г. Хабаровск |
|
12 октября 2017 г. |
А73-17873/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Н.Ю. Мельниковой,
судей: А.Н. Барбатова, И.А. Тарасова,
при участии:
от истца: не явились
от ответчика: Грачёва В.А. по доверенности от 12.02.2016 N 99
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 17.03.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2017
по делу N А73-17873/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.Н. Серова; в суде апелляционной инстанции судьи: А.В. Шевц, И.Е. Пичинина, С.Б. Ротарь;
по иску акционерного общества "РН-Транс" (ОГРН 1026303117092, ИНН 6330017677, место нахождения: 446207, Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Осипенко, д. 11)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
о взыскании 1 327 248, 25 руб.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "РН-Транс" (АО "РН-Транс") обратилось в арбитражный суд к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") с исковым заявлением о взыскании 1 327 248,25 руб. пени за просрочку доставки груза.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.03.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2017, исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
ОАО "РЖД", полагая, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права, неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, просило их отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый акт.
В обоснование жалобы заявитель указал, что АО "РН-ТРАНС" не соблюден претензионный порядок урегулирования спора и исковое заявление подлежало оставлению без рассмотрения; что задержка доставки груза имела место в связи с устранением технической неисправности вагонов, которая возникла не по вине перевозчика, поскольку вагоны не являются собственностью перевозчика; а также на необоснованное отклонение ходатайства о снижении размера пени в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
АО "РН-Транс" в отзыве оспорило доводы кассационной жалобы, просило оставить судебные акты без изменения, представило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя.
Представитель ответчика в заседании настаивал на удовлетворении жалобы, дав пояснения по приведенным в ней доводам.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для их отмены отсутствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в январе 2016 года ОАО "РЖД" приняло к перевозке груз (нефть сырая), размещенный в вагонах, в адрес АО "РН-Транс" город Комсомольске-на-Амуре (ст. Дземги).
Груз в вагонах, отправленный по железнодорожным накладным N ЭЙ669116, ЭИ432657, ЭК203053, ЭЙ515786, ЭК937945, ЭЛ083576, ЭЛ126753, ЭЛ164068, ЭЛ042034, ЭК116410, ЭК054861, ЭК064665, ЭЙ815120, ЭЙ728893, ЭЙ712163, прибыл на станцию назначения с превышением срока доставки груза от 3 до 55 суток, о чем имеются соответствующие отметки в транспортных железнодорожных накладных.
АО "РН-Транс" (грзополучатель), ссылаясь на просрочку доставки груза, 10.11.2016 предъявило ОАО "РЖД" претензию N РНТ/1003-КА с требование об уплате пени в размере 1 327 248, 25 руб.
Основанием для обращения АО "РН-Транс" в арбитражный суд с исковым заявлением послужило оставление претензии без удовлетворения.
Разрешая спор, суды обеих инстанций исходили из следующего.
Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (статья 792 ГК РФ).
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (статьи 793 ГК РФ).
Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения установленного срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам путей необщего пользования для грузополучателей. За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере, указанном в статье 97 УЖТ РФ.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили просрочку в доставке груза по вышеуказанным накладным, и признали наличие правовых оснований для взыскания с ОАО "РЖД" на основании статьи 97 УЖТ РФ.
При этом суды рассмотрели и мотивировано отклонили доводы ответчика о наличии оснований для увеличения срока доставки груза в пути следования по причине сложной эксплуатационной обстановки и для устранения технической неисправности вагонов.
Так, отклоняя довод ответчика о наличии оснований для увеличения срока доставки по пункту 6.3 Правил N 27, учитывая статью 20 УЖТ РФ, а также что принятый к перевозке груз (нефть сырая) классифицируется как опасный и его перевозка регламентирована Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 N 50, суды пришли к выводу, что перевозчик не доказал факт возникновение неисправности в пути следования по не зависящим от него причинам и невозможность их обнаружения при приемке вагонов к перевозке.
Суды, проверив расчет пеней, признали его верным, и, рассмотрев ходатайство ответчика о снижении размера пени, не усмотрели оснований для снижения её размера пени, так как сравнение размера пени за просрочку с размером банковских ставок, не подтверждает чрезмерность неустойки последствиям нарушения обязательств.
Таким образом, материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая правовая оценка, изложенные в судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы заявителя о наличии оснований для увеличения срока доставки груза на основании пункта 6.3 Правил N 27 являлись предметом рассмотрения двух инстанций, получили надлежащую правовую оценку, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Довод заявителя кассационной жалобы о наличии оснований для удовлетворения ходатайства о снижении размера неустойки, отклоняется судом кассационной инстанции, так как установление фактических обстоятельств по делу, к которым относятся также соотнесение баланса между размером неустойки и последствиями нарушения обязательства при рассмотрении ходатайства, их оценка являются полномочиями судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце третьем пункта 72 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ, могут являться нарушение или неправильное применение норм материального права, к которым, в частности, относятся нарушение требований пункта 6 статьи 395 ГК РФ, когда сумма неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства снижена ниже предела, установленного пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, или уменьшение неустойки в отсутствие заявления в случаях, установленных пунктом 1 статьи 333 ГК РФ (пункт 2 части 1 статьи 287 АПК РФ).
Указанные обстоятельства в данном случае отсутствуют, в связи с чем, у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены или изменения судебных актов в части, касающейся размера взысканной неустойки.
Довод кассационной жалобы о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора также подлежит отклонению судом округа, поскольку ОАО "РЖД" направило истцу мотивированный ответ от 23.12.2016 N 1105-1107, 1123-1125/ДТЦФТОМЮ-16 на претензию, который не содержал приводимое в кассационной жалобе обоснование, и, следовательно, не имел правового значения для разрешения настоящего спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 АПК РФ решение, постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине по кассационной жалобе относятся на заявителя в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.03.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2017 по делу N А73-17873/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Мельникова |
Судьи |
А.Н. Барбатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили просрочку в доставке груза по вышеуказанным накладным, и признали наличие правовых оснований для взыскания с ОАО "РЖД" на основании статьи 97 УЖТ РФ.
При этом суды рассмотрели и мотивировано отклонили доводы ответчика о наличии оснований для увеличения срока доставки груза в пути следования по причине сложной эксплуатационной обстановки и для устранения технической неисправности вагонов.
Так, отклоняя довод ответчика о наличии оснований для увеличения срока доставки по пункту 6.3 Правил N 27, учитывая статью 20 УЖТ РФ, а также что принятый к перевозке груз (нефть сырая) классифицируется как опасный и его перевозка регламентирована Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 N 50, суды пришли к выводу, что перевозчик не доказал факт возникновение неисправности в пути следования по не зависящим от него причинам и невозможность их обнаружения при приемке вагонов к перевозке."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 октября 2017 г. N Ф03-3721/17 по делу N А73-17873/2016