г. Хабаровск |
|
24 ноября 2017 г. |
А73-2130/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Камалиевой Г.А.
Судей: Мельниковой Н.Ю., Тарасова И.А.
при участии:
от ООО "Комресурс": Чирикалов А.В., представитель по доверенности от 30.12.2016 N 17
от администрации района: Мохова И.П., представитель по доверенности от 22.03.2017 N 01-24-1354
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
на решение от 12.05.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017
по делу N А73-2130/2017 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья О.П.Медведева, в суде апелляционной инстанции - судьи М.О.Волкова, В.Г.Дроздова, И.В.Иноземцев
по иску общества с ограниченной ответственностью "Комресурс"
к администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
третьи лица: администрация городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын", Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края
о взыскании 4 197 665, 91 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Комресурс" (далее - ООО "Комресурс", ОГРН 1142728000348, адрес (место нахождения): 682030, Хабаровский край, р.п. Чегдомын, ул. Пионерская, 27) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация района, ОГРН 1022700733439, адрес (место нахождения): 682030, Хабаровский край, р.п. Чегдомын, ул. Центральная, д. 49) о взыскании убытков в размере 4 197 665,91 руб., составляющих сумму выпадающих доходов, возникших в результате предоставления услуг по содержанию водоочистных сооружений п. Чегдомын за период с 01.07.2016 по 31.09.2016.
Определением от 10.04.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" (далее - администрация р.п. Чегдомын), Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (далее - Министерство).
Решением от 12.05.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Законность вынесенных по делу решения и постановления проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе администрации района, полагающей, что при заключении с администрацией поселения соглашения от 31.12.2015 администрация района приняла только часть полномочий по организации водоснабжения в сумме средств, переданных на осуществление указанных полномочий (402 875 руб.), ограничив их исчерпывающим перечнем. Полагает, что оснований для удовлетворения иска за счет администрации района не имелось, поскольку заявленная истцом сумма убытков представляет собой понесенные им и не включенные в тариф расходы на содержание водоочистных сооружений п. Чегдомын, собственником которых является Хабаровский край, при этом к полномочиям администрации района установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения не относится, уполномоченным органом, принимающим тарифное решение, является Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет по тарифам). Отмечает, что обязательства, принятые администрацией района в соответствии с соглашением от 31.12.2015, выполнены в полном объеме. В этой связи податель кассационной жалобы просит обжалуемые по делу решение и постановление отменить, принять новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Комресурс" просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ООО "Комресурс" и администрации района привели свои правовые позиции, дав соответствующие доводам кассационной жалобы и отзыва на нее пояснения.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 31.12.2015 между администрацией р.п. Чегдомын и администрацией района заключено соглашение о передаче администрацией р.п. Чегдомын администрации района полномочий по организации водоотведения и водоснабжения в границах поселения и содержания имущества, необходимого для исполнения переданных полномочий, на период с 01.01.2016 по 31.12.2016 (с учетом дополнительного соглашения от 14.04.2016) за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых в бюджет Верхнебуреинского муниципального района.
ООО "Комресурс" является ресурсоснабжающей организацией на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.
19.06.2016 на основании постановления администрации р.п. Чегдомын от 17.06.2016 N 434 в целях оказания на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (далее - район) услуг теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения и водоотведения на основании конкурсной процедуры с ООО "Комресурс" заключен договор аренды муниципального имущества N 165, по условиям которого обществу "Комресурс" переданы в аренду объекты муниципального имущества коммунальной инфраструктуры для организации водоснабжения в границах городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.10.2016 по делу N А73-10817/2016 установлено, что право собственности на водоочистные сооружения (станция очистки воды площадки очистных сооружений (1 823,2 кв.м), проходная очистных сооружений (39,7 кв.м), резервуары 2 000 м3 площадки очистных сооружений, сеть теплоснабжения площадки очистных сооружений от проходной до станции очистки (160,65 п.м), сеть водоснабжения площадки очистных сооружений от станции очистки до проходной (146,65 п.м), сеть электроснабжения 0,4 кВ площадки очистных сооружений (132 п.м), канализационная сеть площадки очистных сооружений (205,75 п.м), сеть водоснабжения площадки очистных сооружений (162,7 п.м), расположенные по адресу: Верхнебуреинский район, рп. Чегдомын, ул. Парковая, 2а), зарегистрировано за Хабаровским краем; названные объекты недвижимости в составе водоочистных сооружений обществу "Комресурс" в аренду не переданы, предоставлены в фактическое пользование без договора; расходы на содержание данного имущества при установлении обществу тарифов на питьевую воду, водоотведение Комитетом по тарифам не учтены (экспертные заключения о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифов на 2014-2015 годы, 2016-2018 годы); обязанным лицом по возмещению обществу понесенных за период с 01.01.2016 по 01.07.2016 (предыдущий период) расходов на содержание водоочистных сооружений является администрация района.
Ссылаясь на несение в период с 01.07.2016 по 31.09.2016 (спорный период) расходов по содержанию водоочистных сооружений на общую сумму 4 197 665,91 руб., от компенсации которых администрация района уклонилась, ООО "Комресурс" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.3 части 1 статьи 17 этого же федерального закона закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 2 статьи 3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Соответствующее соглашение на 2016 год заключено между администраций р.п. Чегдомын и администрацией района 31.12.2015, следовательно, в спорный период организация водоснабжения и водоотведения в границах р.п. Чегдомын относилась к полномочиям администрации района.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 15, 16, 210, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Законов N 131-ФЗ и N 416-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования, придя к выводу о доказанности необходимой совокупности обстоятельств для взыскания убытков.
Администрация района документально не оспорила размер предъявленной к взысканию суммы убытков.
По существу все доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения арбитражных судов обеих инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка, фактически не опровергают выводы суда, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые могли бы являться основанием для отмены принятого по делу судебного акта в порядке кассационного производства, в силу чего судом кассационной инстанции отклоняются в соответствии с правилами статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, арбитражными судами не допущено.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.05.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 по делу N А73-2130/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Камалиева |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.