г. Хабаровск |
|
30 ноября 2017 г. |
А59-619/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: С.Ю. Лесненко, Н.В. Меркуловой
при участии:
от заявителя: Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Сахалинский областной онкологический диспансер" - представитель не явился;
от ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области - Лиховидова В.В., представитель по доверенности от 30.01.2017 N 11;
от МИФНС России N 1 по Сахалинской области - представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области
на решение от 01.06.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2017
по делу N А59-619/2017 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.Н. Шестопал; в суде апелляционной инстанции судьи: В.В. Рубанова, Л.А. Бессчасная, Т.А. Солохина
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Сахалинский областной онкологический диспансер" (ОГРН 1026500531705, ИНН 6501068674, место нахождения: 693010, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Горького, 3)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (ОГРН 1026500543178, ИНН 6501114874, место нахождения: 693010, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 69-А, корп. 2)
третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Сахалинской области
о признании незаконным решения
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Сахалинский областной онкологический диспансер" (далее - учреждение, ГБУЗ "Сахалинский областной онкологический диспансер") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее - управление, Фонд) о признании незаконным решения "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" от 01.02.2017 N 074С04170002673.
Определением суда от 05.05.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Сахалинской области (далее - налоговый орган, инспекция).
Решением суда от 01.06.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2017, требования удовлетворены: решение Фонда признано недействительным как не соответствующее Федеральному закону Российской Федерации от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), в связи с тем, что норма, на основании которой плательщик был привлечен к ответственности, на момент вынесения оспариваемого решения утратила силу.
Не согласившись с принятыми судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, в связи с неправильным применением судами норм материального права.
В обоснование доводов жалобы управление указывает, что поскольку с утратой силы Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) статья 20 Закона определяет, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то у Фонда имелись правовые основания для проведения камеральной проверки и вынесения оспариваемого решения.
Участие представителя управления в судебном заседании кассационной инстанции обеспечено в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области.
Учреждение отзыв на кассационную жалобу не представило, явку представителя не обеспечило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, управлением в отношении учреждения в период с 14.12.2016 по 21.12.2016 проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов.
В ходе контрольных мероприятий управлением установлен факт нарушения учреждением законодательства Российской Федерации о страховых взносах: в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 в виде электронного документа по каналам связи ЭЦП за 2 квартал 2016 года должно осуществляться в период с 01.07.2016 по 20.08.2016; фактически расчет представлен 24.08.2016, то есть за пределами установленного законодательством срока.
Обстоятельства проверки отражены в акте камеральной проверки от 21.12.2016 N 074С03160003752, по результатам рассмотрения которого Фондом вынесено решение от 01.02.2017 N 074С04170002673 о привлечении учреждения к ответственности по части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 1 047 118,31 руб.
Не согласившись с решением Фонда, учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, повторно рассматривая дело по правилам главы 34 АПК РФ, подтвердил выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что суды обоснованно приняли во внимание следующее.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017, плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Пунктом 3 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ определено, что плательщик страховых взносов обязан представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Судами установлено, материалами дела подтверждается, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1) за 2 квартал 2016 года в форме электронного документа подлежал представлению учреждением в Фонд не позднее 20.08.2016, однако, представлен учреждением за пределами установленного срока - 24.08.2016. Согласно реестру документов страхователя расчет проверен Фондом 14.12.2016.
При таких обстоятельствах, вывод судов о наличии у контролирующего органа оснований для привлечения страхователя к ответственности по части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ, является правомерным.
При этом удовлетворяя требование учреждения, суды обоснованно исходили из следующего.
С 01.01.2017 функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов переданы налоговому органу. Правильность и своевременность уплаты страхователем страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по их уплате с этой даты контролируются в порядке, установленным НК РФ.
Вместе с этим, согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 19 у Закона определено, что передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Судами установлено, что Фондом проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов в связи с представлением учреждением расчета по форме РСВ-1 за 2 квартал 2016 года. Камеральная проверка проведена с 14.12.2016 по 21.12.2016, то есть в период действия Закона N 212-ФЗ.
Оспариваемое решение от 01.02.2017 N 074С04170002673 вынесено Фондом 01.02.2017, то есть тогда, когда Закон N 212-ФЗ уже утратил силу, но контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, продолжал осуществляться соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона N 250-ФЗ.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, действия, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" указано, что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части (пункт 1).
Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017, включая положения части 1 статьи 46, предусматривающие ответственность плательщика страховых взносов за несвоевременное представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в связи с принятием Закона N 250-ФЗ.
В силу конституционных норм привлечение к ответственности по норме закона, утратившего силу, не допустимо.
С учетом изложенного суды правомерно признали недействительным оспариваемое решение Фонда.
При установленных обстоятельствах, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судебных инстанций, поскольку они соответствуют действующему законодательству и основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Так как все обстоятельства дела установлены судами в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов, не выявлено, у суда округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы по доводам, указанным в ней.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.06.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2017 по делу N А59-619/2017 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оспариваемое решение от 01.02.2017 N 074С04170002673 вынесено Фондом 01.02.2017, то есть тогда, когда Закон N 212-ФЗ уже утратил силу, но контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, продолжал осуществляться соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона N 250-ФЗ.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, действия, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" указано, что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части (пункт 1).
Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017, включая положения части 1 статьи 46, предусматривающие ответственность плательщика страховых взносов за несвоевременное представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в связи с принятием Закона N 250-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 ноября 2017 г. N Ф03-4460/17 по делу N А59-619/2017
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2018 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-619/17
30.11.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4460/17
29.11.2017 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-619/17
14.08.2017 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5335/17
07.08.2017 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-619/17
01.06.2017 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-619/17