г. Хабаровск |
|
27 декабря 2017 г. |
А73-5679/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Михайловой А.И.
Судей: Лесненко С.Ю., Ширяева И.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Качество Плюс": И С.С., представитель по доверенности от 12.05.2017;
от инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска: Бондаренко С.В., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 19-17/34845;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска
на решение от 12.07.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017
по делу N А73-5679/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции: судья Маскаева А.Ю.; в суде апелляционной инстанции судьи: Вертопрахова Е.В., Сапрыкина Е.И., Швец Е.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Качество Плюс" (ОГРН 1162724080485, ИНН 2723189658, место нахождения: 680051, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ворошилова, дом. 18, кв. 77)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска (ОГРН 1042700263396, ИНН 2724022154, место нахождения: 680021, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Станционная, 18)
о признании незаконными действий по внесению в единый государственный реестр юридических лиц сведений о недостоверности адреса;
об обязании исключить запись за государственным регистрационным номером 2172724049606 из единого государственного реестра юридических лиц
Общество с ограниченной ответственностью "Качество Плюс" (далее - ООО "Качество Плюс") обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (далее - ИФНС России по Железнодорожному району, регистрирующий орган, инспекция) по внесению в единый государственный реестр юридических лиц сведений (записи за государственным регистрационным номером 2172724049606) о недостоверности адреса общества с ограниченной ответственностью "Качество Плюс"; об обязании инспекции исключить запись за государственным регистрационным номером 2172724049606 из единого государственного реестра юридических лиц.
Решением суда от 12.07.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017, требования общества удовлетворены: действия инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи за государственным регистрационным номером 2172724049606 о недостоверности адреса местонахождения ООО "Качество Плюс", признаны незаконными, с обязанием налогового органа исключить запись из ЕГРЮЛ.
Не согласившись с судебными актами, ИФНС России обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, отказав в удовлетворении требований ООО "Качество Плюс".
В обоснование жалобы указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ИФНС России по Железнодорожному району поддержал доводы кассационной жалобы, представитель общества просил жалобу отклонить, оставив судебные акты без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, выслушав представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых судебных актов в связи со следующим.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ООО "Качество Плюс" зарегистрировано в качестве юридического лица 23.09.2016 за основным государственным регистрационным номером 1162724080485 по адресу (место нахождения): 680051, город Хабаровск, ул. Ворошилова, д.18, кв. 77.
Инспекцией проведена проверка достоверности сведений об адресе места нахождения общества, в ходе которой установлено, что по адресу: г. Хабаровск, ул. Ворошилова, д. 18, кв.77 находится жилой пятиэтажный дом, квартира N 77 находится в шестом подъезде на первом этаже, в квартире на момент осмотра территории, помещения дверь никто не открыл, соседей также не оказалось дома; вывеска и другая информация, свидетельствующая о фактическом нахождении общества по данному адресу, отсутствует.
Указанные обстоятельства отражены в протоколе осмотра территорий, помещений от 08.11.2016.
По результатам проверки в Единый государственный реестр юридических лиц 17.01.2017 внесена запись за государственным регистрационным номером 2172724049606 о недостоверности сведений об адресе места нахождения ООО "Качество Плюс".
Решением от 05.04.2017 Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю, принятым по жалобе общества указанные действия регистрирующего органа признаны законными.
Не согласившись с решением инспекции, полагая ее действия незаконными и нарушающими права и интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности действий инспекции, не доказавшей основания внесения спорной записи в Единый государственный реестр юридических лиц, предусмотренных действующим законодательством.
Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
Статьей 5 указанного закона установлено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке, его организационно-правовая форма, адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством (пункт 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации).
Пунктом 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации установлено, что в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
При этом, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного апелляционного суда в пункте 1 Постановления от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 61) в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
Пунктом 2 Постановления Пленума ВС РФ установлено, что О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:
1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.);
2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
В обоснование записи от 17.01.2017 за государственным регистрационным номером 2172724049606 о недостоверности сведений об адресе места нахождения ООО "Качество Плюс" ИФНС России по Железнодорожному району ссылается на протокол осмотра территорий, помещений от 08.11.2016, составленный ИФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска и ее заявление по форме Р34002 о недостоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц.
Между тем, указанным протоколом осмотра зафиксировано, что дверь квартиры 77 дома 18 по ул. Ворошилова в г. Хабаровске никто не открыл, соседей также не оказалось дома; вывеска и другая информация, свидетельствующая о фактическом нахождении общества по данному адресу, отсутствует. При этом, каких-либо сведений о принятии мер по установлению собственников помещения по запрошенному адресу регистрирующим органом не получено, правоустанавливающих документов в отношении спорного помещения не представлено, опросов собственников жилого помещения, а также других лиц, возможно располагающих сведениями о юридическом лице, не проведено, иных доказательств недостоверности указанного адреса в материалы дела не представлено.
При этом, само по себе отсутствие вывески, а также регистрация по данному адресу также иного юридического лица - ООО "Деловое качество", как верно указано судебными инстанциями, не свидетельствует о том, что по данному адресу не осуществляется связь с юридическим лицом, что имеет значение для применения положений пункта 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации.
Напротив, направленные по спорному адресу ООО "Качество Плюс" уведомления о необходимости внести изменения в сведения об адресе общества получены учредителем и руководителем общества Щепанским М.С., который также является учредителем и руководителем ООО "Деловое качество", которым в установленный срок направлен ответ в регистрирующий орган о достоверности адреса юридического лица (вх. от 28.12.2016), что свидетельствует о возможности осуществления связи с данным юридическим лицом по спорному адресу.
Также правомерно судами был принят в качестве надлежащего доказательства по делу рапорт оперуполномоченного ОЭБ и ПК УМВД России по г. Хабаровску от 05.06.2017, согласно которому опрошенным лицам Щепанский М.С. знаком, квартиру по адресу: г. Хабаровск, ул. Ворошилова, д. 18, кв. 77 посещает.
Как указано в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 61 регистрация юридического лица по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие; согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Между тем, сведений о собственнике спорного жилого помещения и о наличии его согласия, либо несогласия на регистрацию юридического лица регистрирующим органом не представлено.
Что касается доводов ИФНС России по Железнодорожному району о недобросовестности общества со ссылкой на то, что практически с момента его создания началась процедура реорганизации путем присоединения к ООО "Качество Плюс" иных юридических лиц, они также правомерно отклонены судами как не влияющие на достоверность сведений о месте нахождения самого ООО "Качество Плюс".
Кроме того, согласно разъяснениям, данным в подпункте 1 пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 61 доказыванию в данном случае также подлежит факт того, что в отношении всех или значительной части зарегистрированных по спорному адрес юридических лиц имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.). Однако, таких доказательств регистрирующим органом суду представлено не было.
При изложенных обстоятельствах судами сделан правильный вывод о том, что доказательств, позволяющих прийти к выводу о том, что по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, ООО "Качество Плюс" не находится и связь с ним по этому адресу невозможна, ИФНС России по Железнодорожному району не представлено.
Следовательно, действия инспекции по внесению в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности адреса местонахождения ООО "Качество Плюс" правомерно признаны незаконными, нарушающими права и интересы общества, в связи с чем инспекция обязана исключить указанные сведения из Единого государственного реестра юридических лиц.
Что касается доводов заявителя жалобы в отношении требований общества о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 40 000 руб., они также правомерно отклонены судами со ссылкой на статьи 106, часть 2 статьи 110 АПК РФ, Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", определение Конституционного суда Российской Федерации от 25 февраля 2010 года N 224-О-О, а также на представленные в материалы дела договор на оказание услуг от 17.04.2017, заключенный между ООО "Качество Плюс" и Зимиревым Антоном Юрьевичем, акт приемки оказанных услуг, акт приема-передачи денежных средств, расходный кассовый ордер КП023 от 17.04.2017.
Возражения инспекции в указанной части не влияют на правильность выводов судов об обоснованности данных требований заявителя.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных и исследованных судом обстоятельств дела, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.07.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 по делу N А73-5679/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.