г. Хабаровск |
|
01 августа 2017 г. |
А51-20683/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: И.А. Мильчиной, Т.Н. Никитиной
при участии:
от администрации Артемовского городского округа - Чуравской О.А., представитель по доверенности от 11.01.2017 N 06;
от Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края - Митусова И.А., представитель по доверенности от 31.10.2016 N 19-3541/4;
от третьего лица: Департамента финансов Приморского края - представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края
на решение от 27.02.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017
по делу N А51-20683/2015 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.М. Попов;
в суде апелляционной инстанции судьи: Л.А. Бессчасная, В.В. Рубанова, Т.А. Солохина
по заявлению администрации Артемовского городского округа (ОГРН 1022500538444, ИНН 2502012187, место нахождения: 692760, Приморский край, г. Артем, ул. Кирова, 48)
к Приморскому краю в лице Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (ОГРН 1072540010982, ИНН 2540138254, место нахождения: 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22)
третье лицо: Департамент финансов Приморского края
о взыскании убытков
администрация Артемовского городского округа (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об обязании Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (далее - департамент) перечислить в бюджет Артемовского городского округа недоперечисленную субсидию в размере 9 406 668 руб. 28 коп.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 08.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Приморского края.
Решением от 23.03.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016, Арбитражный суд Приморского края взыскал с Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края недоперечисленную субсидию в размере 9 406 668 руб. 28 коп.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.09.2016 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражный суд первой инстанции по ходатайству администрации Артемовского городского округа произвел замену ответчика Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края на надлежащего ответчика - Приморский край в лице Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.02.2017 суд взыскал с Приморского края в лице Департамента по жилищно- коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края за счет казны Приморского края в пользу Администрации Артемовского городского округа убытки в размере 9 406 668 руб. 28 коп.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017 решение суда первой инстанции от 27.02.2017 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, департамент в кассационной жалобе просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Приводит доводы о том, что департаментом были приняты все возможные и необходимые меры для выделения администрации субсидий в 2012 году для реализации утвержденной 16.11.2010 краевой программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае на 2011 и 2012 годы", а именно: подготовлены и внесены изменения в программу; направлены заявки на финансирование в департамент финансов. Кроме того, департамент в жалобе настаивает на том, что он не является надлежащим ответчиком по делу.
В заседании суда кассационной инстанции представитель департамента доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме. Представитель администрации Артемовского городского округа просила решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения как законные и обоснованные.
Департамент финансов Приморского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своего представителя в суд не обеспечил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дела судами установлено, что постановлением Администрации Приморского края от 16.11.2010 N 371-па (в редакции постановления Администрации Приморского края от 08.02.2012 N 28-па) "О краевой программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Приморского края на 2011 - 2012 годы" утверждена программа, целью которой является решение проблемы обеспечения благоустроенным жильем граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, подлежащих сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Основной задачей краевой программы является предоставление субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Краевой программой определены объем и источник финансирования: общий объем составляет 276,09 млн. руб., в том числе в 2011 году - 223,20 млн. руб., в 2012 году - 52, 89 млн. руб. Источник финансирования - краевой бюджет.
Пунктом 5.2 программы предусмотрено, что субсидия предоставляется бюджету муниципального образования Приморского края при условии принятия муниципальной программы и муниципального правового акта о бюджете муниципального образования, предусматривающего бюджетные ассигнования на исполнение муниципальной программы в размере не менее 10 процентов размера субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования с численностью населения от 100 до 250 тыс. человек включительно, в размере не менее 50 процентов размера субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования с численностью населения более 250 тыс. человек.
Во исполнение условий краевой программы администрацией Артемовского городского округа принята муниципальная ведомственная целевая программа "Переселение граждан Артемовского городского округа из аварийного жилищного фонда на 2011-2012 годы", утвержденная постановлением от 28.01.2011 N 76-па.
Из материалов дела следует, что для приобретения жилых помещений в целях реализации программы по переселению граждан Артемовского городского округа предусмотрено выделение 91 117 680 руб., из них 68 164 431 руб. 45 коп. - из средств бюджета Приморского края, 22 953 248 руб. 55 коп. - из средств бюджета Артемовского городского округа.
Департаментом в соответствии с пунктом 5.6 краевой программы были перечислены в 2011 году муниципальному образованию денежные средства в размере 69 022 242 руб.
В целях реализации программы между администрацией Артемовского городского округа и ЗАО "Стройинвест" заключены муниципальные контракты на приобретение жилых помещений в муниципальную собственность (от 07.06.2011 N 64/11 АЭФ, от 24.09.2011 N119/66 АЭФ, от 22.11.2011 N 166/132 АЭФ).
Поскольку по итогам 2011 года строительство завершено не было, учитывая требования бюджетного законодательства и пункта 5.9.1 краевой программы, неиспользованные в 2011 году средства в размере 10 063 593 руб. возвращены администрацией Артемовского городского округа в краевой бюджет.
Так как обращения заявителя в департамент о предоставлении в 2012 году субсидии в размере 9 406 668 руб. 28 коп. для полного завершения программных мероприятий и окончательного расчета с ЗАО "Стройинвест" оставлены без удовлетворения, администрация, ссылаясь на пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обратилась за взысканием убытков в арбитражный суд.
Суды обеих инстанций, признавая требования Администрации Артемовского городского округа обоснованными и подлежащими удовлетворению, правомерно исходили из следующего.
Статьями 16, 1069 ГК РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков (вреда) возможно при доказанности совокупности условий: противоправности действий причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера понесенных убытков.
Суды установили, что утвердив постановлением Администрации Приморского края 16.11.2010 N 371-па краевую программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае" на 2011 - 2012 годы, приняв обязательства по её финансированию (общий объем финансирования из средств краевого бюджета составил 223,20 млн. руб., в том числе в 2011 году - 223,20 млн. руб., в 2012 году - 52,89 млн. руб.), Приморский край в лице главного распорядителя и исполнителя указанной программы Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, не исполнив обязательства по перечислению в 2012 году субсидии в полном объеме, причинил убытки Администрации Артемовского городского округа, которая ввиду отсутствия финансирования возместила расходы подрядной организации за счет средств муниципального бюджета.
Неисполнение обязательства по перечислению денежных средств в адрес администрации для полного завершения программных мероприятий и окончательного расчета с ЗАО "Стройинвест" по муниципальным контрактам от 07.06.2011 N 64/11 АЭФ, от 24.09.2011 N 119/66 АЭФ, от 22.11.2011 N 166/132 АЭФ судами обоснованно расценено как бездействие ответчика, которое является основанием для применения к спорным правоотношениям статьи 1071 ГК РФ.
Довод кассационной жалобы о возврате администрацией в бюджет Приморского края по итогам 2011 года неизрасходованных средств, вывод судов о наличии правовых оснований для удовлетоврения заявленного иска не опровергает и заявлен без учета положений пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и пункта 5.9.1 краевой программы.
Проверяя довод департамента, повторно заявленный в кассационной жалобе, о ненадлежащем ответчике, суды обеих инстанций обоснованно применили положения части 3 статьи 158 БК РФ, согласно которой от имени казны по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, выступает главный распорядитель федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
Установив в ходе рассмотрения дела, что департамент осуществляет функции главного администратора расходов бюджета, главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание и реализацию возложенных на него полномочий в рамках рассматриваемой программы, суды обеих инстанций правомерно взыскали с Приморского края в лице Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края за счет казны Приморского края в пользу администрации Артемовского городского округа убытки в размере 9 406 668 руб. 28 коп.
Поскольку доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, они не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов, и фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.02.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017 по делу N А51-20683/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Неисполнение обязательства по перечислению денежных средств в адрес администрации для полного завершения программных мероприятий и окончательного расчета с ЗАО "Стройинвест" по муниципальным контрактам от 07.06.2011 N 64/11 АЭФ, от 24.09.2011 N 119/66 АЭФ, от 22.11.2011 N 166/132 АЭФ судами обоснованно расценено как бездействие ответчика, которое является основанием для применения к спорным правоотношениям статьи 1071 ГК РФ.
Довод кассационной жалобы о возврате администрацией в бюджет Приморского края по итогам 2011 года неизрасходованных средств, вывод судов о наличии правовых оснований для удовлетоврения заявленного иска не опровергает и заявлен без учета положений пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и пункта 5.9.1 краевой программы.
Проверяя довод департамента, повторно заявленный в кассационной жалобе, о ненадлежащем ответчике, суды обеих инстанций обоснованно применили положения части 3 статьи 158 БК РФ, согласно которой от имени казны по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, выступает главный распорядитель федерального бюджета по ведомственной принадлежности."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 августа 2017 г. N Ф03-2871/17 по делу N А51-20683/2015
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2871/17
27.07.2017 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3281/16
24.04.2017 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2585/17
27.02.2017 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-20683/15
21.09.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4142/16
24.05.2016 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3281/16
23.03.2016 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-20683/15