лиц.
Руководствуясь подпунктом 2 статьи 25 ТК ТС, частью 5 статьи 69 Закона о таможенном регулировании, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у таможни законных оснований для исключения общества из реестра владельцев СВХ, признав оспариваемый ненормативный акт незаконным.
Поскольку суд первой инстанции установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела и правильно применил нормы материального права, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда, в связи с чем постановление Пятого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене, решение Арбитражного суда Приморского края - оставлению с силе.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с таможни в пользу общества.
Руководствуясь статьями 110, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017 по делу N А51-23047/2016 Арбитражного суда Приморского края отменить, решение суда от 26.12.2016 по этому же делу оставить в силе.
Взыскать с Владивостокской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточная компания "Далько" судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.