г. Хабаровск |
|
15 мая 2018 г. |
А73-13972/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Гребенщиковой
Судей: С.Н. Новиковой, Е.К. Яшкиной
при участии:
от истца: федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - Солтанов Т.Я., представитель по доверенности от 23.03.2018 серии 77АВ N 6957198
от ответчика: акционерного общества "Центр инновационных технологий города Хабаровска" - Крохина Т.Н., представитель по доверенности от 13.12.2017 N 3954/02-02
от третьего лица: администрации города Хабаровска - Гончарова Ю.И., представитель по доверенности от 29.12.2017 N 02-11/13214
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества "Центр инновационных технологий города Хабаровска", администрации города Хабаровска
на решение от 20.11.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018
по делу N А73-13972/2017 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья - А.В. Бутковский, в апелляционном суде - судьи М.О. Волкова, В.Г. Дроздова, И.В. Иноземцев
по иску федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
к акционерному обществу "Центр инновационных технологий города Хабаровска"
о признании права федеральной собственности, права хозяйственного ведения
третьи лица: администрация города Хабаровска, межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610, место нахождения: 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, 37; далее - ФГУП "Почта России", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к акционерному обществу "Центр инновационных технологий города Хабаровска" (ОГРН 1042700170061, ИНН 2721121661, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, переулок Топографический, 9; далее - АО "ЦИТ", общество, ответчик) о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на нежилое помещение I (2-12) общей площадью 159,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Хабаровск, ул. Вяземская, 3 (c учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
В соответствии со статьёй 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (ОГРН 1092721008005, ИНН 2721172546, место нахождения: 680030, г. Хабаровск, ул. Запарина, 65; далее - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО) и администрация города Хабаровска (далее - администрация).
Впоследствии в силу статьи 46 АПК РФ процессуальный статус МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО с третьего лица на основании его заявления изменен на соистца.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.11.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018, признано право собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на указанный объект недвижимости.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, АО "ЦИТ" просит состоявшиеся судебные акты отменить в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам спора, неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что ФГУП "Почта России" не является предприятием почтовой связи, созданным до 08.12.1994; оно было зарегистрировано в качестве юридического лица 13.02.2003, в связи чем пункт 8 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление от 28.02.1995 N 2/1), которым руководствовались суды, не может быть применен в данном случае. Полагает недоказанным факт того, что истец является правопреемником ранее существовавшего учреждения связи. Указывает, что спорное имущество было передано в муниципальную собственность на основании решения Хабаровского краевого Совета народных депутатов VI сессии 21 созыва от 10.10.1991, в силу чего на спорные правоотношения не распространяются нормы Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление от 27.12.1991 N 3020-1).
В свою очередь, администрация в своей кассационной жалобе ссылается на то, что истец в материалы дела не предоставил доказательств, что спорное помещение на момент разграничения государственной собственности входило в состав имущества государственного предприятия связи, либо было закреплено за ним на одном из вещных прав. Кроме того, ФРУП "Почта России" никогда не владело помещением на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, а использовало его по договору аренды.
МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, ФГУП "Почта России" в отзывах на кассационные жалобы, возражая относительно приведенных в них доводов, просили принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, а жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании АО "ЦИТ" и администрация в лице своих представителей поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах, с которыми не согласился представитель ФГУП "Почта России".
МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационных жалоб в его отсутствие.
Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационных жалоб и возражений на них, заслушав пояснения присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, спорный объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Вяземская, 3, с момента сдачи в эксплуатацию (1985 год) и до настоящего времени используется для размещения отделения почтовой связи N 22 филиала ФГУП "Почта России".
Согласно пункту 8 приложения N 21 к решению Хабаровского краевого Совета народных депутатов 6-й сессии 21-го созыва от 10.10.1991 в состав государственной собственности включено государственное предприятие связи и информации Хабаровского края "Россвязьинформ", в состав которого входили и предприятия почтовой связи, в том числе Хабаровский почтамт.
В дальнейшем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1992 N 1390, приказом комитета по управлению имуществом Хабаровского края от 11.05.1993 N 206 учреждено управление Федеральной почтовой связи Хабаровского края как правопреемник в почтовой отрасли государственного предприятия связи и информации Хабаровского края "Россвязьинформ", в распоряжение которого на основании приказа от 26.05.1993 N 114 передано имущество этого предприятия, включая Хабаровский почтамт.
Государственное имущество закреплено за управлением Федеральной почтовой связи Хабаровского края на праве оперативного управления в соответствии с разделительным балансом на 01.01.1993.
Приказом от 15.09.1994 N 45 управление Федеральной почтовой связи Хабаровского края и Хабаровский почтамт объединены в единую структурную единицу - управление Федеральной почтовой связи Хабаровского края.
Согласно приказу комитета по управлению госимуществом Хабаровского края от 22.01.1997 N 21 за управлением Федеральной почтовой связи Российской Федерации на праве оперативного управления закреплено имущество по договору (приложение N 1), в соответствии с пунктом 2 которого имущество учреждения находится в государственной собственности Российской Федерации.
Впоследствии в соответствии с Концепцией реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2002 N 885-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р создано ФГУП "Почта России", имущество которого принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.
Функции по оказанию услуг федеральной почтовой связи на территории Хабаровского края в соответствии с уставом предприятия возложены на УФПС Хабаровского края.
Распоряжением от 01.03.2004 N 1006-р/ЛР-П5-1511 Министерства имущественных отношений Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по связи и информатизации утвержден перечень государственных учреждений - управлений федеральной почтовой связи, федеральное имущество которых подлежало передаче ФГУП "Почта России", в том числе имущество, находившееся в оперативном управлении УФПС Хабаровского края.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2005 N 1362-р принято решение о ликвидации федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Россвязи, в том числе и УФПС Хабаровского края; имущество ликвидируемых учреждений подлежит закреплению на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Почта России".
В то же время право собственности на спорный объект с 21.07.2014 зарегистрировано за ответчиком. Как следует из выписки из публичного реестра от 18.09.2017 N 27/001/270/2017-70261, свидетельства о государственной регистрации права от 06.08.2004, ранее на спорный объект было зарегистрировано право собственности муниципального образования городской округ "Город Хабаровск", право хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Центр инновационных технологий города Хабаровска" (далее - МУП "ЦИТ"). В качестве основания для возникновения права собственности муниципального образования "Город Хабаровск" указано на решение VI сессии 21 созыва Хабаровского краевого совета народных депутатов "О муниципальной и государственной (краевой) собственности" от 10.10.1991, согласно которому в состав муниципальной собственности подлежит включению жилищный фонд, нежилые помещения в домах жилищного фонда и отдельно стоящие здания и сооружения, находящиеся на балансе местных советов, либо предприятий и организаций, подведомственных им.
В свою очередь, общество приобрело спорный объект в собственность в результате приватизации путем преобразования МУП "ЦИТ" в открытое акционерное общество (в настоящее время - акционерное общество).
Истец использует спорный объект на основании договоров аренды, заключенных с ответчиком и с его правопредшественником (договоры от 29.05.2002 N 367, от 07.07.2003 N 575/03, от 08.12.2004 N 1027/04, от 04.12.2006 N 10/06, от 11.03.2009 N 224/08, от 13.02.2012 N 12/12/1).
ФГУП "Почта России", ссылаясь на то, что спорный объект недвижимости относится исключительно к федеральной собственности, не выбывал из владения с момента ввода здания в эксплуатацию по настоящее время, предъявило настоящий иск, который поддержан МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО.
Согласно пункту 1 постановления от 27.12.1991 N 3020-1, пункту 2.2.9 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1, пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.1992 N 1003 "О приватизации предприятий связи", пункту 2.1.24 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", статье 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" не подлежат приватизации объекты и предприятия Федерального управления почтовой связи.
В пункте 8 постановления от 28.02.1995 N 2/1 разъяснено, что, начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Пунктом 3.2 устава ФГУП "Почта России" закреплено, что право хозяйственного ведения в отношении федерального имущества, принадлежащего предприятию, возникает у последнего с момента передачи имущества.
На основании статей 24, 27 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ) финансирование деятельности почтовой связи осуществляется за счет средств федерального бюджета. Имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью, и приватизации не подлежит.
Статьей 2 Закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ предусмотрено, что к средствам почтовой связи относятся, в частности здания, сооружения, нежилые помещения.
До вступления в силу указанного закона предприятия и учреждения федеральной почтовой связи в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1992 N 1390 "О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона от 09.08.1995 N 129-ФЗ "О почтовой связи" являлись федеральной собственностью, находились в ведении федерального органа исполнительной власти - Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации и финансировались из федерального бюджета.
Таким образом, спорное помещение, используемое как имущество предприятия связи, с 1990 года не могло быть передано в собственность иным организациям.
Дав оценку имеющимся в деле доказательствам по правилам статьи 71 АПК РФ, и установив, что предприятие почтовой связи использует спорное имущество с момента сдачи в эксплуатацию (1985 год) и по настоящее время и не утрачивало владение им, суды обоснованно сочли заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Поскольку судами правильно применены нормы материального права, к спорным правоотношениям сторон, нормы процессуального права, в том числе влекущие в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не нарушены, суд кассационной инстанции правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривает.
При таких обстоятельствах кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.11.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018 по делу N А73-13972/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Гребенщикова |
Судьи |
С.Н. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статей 24, 27 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ) финансирование деятельности почтовой связи осуществляется за счет средств федерального бюджета. Имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью, и приватизации не подлежит.
Статьей 2 Закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ предусмотрено, что к средствам почтовой связи относятся, в частности здания, сооружения, нежилые помещения.
До вступления в силу указанного закона предприятия и учреждения федеральной почтовой связи в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1992 N 1390 "О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона от 09.08.1995 N 129-ФЗ "О почтовой связи" являлись федеральной собственностью, находились в ведении федерального органа исполнительной власти - Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации и финансировались из федерального бюджета."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 мая 2018 г. N Ф03-1479/18 по делу N А73-13972/2017