г. Хабаровск |
|
02 октября 2017 г. |
А51-32169/2016 |
Резолютивная часть постановления от 28 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Луговой И.М., Ширяева И.В.
при участии
без явки представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БРО"
на решение от 27.03.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2017
по делу N А51-32169/2016 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Тимофеева Ю.А., в апелляционном суде судьи: Сидорович Е.Л., Бессчасная Л.А., Солохина Т.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БРО"
к администрации городского округа "Большой Камень"
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "БРО" (ОГРН 1162503050764, место нахождения: 692000, Приморский край, г.Большой Камень, ул.Аллея Труда, 12-36; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к администрации городского округа Большой Камень (ОГРН 1022500579750, место нахождения: 692806, Приморский край, г.Большой Камень, ул.Карла Маркса, 4; далее - администрация) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии, оформленного уведомлением на основании протокола от 27.09.2016 N 2.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.03.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить указанные решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы об отсутствии в действующем законодательстве (Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства городского округа Большой Камень) такого основания для отказа как то, что заявленный вид деятельности не является приоритетным для городского округа, в связи с чем оспариваемое решение не может быть признано законным. Также общество выражает несогласие с расчетными показателями администрации, на которые последняя ссылалась, отказывая в предоставлении субсидии.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонила, считая оспариваемые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, однако явку своих представителей в суд округа не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, 09.09.2016 общество в Управление экономики администрации городского округа Большой Камень подало заявление о предоставлении субсидии из местного бюджета для возмещения части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части создания, приобретения, основных фондов и нематериальных активов, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) при заключении договора коммерческой концессии, а также предоставлен бизнес-план и расчет размера субсидии.
По результатам рассмотрения документов обществом получено от Управления экономики администрации городского округа Большой Камень сопроводительное письмо - уведомление об отказе в предоставлении субсидии (со ссылкой на протокол от 27.09.2016 N 2). Причиной отказа указано, что в соответствии с муниципальной программой "Экономическое развитие городского округа Большой камень" на 2014-2018 годы", утвержденной постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 10.10.2013 N1701, бытовые услуги (услуги парикмахерские) на территории городского округа Большой Камень не являются приоритетным направлением социально-экономического развития городского округа.
Посчитав отказ в предоставлении субсидии незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг.
Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Частью 5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N209-ФЗ) определено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу пункта 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принятие и организация выполнения программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования относится к одному из основных полномочий органов местного самоуправления.
Частью 3 статьи 4 Закона N 209-ФЗ предусмотрены условия, которым должны отвечать хозяйствующие субъекты в целях отнесения их к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Статьей 14 Закона N 209-ФЗ установлено, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; доступность инфраструктуры поддержки; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах; оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; открытость процедур оказания поддержки.
С целью обеспечения благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с приоритетами экономического развития Приморского края постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 10.10.2013 N 1701 утверждена муниципальная программа "Экономическое развитие городского округа Большой Камень" на 2014-2018 годы".
Для решения задач по созданию условий для устойчивого экономического роста в городском округе Большой Камень и повышения качества жизни населения городского округа Большой Камень в рамках Программы выделены две подпрограммы:
- подпрограмма N 1 "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городском округе Большой Камень" (приложение N 10);
- подпрограмма N 2 "Развитие конкуренции на товарных рынках городского округа Большой Камень" (приложение N 11).
В Приложении N 1 к муниципальной программе утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства городского округа Большой Камень, производящим и реализующим товары, (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта, (далее - Порядок, Приложение N 1).
Согласно пункту 3.1 Порядка субсидии предоставляются субъектам малого предпринимательства с целью возмещения части затрат (планируемых и (или) фактически проведенных), связанных с регистрацией юридического лица, индивидуального предпринимателя, началом предпринимательской деятельности, выплатами по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) и приобретением основных средств, в виде грантов (далее соответственно - начало предпринимательской деятельности, грант, получатель гранта). Единый перечень документов, необходимых для получения субсидии, установлен пунктом 3.6 Порядка.
При разрешении настоящего спора судами установлено, что общество в рамках реализации муниципальной программы обратилось с заявлением о предоставлении субсидии (бытовые услуги - парикмахерские услуги) из местного бюджета для возмещения части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части создания, приобретения основных фондов и нематериальных активов, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) при заключении договора коммерческой концессии, а также предоставило бизнес-план, расчет размера субсидии, приложив в его обоснование согласно Программы все необходимые документы.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон спора, суды обеих инстанций с учетом указанных выше норм права, пришли к выводам о том, что в данном случае субсидия выделяется не всем вновь образованным организациям, представленные документы которых удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям, а в первую очередь отвечающим условию деятельности в приоритетных направлениях развития экономики города, согласование которой относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Принимая во внимание данные приведенные администрацией относительно показателя обеспеченности населения парикмахерскими услугами, из которых следует, что данный сектор в городе Большой Камень развит на достаточно высоком уровне и полностью обеспечен имеющимися объектами, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, с учетом положений Раздела II "Приоритетные направления в сфере реализации подпрограммы N 1" согласно которым приоритетными направлениями в области содействия развитию малого и среднего предпринимательства в рассматриваемом городском округе являются не торгуемые сектора экономики (обрабатывающая промышленность, рыбохозяйственный комплекс, глубокая лесопереработка), а также сфера инноваций и согласованные приоритеты (в том числе в сфере платных услуг), пришли к правильному выводу об отказе со стороны уполномоченного органа в предоставлении испрашиваемой субсидии по указанному основанию.
Исходя из этого у арбитражных судов не имелось предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовых оснований для признания оспариваемого решения администрации незаконным.
Доводы заявителя в кассационной жалобе фактически сводящиеся к тому, что парикмахерские услуги в силу Раздела II "Приоритетные направления в сфере реализации подпрограммы N 1" относятся к приоритетным, являлись предметом исследования в суде апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку как несостоятельные, поскольку данной подпрограммой к таковым относятся не все платные услуги, а лишь те, в которых может быть получен максимальный экономический эффект, как основа социального развития, что определяется соответствующей комиссией на основании экономических показателей округа.
Иных доводов, имеющих существенное значение для дела и влияющих на правильность принятых по делу судебных актов, заявителем в кассационной жалобе не приведено.
Поскольку судами правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не допущено, доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и по существу сводятся к несогласию с выводами судов, направлены на переоценку исследованных доказательств по делу, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда округа, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 27.03.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2017 по делу N А51-32169/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.