г. Хабаровск |
|
18 июля 2017 г. |
А51-18235/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Михайловой А.И., Ширяева И.В.
при участии
от КГКУ "Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с.Новогордеевка" - представитель не явился;
от ГУ - Приморское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Полтавцева Т.С., представитель по доверенности от 28.12.2016, Смирнова И.Н., представитель по доверенности от 28.12.2016, Сербинова С.И., представитель по доверенности от 28.12.2016;
рассмотрел в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Краевого государственного казенного учреждения "Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с.Новогордеевка"
на решение от 27.12.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017
по делу N А51-18235/2016 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Попов Е.М., в апелляционном суде судьи: Рубанова В.В., Бессчасная Л.А., Сидорович Е.Л.
По заявлению Краевого государственного казенного учреждения "Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с.Новогордеевка"
к Государственному учреждению - Приморское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании незаконным решения
Краевое государственное казенное учреждение "Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с.Новогордеевка" (ОГРН 1052500600085, место нахождения: 692311, Приморский край, район Анучинский, с.Новогордеевка, ул.Молодежная, 7; далее - центр) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Приморского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022501281439, место нахождения: 690990, Приморский край, г.Владивосток, ул.Муравьева-Амурского, 1Б; далее - фонд) от 05.05.2016 N 14 в части привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в размере 34 800 руб., доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 396 руб. 37 коп., соответствующих сумм пеней и штрафа в сумме 79 руб. 27 коп.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.12.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017, заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение фонда признано недействительным в части привлечения центра к ответственности по статье 48 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 14 400 руб. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным оспариваемого решения о привлечении страхователя к ответственности по статье 48 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 20 200 руб. за непредставление расчетных листов, центр обратился в суд округа с кассационной жалобой. Ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, заявитель просит решение и постановление отменить в обжалуемой части и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что расчетные листки, являющиеся формой извещения работника о составных частях и размере заработной платы, не относятся к документам, подлежащим истребованию контролирующим органом при проведении выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов. Кроме того, центр считает, что для целей привлечения к ответственности по статье 48 Закона N 212-ФЗ фонд должен доказать факт наличия данных документов у страхователя на момент проверки и факт непредставления их в установленный срок.
В отзыве на кассационную жалобу фонд оспаривает изложенные в ней доводы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании, проведенном в соответствии с положениями статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представители фонда поддержали позиции, приведенные в отзыве на кассационную жалобу в полном объеме, дав соответствующие пояснения.
Центр, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечил.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность состоявшихся по делу судебных актов в обжалуемой заявителем части, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими изменению на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в период с 07.12.2015 по 05.02.2016 фондом на основании решения о проведении выездной проверки от 07.12.2015 N 75 проведена выездная проверка Краевого государственного образовательного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом с.Новогордеевка с.Новогордеевка" (далее - Детский дом), впоследствии переименованного в центр, по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за 2012 - 2014 годы, в ходе которой затребованы документы, в том числе расчетные листки за 2012, 2013, 2014 годы (требование от 24.12.2015 N 3).
По результатам проведенной проверки фондом составлен акт выездной проверки от 05.04.2016 N 59 и принято решение от 05.05.2016 N 14, в соответствии с которым плательщику страховых взносов дополнительно начислено 1 448 руб. 73 коп. недоимки, 645 руб. 55 коп. пени, а также 289 руб. 75 коп. штрафа по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ; кроме того, Детский дом привлечен к ответственности по статье 48 Закона N 212-ФЗ за отказ или непредставление в установленный срок в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов) в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в размере 35 000 руб., в том числе за непредставление 101 расчетного листка в сумме 20 200 руб.
Не согласившись с данным решением фонда, центр обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В целях обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы; вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов; представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам; представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов (часть 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 37 Закона N 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично
под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным оспариваемого решения о привлечении страхователя к ответственности по статье 48 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 20 200 руб., суды руководствовались вышеназванными положениями Закона N 212-ФЗ, статьями 57, 67, 136 Трудового кодекса Российской Федерации и исходили из того, что фонд, реализуя предоставленные ему полномочия при проведении выездных проверок, истребовал у Детского дома документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, в то время как последний не исполнил предусмотренную законом обязанность по представлению 101 расчетного листка по каждому застрахованному лицу за февраль и октябрь 2014 года.
Между тем судами ошибочно не учтено следующее.
В соответствии со статьей 48 Закона N 212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных названным Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Таким образом, объективную сторону данного правонарушения составляет отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных названным Законом, а также отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.
По смыслу данной нормы под документами, необходимыми для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, следует понимать документы, непредставление которых не позволяет органу
контроля за уплатой страховых взносов осуществить такой контроль, одной из форм которого является выездная проверка.
В пункте 7.4 Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, утвержденных распоряжением Пенсионного фонда России от 03.02.2011 N 34р, содержится конкретный перечень документов, подлежащих истребованию у страхователя для проведения выездной проверки, к числу которых расчетные листки не относятся.
В этой связи судебная коллегия считает ошибочным вывод судебных инстанций о том, что расчетные листки являются документами, подтверждающими правильность исчисления страховых взносов, и страхователь был обязан представить их на выездную проверку по требованию контролирующего лица.
Кроме того, к ответственности, предусмотренной статьей 48 Закона N 212-ФЗ, может быть привлечен плательщик страховых взносов за непредставление документов, которые имеются у него в наличии, и лицо имеет реальную возможность представить эти документы в орган контроля за уплатой страховых взносов.
Как следует из решения от 05.05.2016 N 14, в ходе проведения проверки представлены расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, расчетные ведомости начисления заработной платы, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов, штатное расписание, приказы, табели рабочего времени, трудовые книжки сотрудников, журналы операций по расчету оплаты труда, личные карточки работников, сводные ведомости, помесячное отражение зарплаты в бухгалтерском учете и иные документы за 2012 - 2014 годы.
Доказательств наличия у Детского дома на момент проверки расчетных листков, составление которых предусмотрено статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок выплаты заработной платы, с целью извещения каждого работника в письменной форме о составных частях и размере заработной платы, как и того, что их непредставление не позволило провести проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов, фондом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение фонда в оспариваемой части не соответствует закону и нарушает права и законные интересы центра, в связи с чем имеется совокупность условий, необходимых для удовлетворения требований, заявленных в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного принятые по делу судебные акты подлежат изменению на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе изменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Учитывая, что все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего дела установлены и не требуют дополнительного исследования, суд округа считает необходимым изменить принятые по делу судебные акты в части признания незаконным оспариваемого решения фонда о привлечении страхователя к ответственности по статье 48 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 20 200 руб.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 27.12.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 по делу N А51-18235/2016 изменить.
Решение Государственного учреждения - Приморское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 05.05.2016 N 14 признать недействительным в части назначения штрафа в размере 34 600 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.