г. Хабаровск |
|
26 декабря 2017 г. |
А73-5721/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи И.А. Тарасова
Судей: Г.А. Камалиевой, Н.Ю. Мельниковой
при участии:
от ОАО "РЖД" - Степанова Е.Б., Грачев В.А., представители по доверенности от 15.09.2017 N ДВОСТНЮ-162/Д; Широкова Е.В., представитель по доверенности от 24.08.2017 N 686-Д;
от ООО "ТД РФП" - Бабак К.А., Сотникова Ю.Р., Сикачев М.Н., Суворова Е.В., представители по доверенности от 01.02.2017 N ТД-152/2017
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 13.04.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2017
по делу N А73-5721/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья М.Ю. Ульянова; в апелляционной инстанции судьи Т.Д. Козлова, Ж.В. Жолондзь, И.Е. Пичинина
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, адрес (место нахождения): 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2)
к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом РФП" (ОГРН 1062724023350, ИНН 2724092240, адрес (место нахождения): 680007, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Оборонная, 1)
о взыскании 398 780 руб.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом РФП" (далее - ООО "ТД РФП") штрафа за искажение сведений о массе груза в размере 398 780 руб.
Решением суда от 15.06.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного круга от 10.02.2017 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением суда от 13.04.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2017, в удовлетворении исковых требований ОАО "РЖД" отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований. При этом заявитель жалобы (с учетом дополнений к ней) по изложенным мотивам оспаривает выводы судов обеих инстанций об отсутствии правовых оснований для взыскания штрафа за недостоверное указание сведений о массе перевозимого груза (при различных способах ее определения на станциях отправления и назначения), по причине отсутствия превышения грузоподъемности вагона, а также об отсутствии доказательств несоответствия массы груза в вагоне сведениям в накладной.
В судебном заседании представители ОАО "РЖД" и ООО "ТД РФП" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве соответственно, дав по ним пояснения.
Определением от 27.11.2017 судебное заседание по рассмотрению настоящей кассационной жалобы в порядке статьи 158 АПК РФ откладывалось на 11:20 19.12.2017.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа находит кассационную жалобу обоснованной.
Как установлено судом из материалов дела, на станции отправления Верхнезейск ДВС ж.д. 27.11.2015 принят к перевозке от грузоотправителя (ООО "ТД РФП") по накладной N 20729211 вагон N 53751426 с грузом "лесоматериалы из лиственницы" до станции назначения Суйфэньхе (КЖД) через пограничную станцию Гродеково. Согласно данным перевозочного документа вес груза в вагоне составил 61 668 кг.
На станции Февральск ДВС ж.д. на электронных весах станции произведена контрольная перевеска вагона, согласно результатам которой превышение массы груза против указанной в накладной - 5 232 кг, масса брутто 90 300 кг, тара 23 400 кг, масса нетто 66 900 кг., на что составлен коммерческий акт N ДВС1524940/1348 от 28.11.2015.
ОАО "РЖД" уведомлением от 22.01.2016 N 04 обратилось к ООО "ТД РФП" о необходимости оплаты 398 780 руб. неустойки за неверное указание в накладной сведений о массе перевозимого груза, повлекшей занижение размера провозных платежей.
Оставление указанной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим исковым требованием.
Разрешая данный спор, суды обеих инстанций исходили из следующего.
Перевозка груза по спорной отправке осуществлялась в прямом международном железнодорожном сообщении, участниками которого являлись Россия и Китайская Народная Республика, в связи с чем, к спорным правоотношениям подлежит применению Соглашение о международном грузовом сообщении (далее - СМГС).
В силу статьи 2 указанного Соглашения данный документ применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран - участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участниц Соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов.
В соответствии с § 1 статьи 16 СМГС (с изменениями на 01.07.2015), отправитель обеспечивает правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Он несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от их внесения в несоответствующую графу накладной. Если в соответствии с положениями настоящего Соглашения перевозчик записывает в накладную указания отправителя, то считается, что он действует от имени отправителя, если не будет доказано противоположное.
Согласно § 1 статьи 23 СМГС перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.
Статьей 27 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, предусмотрено, что перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
На основании §5 статьи 19 СМГС определение массы и количества мест производится в соответствии с Правилами перевозки грузов.
Исходя из пункта 4.7 статьи 4 Правил определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.
Судом установлено, что ОАО "РЖД" по настоящему делу заявлено требование о взыскании неустойки за указание в железнодорожной транспортной накладной неточных сведений о массе груза, что повлекло занижение размера провозных платежей.
При контрольной перевеске на станции Февральск вагона N 53751426 на предмет соответствия фактической массы груза массе груза, указанной в перевозочном документе, было обнаружено несоответствие (неправильность указания сведений о массе груза), о чем составлен коммерческий акт от 28.11.2015 N ДВС1524940/1348, согласно которому вагон загружен свыше указанной в документе массы груза на 5 232 кг, что повлекло занижение провозных платежей.
Пунктом 4 § 3 статьи 16 СМГС предусмотрено, что отправитель уплачивает перевозчику неустойку, если после заключения договора перевозки перевозчик обнаруживает неправильность, неточность или неполноту указанных отправителем в накладной сведений и заявлений и при этом устанавливает, что занижен размер провозных платежей.
Неустойка по пункту 4 § 3 статьи 16 СМГС взыскивается в соответствии с предписаниями статьи 31 "Уплата провозных платежей и неустоек" в пятикратном размере провозной платы, причитающейся перевозчику, обнаружившему такое нарушение.
В соответствии § 5 статьи 31 СМГС провозные платежи и неустойки уплачиваются перевозчику в порядке, предусмотренном национальным законодательством государства, в котором производится оплата.
Согласно § 1 статьи 30 СМГС провозные платежи исчисляются по тарифам, применяемым перевозчиками, осуществляющими перевозку.
Плата за перевозку груза определяется на основании Постановления Федеральной Энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5 "Об утверждении Прейскуранта 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1, 2).
По расчету истца, провозная плата за перевозку фактической массы груза составляет 79 756 руб., сумма неустойки за занижение размера провозных платежей в соответствии с пунктом 4 §3 статьи 16 СМГС - 398 780 руб. (79 756 руб. х 5).
Отказывая во взыскании неустойки, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае не допущено превышения грузоподъемности вагона (70 тонн).
Повторно рассматривая спор, суд апелляционной инстанции верно не согласился с данным выводом суда первой инстанции, поскольку положения §3 статьи 16 СМГС предусматривают самостоятельные основания для взыскания штрафа при обнаружении неправильности, неточности или неполноте сведений - как в случае установления при этом занижения провозной платы, так и в случае допуска перегруза вагона сверх его грузоподъемности, что соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23.10.2017 N 302-ЭС17-9534.
Помимо этого, рассматривая дело, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
Предметом иска по делу является требование истца о взыскании неустойки за искажение сведений в железнодорожной накладной, повлекшее занижение провозных платежей на основании пункта 4 § 3 статьи 16 СМГС.
О нарушении отправителем указанных Правил в данном случае будет свидетельствовать то обстоятельство, что перевозчик при проверке массы груза использовал тот же способ, что и отправитель, либо иной предусмотренный законом способ, однако выявленные расхождения превысили допустимые погрешности.
Допустимая погрешность, не являясь абсолютной и неизменной величиной, определяется исходя из сложившихся коммерческих обычаев, свойств груза, а также обстоятельств конкретной перевозки и подлежит доказыванию сторонами по общим правилам, предусмотренным процессуальным законодательством.
Подобное толкование норм материального права соответствует правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 8 июня 2017 года по делу N 303-ЭС16-20490.
Апелляционным судом выяснено, что в данном случае, ОАО "РЖД" исходило из несоответствия массы груза, определенной ответчиком расчетным путем и указанной в транспортной железнодорожной накладной, массе груза, определенной истцом путем взвешивания в результате проведенной контрольной перевески вагона.
Возражения сторон о неприменении к спорным правоотношениям Рекомендаций МИ 3115-2008 судом апелляционной инстанции были отклонены, поскольку не доказано, что использование методики, изложенной в этом документе, приводит к ошибочному или недостоверному результату (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2013 N 19398/13).
Неприменение перевозчиком каких-либо допустимых значений предельного расхождения в массе грузов при расчете излишков массы груза в вагоне N 53751426 согласно положениям Рекомендаций МИ 3115-2008, в отсутствие в коммерческом акте от 28.11.2015 N ДВС1524940/1348 сведений о способе измерения массы груза: с остановкой или в движении, с расцепкой или без таковой, послужило основание для поддержания судебной инстанцией вывода суда первой инстанции об отказе в заявленном иске.
Между тем, судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 § 1 статьи 29 СМГС перевозчик составляет коммерческий акт, если при проверке груза во время его перевозки или выдачи констатирует несоответствие наименования, массы или количества мест груза сведениям, указанным в накладной.
Сведения, которые должен содержать коммерческий акт, предусмотрены в пункте 35.1 и Приложении 7 к Приложению 1 Правил перевозок грузов СМГС, анализ которых показывает, что при его составлении указание метрологических характеристик использованных средств и методов не обязательно.
Однако это не исключает возможность доказывания этих обстоятельств в порядке статьи 65 АПК РФ иным доказательствами.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, контрольная перевеска вагона на станции Февральск произведена истцом на вагонных тензометрических весах железной дороги "Веста-СД", которые прошли государственную проверку 09.10.2015.
Согласно свидетельству о поверке вагонные весы "Веста-СД" (зав.N 131076) предназначены для статического взвешивания и взвешивания в движении.
В силу пункта 8.1.1.1 Рекомендаций МИ 3115-2008 вагонные весы для статического взвешивания и вагонные весы для взвешивания в движении включены в перечень средств измерений при определении массы груза, перевозимого железнодорожным транспортом.
Исходя из сведений, указанных в спорной накладной в графе "Способ определения массы", масса груза определена грузоотправителем "по обмеру", груз перевозился навалом.
Таким образом, судом было установлено, что на станции отправления и попутной станции грузоотправителем и перевозчиком использованы различные средства и методы измерений.
Порядок определения массы груза, перевозимого навалом, регламентирован в пункте 6.2 Рекомендаций МИ 3115-2008, который предусматривает, что предельное расхождение в результатах определения массы груза нетто в случае, когда на станции отправления она определена по обмеру, а на станции назначения перевозчиком проверена на вагонных весах, определяют из таблицы А.1, исходя из того, что значение предельной погрешности дельта 1 на станции отправления приравнивают к предельной погрешности на станции назначения дельта 2. При этом определение массы груза нетто на станции назначения может быть проведено на вагонных весах с остановкой и без расцепки с определением тары вагона по трафарету или на вагонных весах для взвешивания в движении с определением тары вагона по трафарету (пункт 6.2.4.3. Рекомендаций МИ 3115-2008).
Значения предельной погрешности определения массы груза для различных средств и методов измерений массы на станции отправления и станции назначения приведены для:
а) для вагонных весов статического взвешивания в соответствии с МИ 1953 в таблицах Б.1 - Б.3;
б) для вагонных весов для взвешивания в соответствии с МИ 1953 в таблицах Б.4 и Б.5 (подпункты "а" и "б" пункта 8.2.4. Рекомендаций МИ 3115-2008).
Из накладной и коммерческого акта следует, что тара вагона определена сторонами по трафарету, следовательно, для выявления значения предельных погрешностей определения массы груза необходимо руководствоваться сведениями, указанными в таблицах: Б.2 (взвешивание вагонов с расцепкой; тара вагонов по трафарету), Б.3 (взвешивание вагонов без расцепки, тара вагонов по трафарету), Б.5 (взвешивание вагонов в движении, тара вагонов по трафарету).
Указание апелляционного суда о применении к спорной ситуации таблицы Б.4 ошибочно, поскольку положения данной таблицы не подлежат применению к случаям определения массы тары вагона согласно трафарету на вагоне.
Исходя из установленных судом сведений, содержащихся в транспортной железнодорожной накладной, вагон N 53751426 имеет грузоподъемность 70 000 кг, тару 23 400 кг, нетто 61 668 кг, брутто 85068 кг.
Согласно пункту 4 таблицы Б.2 при массе груза нетто по накладной свыше 45 тонн и до 64 тонн, включительно, значения предельных погрешностей дельта 1 (дельта 2) = +/- 2,0.
В соответствии с таблицей Б.3 значение предельной погрешности определения массы груза нетто при взвешивании груженых вагонов на вагонных весах без расцепки в диапазоне свыше 45 тонн и до 77 тонн, включительно, составляет +/- 2%.
В соответствии с таблицей Б.5 значение предельной погрешности определения массы груза нетто при взвешивании груженых вагонов на вагонных весах для взвешивания в движении (тара вагонов по трафарету) 1-го класса точности при диапазоне от 55 до 84 тонн включительно составит +/- 2%; на вагонных весах для взвешивания в движении (тара вагонов по трафарету) 0,5-го класса точности при диапазоне от 48 до 69 тонн включительно составит +/- 2%; на вагонных весах для взвешивания в движении (тара вагонов по трафарету) 0,25-го класса точности при диапазоне от 44 до 65 тонн включительно также составит +/- 2%.
В связи с чем, по спорной перевозке независимо от примененного перевозчиком способа взвешивания, а именно с остановкой или в движении, с расцепкой или без таковой, и независимо от класса точности весов, значения предельных погрешностей дельта 1 (дельта 2) во всех случаях составляют +/- 2,0.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции без учета п.35.1 Правил перевозки грузов СМГС ошибочно принял во внимание отсутствие в коммерческом акте от 28.11.2015 N ДВС1524940/1348 сведений о способе измерения массы груза (с остановкой или в движении, с расцепкой или без таковой), формально признав недоказанным факт искажения сведений о массе груза в накладной.
В рассматриваемом случае суд должен был применить таблицы А.1 и Б.2, Б.3, Б.5 Рекомендаций МИ 3115-2008. Согласно им значения предельных расхождений в результатах определения массы груза нетто: дельта 1,2 равны 3,11 %, отсюда значение предельного отклонения в результатах определения массы груза нетто: Мп = М1 (масса груза нетто по накладной) x дельта 1,2 / 100% = 61 668 x 3,11 / 100% = 1 918 кг.
С учетом положений пунктов 1.9, 5.2, 7.2.1 Рекомендации МИ 3115-2008 масса груза, определенного на станции назначения или при контрольной перевеске в пути следования, считается правильной, если разница между массой груза, установленной при перевеске, и массой, указанной в накладной, не превышает предельного отклонения результата измерений массы груза (Мк (масса груза, определенная при контрольной перевеске) - М1 (масса груза, указанная в накладной) <= Мп (предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто).
Мк (66 900 кг) - М1 (61 668 кг) = 5 323 кг, что превышает предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто (1 918 кг), следовательно, у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания считать массу груза нетто, определенную грузоотправителем на станции назначения, правильной.
Согласно пункту 7.2.3.3. Рекомендаций МИ 3115-2008, если Мк-М1 > Мп, то излишек массы груза нетто Миз рассчитывают следующим образом: Миз= Мк - М1 - Мп, то есть по спорной перевозке излишек массы груза нетто составляет 3 314 кг.
Поскольку вывод судов обеих инстанций об отсутствии доказательств несоответствия массы груза в спорном вагоне сведениям, указанным в перевозочном документе, и как следствие, об отсутствии оснований для взыскания с ответчика заявленной ОАО "РЖД" неустойки по пункту 4 § 3 статьи 16 СМГС, приняты с неправильным применением норм материального права, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, то решение от 13.04.2017, постановление от 01.09.2017 подлежат отмене в соответствии с частями 1 и 2 статьи 288 АПК РФ, а дело следует направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
При новом рассмотрении спора суду необходимо с учетом вышеуказанного проверить расчет истца по спорному вагону на соответствие требованиям пункта 4 § 3 статьи 16 СМГС и, разрешив ходатайство ответчика о применении статьи 333 ГК РФ, рассмотреть данный спор.
Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе суду необходимо распределить между сторонами в порядке статьи 110 АПК РФ при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.04.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2017 по делу N А73-5721/2016 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Тарасов |
Судьи |
Г.А. Камалиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.