г. Хабаровск |
|
15 августа 2017 г. |
А59-4269/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: О.В. Цирулик, Е.К. Яшкиной
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания":
- Овчинников С.В., представитель по доверенности от 06.07.2017
от департамента архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска:
- Васильева Л.В., представитель по доверенности от 02.05.2017
от администрации города Южно-Сахалинска:
- Васильева Л.В., представитель по доверенности от 15.03.2017
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2017
по делу N А59-4269/2016
Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: суде первой инстанции судья А.И. Белоусов,
в суде апелляционной инстанции судьи С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимова, А.В. Гончарова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания"
к департаменту архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска, администрации города Южно-Сахалинска
о признании незаконными отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "административное здание" на земельном участке площадью 3 093 кв.м, кадастровый номер 65:01:0601002:2697, расположенном по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, северо-западнее пересечения ул. Тихоокеанская и ул. им. А.М. Горького, и обязании выдать разрешение на строительство
Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания" (ОГРН 1076501008187, ИНН 6501186438, адрес (место нахождения): 693008, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Амурская, 187; далее - ООО "Инвестиционная компания") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к департаменту архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска (ОГРН 1026500544510, ИНН 6501053780, адрес (место нахождения): 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Карла Маркса, 32) (далее - департамент) с заявлением о признании незаконным отказа N 10741-014/017 от 15.08.2016 в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "административное здание" на земельном участке площадью 3093 кв.м кадастровый номер 65:01:0601002:2697, расположенном по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, северо-западнее пересечения ул. Тихоокеанская и ул. им. А.М. Горького, а также об обязании департамент выдать ООО "Инвестиционная компания" разрешение на строительство спорного объекта (с учётом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 20.10.2016 произведена замена ненадлежащего ответчика - департамента архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска надлежащим - администрацию г. Южно-Сахалинска (ОГРН 1026500538129, ИНН 6501026762, адрес (место нахождения): 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 173; далее - администрация).
Решением от 23.11.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2017, решение от 23.11.2016 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Инвестиционная компания" просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель полагает, что в данном случае спор подлежал рассмотрению только в рамках оснований, послуживших для отказа администрации в выдаче разрешения на строительство. При этом вопросы по градостроительному плану не являлись таким основанием, поэтому не могли быть исследованы в суде апелляционной инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить без изменения, обжалуемые судебные акты, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области, представители ООО "Инвестиционная компания", администрации доводы кассационной жалобы и отзыва на нее поддержали в полном объеме, дали по ним пояснения. Представитель департамента поддержал позицию администрации.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 25.10.2012 между министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Новые технологии" (арендатор) заключен договор N 01971 аренды земельного участка площадью 3 093 кв.м с кадастровым номером 65:01:0601002:2697, расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, северо-западнее пересечения ул. Тихоокеанская и ул. A.M. Горького, для строительства объекта "административное здание", на срок с 25.10.2012 по 24.10.2015.
Передаточным актом от 25.10.2012 осуществлена передача земельного участка.
На основании соглашения от 19.02.2013 о передаче прав и обязанностей по договору аренды N 01971 право аренды на земельный участок с кадастровым номером перешло к ООО "Строительные технологии".
В последующем, права и обязанности по договору аренды N 01971 перешли к ООО "Инвестиционная компания", соглашение от 03.11.2015.
Договор, соглашение зарегистрированы в установленном порядке.
18.07.2016 ООО "Инвестиционная компания" обратилось в департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство административного здания в границах земельного участка с кадастровым номером 65:01:0601002:2696, приложив к заявлению следующие документы:
- договор аренды земельного участка от 25.10.2012 N 01971;
* градостроительный план земельного участка от 22.01.2013 N RU65302000003381, утвержденный распоряжением руководителя департамента от 25.01.2013 N 63-р, в котором п. 2.1 основной вид разрешенного использования земельного участка предусматривает в том числе "административные здания";
* материалы проектной документации, включающие пояснительную записку, схему планировочной организации земельного участка, схемы, отображающие архитектурные решения, проект организации строительства;
- документы по энергоэффективности.
Письмом от 27.07.2016 N 8689-014/017 департамент, ссылаясь на то, что планируемый объект строительства находится в границах жилой застройки, вблизи площади Славы, предложил ООО "Инвестиционная компания" провести общее собрание с собственниками многоквартирного дома, граничащего с планируемым объектом строительства и представить проектную документацию на рассмотрение архитектурного градостроительного совета в целях формирования единого архитектурного облика ул. Горького.
Письмом от 15.08.2016 N 10741-014/017 департамент конкретизировал приведенные основания невозможности выдачи разрешения на строительство.
ООО "Инвестиционная компания", расценив ответы как отказ в выдаче разрешения на строительство и, полагая его не соответствующим требованиям градостроительного законодательства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просило обязать департамент выдать обществу разрешение на строительство административного здания в границах земельного участка с кадастровым номером 65:01:0601002:2696.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно части 7 этой статьи кодекса в целях строительства объекта строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный орган. К заявлению прилагаются документы, в том числе:
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
- проектная документация, имеющая положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства и другие документы, перечень которых исчерпывающе перечислен в названной статье закона.
Уполномоченный, на выдачу разрешений на строительство, орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (чисть 11 статьи 51 ГрК РФ).
При этом отказ в выдаче разрешения на строительство возможен при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи кодекса, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
При разрешении спора установлено следующее.
Так, планируемое строительство административного здания относится к объектам капитального строительства, для которого требуется разрешение на строительство.
Проектной документацией определено местоположение объекта строительства на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0601002:2697.
С заявлением о выдаче разрешения на строительство ООО "Инвестиционная компания" обратилось в департамент архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска (ныне департамент землепользования города Южно-Сахалинска), имеющий полномочия на выдачу разрешения на строительство.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая спор по правилам суда первой инстанции установил, что приведенные в обоснование отказа в выдаче разрешения на строительство мотивы не соответствуют требованиям статьи 51 ГрК РФ, в частности отсутствует нормативное обоснование соответствующих мотивов.
Вместе с тем, проверяя возможность выдачи разрешения на строительство по представленным ООО "Инвестиционная компания" документам, апелляционным судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 65:01:0601002:2697 находится в 2-х территориальных зонах: зоне малоэтажной жилой застройки (Ж-2) и зоне уличной дорожной сети.
По сведениям кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 65:01:0601002:2697, последний поставлен на государственный кадастровый учет 10.09.2012, имеет ограничения в использовании, в том числе площадью 91 кв.м, 289 кв.м, 20 кв.м (под инженерными коммуникациями). Соответствующие ограничения отражены в договоре аренды N 01971.
Решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30.01.2013 N 744-13-4 утверждены Правила землепользования и застройки на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", которыми определены границы территориальных зон и виды разрешенного использования по каждой территориальной зоне. В частности, установлено территориальная зона Ж-2, зона малоэтажной жилой застройки, в которой к основным видам разрешенного использование строительство административных зданий не предусмотрено; в перечне условно разрешенных видов использования упоминаются объекты административного и делового назначения. Факт того, что земельный участок с кадастровым номером 65:01:0601002:2697 большей ее частью находится в территориальной зоне Ж-2, подтверждается фрагментом карты градостроительного зонирования, входящей в состав Правил землепользования и застройки на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Таким образом, строительство административного здания не относится к основным видам разрешенного использования земельного участка, находящегося в территориальной зоне Ж-2.
Статьей 39 ГрК РФ регламентирован порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, которым предусмотрено обсуждение данного вопроса на публичных слушаниях.
В этой связи суд правомерно отметил, что предложение о проведении публичных слушаний, указанное в ответе департамента соответствует установленным по делу обстоятельствам, требованиям статьи 39 ГрК РФ.
Судом рассмотрена и отклонена ссылка ООО "Инвестиционная компания" на то, что строительство объекта соответствует утвержденному градостроительному плану на указанный земельный участок. Суд установил, что представленный к заявлению от 18.07.2016 о выдаче разрешения на строительство градостроительный план от 22.01.2013 не соответствует требованиям, установленным частью 7 статьи 51 ГрК РФ. В частности, истек трехгодичный срок со дня выдачи градостроительного плана и его сведения не являются актуальными на дату подачи заявления о выдаче разрешения на строительство.
Суд справедливо указал, что проектная документация на объект строительства содержит сведения о расположении земельного участка в общественно-деловой зоне ОД-1.
Апелляционная инстанция, оценив согласно статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства и установив, что земельный участок в границах которого предполагается строительство административного здания находится в 2-х территориальных зонах, что в силу части 4 статьи 30 ГрК РФ является недопустимым и исключает возможность выдачи разрешения на строительство без соответствующей корректировки по размещению объекта строительства, по получению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка сделала обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным, поэтому отказала в удовлетворении заявления общества.
Кассационная жалоба доводов, опровергающих эти выводы, не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями к отмене обжалуемого судебного акта, не установлено.
Обжалуемое постановление основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменений.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2017 по делу N А59-4269/2016 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Н. Новикова |
Судьи |
О.В. Цирулик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.