г. Хабаровск |
|
22 марта 2018 г. |
А73-13126/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Т.Н. Никитиной
Судей: М.А. Басос, Н.В. Меркуловой
при участии:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - представитель не явился;
от Администрации городского округа "Город Хабаровск" - Иванова Т.Е., представитель по доверенности от 14.11.2017 N 1.1.29-352;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 31.10.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2017
по делу N А73-13126/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.И. Воронцов; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.И. Сапрыкина, Е.В. Вертопрахова, И.Е. Пичинина
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 71)
к Администрации городского округа "Город Хабаровск" (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 66)
о взыскании 80 370 000 рублей
министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к администрации городского округа "Город Хабаровск" (далее - администрация) о взыскании за счет бюджета муниципального образования средств субсидий в размере 80 370 000 рублей.
Решением от 31.10.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2017 министерству в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой ссылается на то, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, неправильно применили нормы материального права, предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы министерство приводит доводы о том, что администрация не обеспечила достижение заданных значений по одному из показателей результативности, установленных приложением N 5 к соглашению от 22.07.2016 N9/16-ХАБ-КБ о предоставлении субсидии, предусмотренной в краевом бюджете на 2016 год на софинансирование расходных обязательств городского округа "Город Хабаровск" на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объекта капитального строительства муниципальной собственности "Расширение и реконструкция водопровода г.Хабаровск". Настаивает на том, что поскольку администрацией в установленный срок (март 2017 года) объект капитального строительства муниципальной собственности не введен в эксплуатацию, субсидия, предоставленная в 2016 году подлежит бесспорному взысканию.
Администрацией представлен отзыв, представитель в судебном заседании выразила несогласие с доводами кассационной жалобы, считает, что судами правильно применены нормы материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и судами установлено, между министерством и администрацией заключено соглашение от 22.07.2016 N 9/16-ХАБ-КБ, с учетом дополнительных соглашений N 1 от 27.09.2016 и N 2 от 30.11.2016 (далее - соглашение) о предоставлении субсидии, предусмотренной в краевом бюджете на 2016 год на софинансирование расходных обязательств городского округа "Город Хабаровск" на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объекта капитального строительства муниципальной собственности "Расширение и реконструкция водопровода г. Хабаровск" (далее - объект) в размере 80 370 000 рублей.
Платежными поручениями N 67600 от 29.09.2016, N 383705 от 27.10.2016, N 801094 от 01.12.2016, N 47363 от 28.09.2016, N 386361 от 27.10.2016, N 791151 от 30.11.2016, денежные средства перечислены в полном объеме Управлению энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города Хабаровска.
Приложением N 3.1 к соглашению согласован график выполнения мероприятий по строительству (реконструкции, техническому перевооружению), которым предусмотрен ввод объекта в эксплуатацию в марте 2017 года.
Учитывая, что в установленный срок объект капитального строительства муниципальной собственности не введен в эксплуатацию, не соблюден график выполнения мероприятий по строительству, посчитав, что показатель результативности предоставления субсидии не выполнен, министерство 28.04.2017 обратилось к администрации с требованием о её возврате.
В связи с неисполнением администрацией требования о возврате субсидий, министерство обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), государственной программой Хабаровского края "Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 07.06.2012 N 185-пр, соглашением от 22.07.2016 N 9/16-ХАБ-КБ, с учетом дополнительных соглашений N 1 от 27.09.2016, N 2 от 30.11.2016, пришли к выводу о том, что все мероприятия, предусмотренные соглашением выполнены, доказательства нарушения получателем субсидии показателей результативности предоставления субсидии по состоянию на 31.12.2016 не представлены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 139 БК РФ распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Хабаровского края 07.06.2012 N 185-пр утверждена Государственная программа Хабаровского края "Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края" (далее - Программа).
Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства муниципальной собственности, установлен в Приложении N 10 к Программе (далее - Порядок, Порядок предоставления субсидий).
В соответствии с пунктом 7 Порядка, предоставление субсидии бюджету муниципального образования края осуществляется на основании соглашения, основными положениями которого являются, в том числе: целевое назначение субсидии; обязательство муниципального образования края по предоставлению отчетов и сведений об исполнении графика по формам, установленным ГРБС, и в сроки, предусмотренные пунктом 12 настоящего Порядка; определение значения показателей результативности использования субсидии и обязательство муниципального образования края по их достижению.
22.07.2016 между министерством и администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидии, предусмотренной в краевом бюджете на 2016 год на софинансирование расходных обязательств городского округа "Город Хабаровск" на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объекта капитального строительства муниципальной собственности "Расширение и реконструкция водопровода г. Хабаровск" (далее - объект) в размере 80 370 000 рублей.
Пунктом 2.5 соглашения установлены условия предоставления субсидии, в числе которых указано на достижение значений показателей результативности, установленных приложением N 5 к соглашению.
Согласно пунктам 3.1.3, 3.1.4 соглашения министерство осуществляет контроль за соблюдением муниципальным образованием условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением, а также осуществляет оценку результативности мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, с учетом обязательств по достижению значений показателей результативности, установленных в соответствии с подпунктом 3.3.4 пункта 3.3 соглашения, на основании данных отчетности, предоставленной муниципальным образованием.
Подпунктом 3.3.4 пункта 3.3 соглашения установлена обязанность администрации обеспечить достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий: уровень технической готовности объекта в 2016 году - 100%; соблюдение графика выполнения мероприятий строительства объекта капитального строительства муниципальной собственности.
Согласно приложению N 3.1 к соглашению - график выполнения мероприятий строительства (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства муниципальной собственности предусмотрено: на 2016 год - 100% техническая готовность объекта, февраль 2017 года - планируется получение заключения государственного строительного надзора, март 2017 года - ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 3.1.5 соглашения министерство обязуется, в случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных подпунктом 3.3.4 пункта 3.3 соглашения, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности в году, следующем за годом предоставления субсидии, установленной в соответствии с Порядком предоставления субсидий, указанные нарушения не устранены, и (или) в случае, если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств соблюдения графика выполнения мероприятий по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства муниципальной собственности, в соответствии с приложением N 3.1 к соглашению, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, рассчитать в соответствии с пунктами 14, 15, 17 Порядка предоставления субсидий объем средств, подлежащих возврату из муниципального бюджета в краевой бюджет, и направить муниципальному образованию требование о возврате средств субсидии в краевой бюджет в указанном объеме.
Судами двух инстанций, исходя из условий соглашения от 22.07.2016, с учетом дополнительных соглашений N 1 от 27.09.2016, N 2 от 30.11.2016, а также Порядка предоставления субсидии, установлено, что субсидии подлежат возврату в полном размере или частично в случае неисполнения обязательств, установленных соглашением по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии, в рамках настоящего спора по состоянию на 31.12.2016.
Установив, что по состоянию на 31.12.2016 все мероприятия, предусмотренные приложением N 5 к соглашению выполнены, уровень технической готовности объекта в 2016 году составляет 100%, доказательств нарушения показателей результативности предоставления субсидии на указанную дату не представлено, принимая во внимание фактическое выполнение администрацией принятых на себя обязательств по соглашению (получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 22.09.2017 года), суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания субсидии в размере 80 370 000 руб.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов, по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, ранее заявленным в судах, которым дана соответствующая правовая оценка.
Принимая во внимание, что доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.10.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2017 по делу N А73-13126/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Никитина |
Судьи |
М.А. Басос |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.