г. Хабаровск |
|
27 июня 2017 г. |
А04-9939/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Михайловой А.И.
Судей: Луговой И.М., Ширяева И.В.
при участии:
от акционерного общества "Амурские коммунальные системы": Крючкова С.Г., представитель по доверенности от 07.07.2016 N 117;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: Никулин Д.В., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 17;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Амурские коммунальные системы"
на решение от 27.12.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017
по делу N А04-9939/2016 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Пожарская В.Д., в суде апелляционной инстанции судьи Харьковская Е.Г., Сапрыкина Е.И., Швец Е.А.
по заявлению акционерного общества "Амурские коммунальные системы" (ОГРН 1032800063020, ИНН 2801091892, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, 296)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (ОГРН 1022800528233, ИНН 2801031325, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, 150)
о признании предупреждения недействительным
установил:
Акционерное общество "Амурские коммунальные системы" (далее - АО "Амурские коммунальные системы") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене предупреждения управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России, антимонопольный орган) от 18.08.2016 N 02-3199 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Решением суда от 27.12.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву соответствия спорного предупреждения управления закону.
АО "Амурские коммунальные системы", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, указывая о неправильном применении судами норм материального права, подало в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Антимонопольный орган в отзыве доводы кассационной жалобы отклонил, указав на соответствии спорного предупреждения положениям антимонопольного законодательства. Просит суд оставить принятые по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при содействии Арбитражного суда Амурской области, в котором представители сторон поддержали свои правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей общества и управления, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами из материалов дела установлено, что в рамках реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности АО "Амурские коммунальные системы" произведена закупка приборов учета в составе расходомеров, измерительно-вычислительного комплекса, источников бесперебойного питания, устройства передачи данных и щитов для диспетчеризации. Общедомовые приборы учета холодного водоснабжения, оснащенные системами дистанционного снятия показаний, в количестве 223 единиц установлены в 208 многоквартирном доме.
17.06.2016 в антимонопольный орган поступило заявление собственника жилого помещения в многоквартирном доме о нарушении обществом законодательства о защите конкуренции и законодательства об энергосбережении в части возложения на собственников обязанности по оплате расходов на подключение к автоматизированным информационно- измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета.
18.08.2016 обществу на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Амурским УФАС России выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. В действиях АО "Амурские коммунальные системы" обнаружено наличие признаков состава антимонопольного правонарушения по пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции - возложение на потребителей расходов на подключение общедомовых приборов учета воды к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и дистанционной передачи показаний приборов учета. АО "Амурские коммунальные системы" предложено в срок до 14.10.2016 исключить из платы, предъявленной собственникам помещений в многоквартирных домах города Благовещенска за установку общедомовых приборов учета воды, необоснованно включенной стоимости приборов (дополнительного оборудования), используемых для подключения общедомовых приборов учета воды к автоматизированной системе учета ресурсов и дистанционной передачи показаний приборов учета, а также стоимости работ по их установке (монтажу, настройке), за исключением домов, собственники помещений в которых приняли решение об оплате вышеуказанных приборов (дополнительного оборудования) и работ по их установке (монтажу, настройке).
В целях принятия собственниками помещений в многоквартирных домах решения об оплате вышеуказанных приборов учета (дополнительного оборудования) и работ по их установке (монтажу, настройке) обществу в рамках исполнения предупреждения в срок до 15.09.2016 предписано довести до сведения собственников помещений, лиц, ответственных за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, соответствующей информации о необязательности такой оплаты.
Считая вышеуказанное предупреждение незаконным, АО "Амурские коммунальные системы" обратилось с заявлением в арбитражный суд, который, исследовав и оценив по правилам главы 7 АПК РФ материалы дела, признал доказанным наличие в действиях общества признаков нарушения антимонопольного законодательства в виде возложения на собственников помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) дополнительных затрат на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета, в связи с чем, в удовлетворении заявленного требования отказал.
Как установил суд первой инстанции, поддерживая позицию Амурского УФАС России, АО "Амурские коммунальные системы" нарушило подпункт "ж" пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), в виде возложения на собственников помещений в МКД дополнительных затрат на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета.
Выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предупреждения антимонопольного органа поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ. При этом судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В силу пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.
Как правомерно установлено судами, АО "Амурские коммунальные системы" в 2016 году занимало доминирующее положение на товарных рынках по предоставлению услуг центрального отопления, горячего водоснабжения населению, распределению электроэнергии и воды, удалению и обработке сточных вод в территориальных границах города Благовещенска с долей более 65%. Соответствующая информация имеется в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%.
Согласно части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями указанной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов до 01.07.2013, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 данной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 18 Правил N 124, предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг предоставить ресурсоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным системам.
Расходы на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета не должны возлагаться на потребителей и ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя компенсации расходов на осуществление таких действий, за исключением случая, когда собственники помещений в МКД на общем собрании приняли решение о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Указанный запрет распространяется в равной степени как на случаи установки приборов учета по инициативе собственников, так и на случаи установки приборов учета в "принудительном порядке". В ином случае это привело бы к ущемлению прав собственников жилых помещений, не оборудовавших в установленный срок МКД приборами учета.
Из имеющегося в материалах дела договора поставки от 20.04.2015, технического задания и технической документации на оборудование следует, что по инициативе АО "Амурские коммунальные системы" произведена закупка приборов учета в составе: расходомеров, измерительно- вычислительного комплекса, источников бесперебойного питания, устройства передачи данных и щитов для диспетчеризации. Указанное оборудование представляет собой единый информационно-вычислительный и измерительный комплекс.
Общедомовые приборы учета холодного водоснабжения, оснащенные системами дистанционного снятия показаний, в количестве 223 единиц установлены в 208 многоквартирном доме.
При этом, при установке прибора учета производится не только установка самого расходомера, но и сопутствующего оборудования, обеспечивающего дистанционную передачу показаний, в виде установки адаптера сигналов, монтажа кабелей и специального шкафа управления, что подтверждается актом о допуске в эксплуатацию узла учета водоснабжения.
Согласно руководству по эксплуатации адаптера сигналов АССВ-030 данный прибор является адаптером сотовой связи, предназначенным для передачи накопленных и текущих данных, а также сообщений о нештатных ситуациях от приборов учета в диспетчерскую систему. Таким образом, включение в стоимость установки узлов учета расходов на установку адаптера сигналов АССВ-030 означает, что в стоимость установки узла учета включены расходы на подключение к системе дистанционной передачи данных.
Из пункта 10 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 следует, что установка в узлах учета телеметрических модулей для дистанционной передачи показаний приборов учета не является обязательной, производится при наличии соответствующего финансового и технического обеспечения.
Между тем, соответствующие решения о компенсации дополнительных затрат ресурсоснабжающей компании (в части дополнительных работ по подключению к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета) на общих собраниях собственников многоквартирных домов не принимались.
В связи с этим суд приходит к выводу о доказанности антимонопольным органом нарушения обществом подпункта "ж" пункта 18 Правил N 124 в виде возложения на собственников помещений в многоквартирных домах дополнительных затрат на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета.
Доводы общества о том, что устанавливаемый расходомер-счетчик является одним из компонентов единого измерительного комплекса узла учета водоснабжения, поэтому исключить из стоимости установки ОДПУ затраты на электромонтажные работы и материалы по автоматизированным информационно-измерительным системам не представляется возможным не могут быть приняты во внимание, поскольку из технической документации на расходомер-счетчик электромагнитный усматривается, что расходомер является самостоятельным оборудованием, способным обеспечивать снятие показаний без установки иного дополнительного оборудования - адаптера сигналов, а также производства дополнительных монтажных работ (монтаж кабелей, установка шкафов).
Кроме того, из сметного расчета и акта о допуске в эксплуатацию прибора учета усматривается, что в стоимость узла учета включена стоимость адаптера АССВ-030 и его установки, которые могут быть выделены из общей стоимости установки прибора учета.
Довод заявителя о праве ресурсоснабжающей организации самостоятельно выбирать тип, марку, технические характеристики устанавливаемого ею прибора учета и, соответственно, предъявлять его стоимость собственникам, правомерно отклонены судебными инстанциями. Часть 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, обязывающая ресурсоснабжающие организации совершать действия по оснащению многоквартирных домов приборами учета, не означает, что они имеют право устанавливать необоснованно высокую стоимость таких приборов учета, либо включать в нее расходы на установку дополнительного оборудования, не предусмотренного действующим законодательством.
Ссылки заявителя жалобы на правоприменительную практику иных судов не могут быть приняты во внимание, поскольку данные судебные акты приняты при иных фактических обстоятельствах, с участием иных сторон.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, основаны на ошибочном толковании норм Закона об энергосбережении, в связи с чем, не могут рассматриваться в качестве законного основания для отмены судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами полно и всесторонне, исследованы все имеющиеся в деле доказательства, нормы материального права применены соответственно установленным обстоятельствам, отсутствуют нарушения норм процессуального права, в том числе влекущие согласно части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, поэтому у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.12.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 по делу N А04-9939/2016 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.