г. Хабаровск |
|
29 августа 2017 г. |
А51-27988/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Т.Н. Никитиной
Судей: И.А. Мильчиной, И.В. Ширяева
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ВодЕко", представитель не явился,
от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВодЕко"
на решение от 10.02.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2017
по делу N А51-27988/2016
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.С. Чугаева; в суде апелляционной инстанции судьи: Т.А. Солохина, Н.Н. Анисимова, Л.А. Бессчасная
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВодЕко" (ОГРН 1042502570770, ИНН 2524100359, место нахождения: 692962, Приморский край, Партизанский район, село Владимиро-Александровское, ул. Комсомольская, 99)
к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (ОГРН 1092540001421, ИНН 2540152379, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22)
о признании незаконным и отмене постановления
Общество с ограниченной ответственностью "ВодЕко" (далее - общество, ООО "ВодЕко) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (далее - департамент, административный орган) от 02.11.2016 N 60в-03-4674/16/ч.2ст.7.3 юл о назначении административного наказания по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 10.02.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе общества, полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы обществом приведены доводы о нарушении департаментом положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), проведении внеплановой проверки при отсутствии законных оснований для ее проведения, поскольку гражданин Щеглов И.П. (лицо, обратившееся с жалобой), не проживает в с. Владимиро-Александровском Партизанского района Приморского края, его личность не была установлена, в связи с чем акт проверки не может являться доказательством по делу и результаты проверки не могут быть положены в основу обвинения по делу об административном правонарушении. Считает, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем постановление департамента от 02.11.2016 N60в-03-4674/16/ч.2ст.7.3 юл о назначении административного наказания по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ подлежит отмене.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем кассационная жалоба в силу части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие. Отзыв департаментом не представлен.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение процессуального законодательства, суд округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в период с 15.08.2016 г. по 09.09.2016 г. во исполнение распоряжения заместителя директора департамента от 12.07.2016 N 60в-03 в отношении ООО "ВодЕко" проведена внеплановая выездная проверка, основанием для её проведения послужила жалоба гражданина Щеглова И.П. по вопросу нарушения требований водного законодательства, поступившая на имя Президента Российской Федерации в виде электронного сообщения, зарегистрированная 10.05.2016 за N507455.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации", обращение Щеглова И.П. направлено Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан в Администрацию Приморского края для рассмотрения. В связи с поступившим в Администрацию Приморского края из аппарата Президента РФ обращением от 12.05.2016, зарегистрированным за N 7056-гр, заместителем руководителя департамента принято распоряжение от 12.07.2016 N 60в-03 о проведении в отношении ООО "ВодЕко" внеплановой выездной проверки.
Согласно пункту 5 распоряжения департамента от 12.07.2016 N 60в-03, проверка назначена с целью проверки фактов возникновения угрозы причинения вреда окружающей среды, изложенных в обращении Щеглова И.П. от 10.05.2016, поступившего в Администрацию Приморского края с Управления Президента РФ от 12.05.2016 N7056-гр, выразившееся в неисполнении лицензионных условий по лицензии ВЛВ02133ВЭ на право пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод одиночными скважинами N247, N581-Б, N7478а, N7651, N12503, а также по вопросу нарушения водного законодательства, выразившееся в неисполнении условий решения о предоставлении водного объекта в пользование (река Партизанская бассейна Японского моря) от 16.10.2015 N25-20.04.00.003-Р-РСВК-С-2015- 01918/00 (выполнение условий решении о предоставлении водного объекта в пользование).
Департаментом согласована внеплановая выездная проверка ООО "ВодЕко) с Межрайонной природоохранной прокуратурой, что подтверждается решением Приморского природоохранного прокурора от 13.07.2016 N 79- 2016/2287 (часть 12 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
В ходе проведения административным органом внеплановой выездной проверки при участии директора ООО "ВодЕко" было установлено, что общество осуществляет деятельность по водоснабжению населения с. Владимиро - Александровское на основании лицензии ВЛВ 02133 ВЭ, 5 скважин, и с. Хмыловка на основании лицензии ВЛВ 02134 ВЭ, 1 скважина за счет забора воды со скважин, а так же за счёт воды из сети холодного водоснабжения Партизанского муниципального района в соответствии с договором от 01.08.2005 N 1044.
Сброс осуществляется по двум выпускам в реку Партизанская: на выпуск N 1 у Общества решение о предоставлении водного объекта в пользование отсутствует, на выпуск N 2 у Общества имеется решение о предоставлении водного объекта в пользование N N 25-20.04.00.003-Р-РСВК- С-2015-01918/00 от 16.10.2015.
В соответствии с лицензией ВЛВ 02133 ВЭ от 12.01.2012 г., добыча подземных вод осуществляется через одиночные скважины N 247, 581-Б, 7478а, 7651, 12503 для питьевого, хозяйственно - бытового, технического водоснабжения населения.
В ходе проверки департаментом было установлено, что обществом нарушены пункт 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах): а именно не проводится мониторинг подземных вод, что является нарушением пункта 4.1.7 лицензионных условий по лицензиям ВЛВ 02133 ВЭ, BЛB 02134 ВЭ; отсутствует утвержденный и согласованный в установленном порядке проект зоны санитарной охраны водозабора с положительным заключением экспертиз и согласований по лицензии ВЛВ 02134 ВЭ, что является нарушением подпункта 4.1.1. пункта 4 лицензионных условий по лицензии ВЛВ 02134 ВЭ.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 09.09.2016 N 60в-03-714/16 и обществу выдано предписание от 09.09.2016 N 60в-03-714/16-1 об устранении выявленных нарушений.
По факту выявленных нарушений, в отношении общества департаментом в присутствии директора составлен протокол об административном правонарушении от 19.10.2016 N 60в-03-4674/16/ч.2ст.7.3юл. по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения результатов проверки, протокола об административном правонарушении от 19.10.2016, департаментом вынесено постановление от 02.11.2016 N 60в-03-4674/16/ч.2ст.7.3юл, о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, с назначением наказания ниже минимального предела санкции статьи в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Общество, полагая, что указанное постановление не отвечает требованиям закона и нарушает его права, указав на отсутствие состава административного правонарушения, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который придя к выводу о законности оспариваемого постановления, наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, отказал в удовлетворении заявленных требований. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правильными в связи со следующим.
Судебные инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовались положениями статьей 11, 12, пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" пришли к обоснованному выводу о том, что внеплановая проверка департаментом проведена с соблюдением установленного порядка, при наличии к тому оснований и общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в связи с наличием в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и признаков объективной стороны вмененного правонарушения, которая выражена в пользовании недрами с нарушением условий лицензий, а именно: не проводился мониторинг подземных вод, что является нарушением пункта 4.1.7 лицензионных условий по лицензиям ВЛВ 02133 ВЭ, BЛB 02134 ВЭ; отсутствовал утвержденный и согласованный в установленном порядке проект зоны санитарной охраны водозабора с положительным заключением экспертиз и согласований по лицензии ВЛВ 02134 ВЭ, что является нарушением подпунктов 4.1.1. пункта 4 лицензионных условий по лицензии ВЛВ 02134 ВЭ.
При оценке наличия субъективной стороны во вменяемом правонарушении суд пришел к обоснованному выводу, что обществом не были приняты все зависящие от него своевременные меры по соблюдению требований законодательства и не проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание последствий допущенного нарушения. Судебными инстанциями не установлено объективных причин, препятствовавших соблюдению обществом требований Закона о недрах, лицензионных условий по лицензиям: ВЛВ 02133 ВЭ, BЛB 02134 ВЭ.
Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности суды не установили, так же как и не установили оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, судебные инстанции пришли к правильному выводу, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб., соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания.
Приведенные подателем кассационной жалобы доводы о нарушении департаментом положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Арбитражный суд Дальневосточного округа отмечает, что указанные доводы подателя жалобы не исключают вины общества в допущенных нарушениях, учитывая, что основанием для привлечения общества к административной ответственности явились материалы административного производства, в рамках которого составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 28.1 КоАП РФ, где зафиксированы факты допущенных нарушений.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств по делу и установленных судами обстоятельств, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права и в силу положений статей 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Суды применили нормы материального права, в соответствии с установленным по данному делу конкретными обстоятельствами, нарушений процессуальных норм, которые в силу части 4 статьи 288 АПК РФ влекут безусловную отмену судебных актов, не допустили, в связи с чем, решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.02.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2017 по делу N А51-27988/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Никитина |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.