г. Хабаровск |
|
13 ноября 2017 г. |
А73-3061/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: С.Ю. Лесненко, А.И. Михайловой
при участии:
от заявителя: ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" - Канилова А.В., представитель по доверенности от 25.09.2017 N 42-17;
от ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы"
на решение от 19.06.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2017
по делу N А73-3061/2017 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Д. Манник; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.А. Швец, И.И. Балинская, Е.Г. Харьковская
по заявлению публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979, 117630, г. Москва, ул. Челомея Академика, 5а)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (ОГРН 1032700309443, ИНН 2721101270, место нахождения: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Слободская, 27)
о признании незаконным решения в части
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - акционерное общество, страхователь, ПАО "ФСК ЕЭС") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (далее - Управление ПФР) в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу в размере 77 429,96 руб., пени в сумме 11 557,28 руб. и штрафа в размере 15 485,99 руб.
Решением суда от 19.06.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2017, в удовлетворении требований отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе акционерного общества, которое просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить с передачей дела на новое рассмотрение в связи с неправильным применением судами норм материального права и несоответствием выводов судов, содержащихся в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что работники ПАО "ФСК ЕЭС" не приобрели права на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку работали во вредных условиях труда менее 80% рабочего времени, в связи с чем оснований для исчисления страховых взносов по дополнительному тарифу не имелось.
Доводы кассационной жалобы поддержаны представителем акционерного общества в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Управление ПФР отзыв на кассационную жалобу не представило; явку представителя не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав пояснения представителя, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ПАО "ФСК ЕЭС" зарегистрировано в Управлении ПФР в качестве страхователя и плательщика страховых взносов (регистрационный N 037-002-045083).
Управлением ПФР в период с 04.10.2016 по 31.10.2016 проведена выездная проверка ПАО "ФСК ЕЭС" по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС, своевременности и полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
В ходе проверки, оформленной актом от 28.11.2016 N 384дсп, проверяющими установлены факты неисчисления и неуплаты в проверенные периоды страховых взносов, в том числе по дополнительному тарифу.
По итогам проверки, с учетом возражений страхователя, Управлением ПФР вынесено решение от 28.12.2016 N 250 "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", в соответствии с которым страхователь привлечен к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ) в виде штрафа в размере 27 839,92 руб., в том числе в размере 15 485,99 руб. по дополнительному тарифу.
Также страхователю доначислены к уплате страховые взносы в общей сумме 139 199,60 руб., в том числе: 44 101,41 руб. - на страховую часть, 6 542,88 руб. - на накопительную часть, 11 125,35 руб. - в ФФОМС, 77 429,96 руб. - по дополнительному тарифу, пени в общей сумме 25 477,07 руб., в том числе: 9 902,24 руб. - на страховую часть, 1 504,21 руб. - на накопительную часть, 2 513,34 руб. - в ФФОМС, 11 557,28 руб. - по дополнительному тарифу.
Не согласившись с решением Управления ПФР в части доначислений страховых взносов, пени и штрафа по дополнительному тарифу, ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось с заявлением в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности оспариваемого ненормативного правового акта Управления ПФР в обжалуемой части. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа считает, что суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для указанных плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 5, статье 18 Закона N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
В соответствии со статьей 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с 01.01.2013 работодатели должны начислять страховые взносы в Пенсионный фонд России по дополнительному тарифу на выплаты работникам, занятым на работах с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда.
В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ) для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), применяются с 1 января 2013 года обозначенные в данной части дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи:
Согласно части 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ (в редакции до 01.01.2014) плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Из содержания части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) следует, что в случае, если до дня вступления в силу указанного Закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 указанного закона. При этом для целей, определенных в статье 7 Закона N 426-ФЗ, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном названным Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
По результатам анализа приведенных и действующих в спорный период положений законодательства суды пришли к верному выводу, что страхователь освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в случае, если по итогам аттестации рабочего места, условия труда соответствующего работника не будут признаны вредными либо опасными.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона, в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утверждаются Правительством Российской Федерации.
Профессия электрогазосварщика входит в Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, общество в 2014 году провело аттестацию рабочих мест.
В материалы дела представлены карта рабочего места по условиям труда (электрогазосварщик), карта специальной оценки условий труда, из которых усматривается, что фактическое время воздействия вредных и опасных веществ и общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса отнесена к классу 3.1 (вредные), по травмоопасности - 2 класс.
Из документов, представленных обществом в период проведения выездной проверки, проверяющие, а в дальнейшем суды, установили факт занятости работников: Грибова Ю.Б., Константинова Д.С., Бондарь А.В, Борохова Е.В., Брижатого П.И. на работах с вредными и тяжелыми условиями труда и отсутствие исчисления страхователем страховых взносов по дополнительному тарифу по мотиву отсутствия права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с их неполной (100%) занятостью.
Суд округа считает, что при установленных обстоятельствах, правильно проанализировав положения законодательства, суды обоснованно отклонили позицию акционерного общества об отсутствии у него, как у страхователя, обязанности по исчислению страховых взносов по дополнительному тарифу в связи с отсутствием у работников права на досрочное назначение трудовой пенсии.
Содержащиеся в статье 58.3 Закона N 212-ФЗ отсылка к положениям пунктов 2 - 18 части 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях сделана в Законе N 212-ФЗ лишь в части видов работ, в отношении которых применяются дополнительные тарифы, а не условий их выплаты.
Порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений в пользу работников обусловлен тем, был ли работник занят на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в месяце, в котором начислены выплаты. Данное правило применяется независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются.
В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, организация исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам со всех начисленных ему в этом месяце выплат и вознаграждений, в том числе за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
В случае частичной занятости работника в течение месяца на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда дополнительные тарифы страховых взносов применяются пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на соответствующих видах работ.
Таким образом, обязанность страхователя исчислить страховые взносы по дополнительному тарифу не поставлена в зависимость от права работника на назначение трудовой пенсии ранее установленного Законом N 173-ФЗ срока, поэтому в соответствии с частью 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ акционерное общество было обязано в проверяемом периоде исчислить и уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу с выплат работникам - электрогазосварщикам, пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на данном виде работ.
Судами установлено, что доначисление страховых взносов по дополнительному тарифу произведено Управлением ПФР с учетом фактически отработанного электрогазосварщиками времени.
На основании изложенного суды пришли к верному заключению, что Управлением ПФР правомерно в оспариваемом решении предложено уплатить доначисленные страховые взносы, пени за просрочку их уплаты, а также штраф за занижение базы и начисление страховых взносов.
Выводы судов соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 11.10.2016 N 310-КГ16-11033 по делу N А62-5913/2015.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено, кассационная жалоба удовлетворению, а судебные акты отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.06.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2017 по делу N А73-3061/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.