г. Хабаровск |
|
24 мая 2018 г. |
А51-32547/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: А.И. Михайловой, И.В. Ширяева
при участии:
от заявителя: Администрации города Владивостока - Жембровская О.В., представитель по доверенности от 28.12.2017 N 1-3/3463;
от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - представитель не явился;
от КГУП "Приморский водоканал" - представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Владивостока
на решение от 22.12.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2018
по делу N А51-32547/2016 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Чугаева И.С., в апелляционном суде судьи: Анисимова Н.Н., Гончарова А.В., Гуцалюк С.В.
по заявлению Администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, пр. Океанский, 20)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, ИНН 2538111008, место нахождения: 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22)
третье лицо: Краевое государственное унитарное предприятие "Приморский водоканал" (ОГРН 1042501100267, ИНН 2503022413, место нахождения: 692841, Приморский край, Шкотовский район, п. Штыково, ул. Центральная, 5)
о признании незаконным решения
Администрации города Владивостока (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) о признании незаконным решения от 12.10.2016 N 35408 об отказе в принятии в государственную собственность Приморского края объектов водопроводно-канализационного хозяйства города Владивостока, указанных в перечне муниципального имущества, передаваемого в государственную собственность Приморского края, утвержденном решением Думы г. Владивостока от 10.12.2010 N 606 в редакции решения Думы г. Владивостока от 28.01.2016 N 590 и об обязании департамента принять решение о безвозмездной передаче в государственную собственность Приморского края указанных объектов.
Определением суда от 01.03.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Краевое государственное унитарное предприятие "Приморский водоканал" (далее - третье лицо, предприятие, КГУП "Приморский водоканал").
Решением от 22.12.2017, оставленным без изменений постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением и постановлением судов, администрация обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация в жалобе и её представитель в судебном заседании, проведенном в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ посредством организации видеоконференц-связи с Пятым арбитражным апелляционным судом, настаивали, что отсутствие закона Приморского края о перераспределении полномочий в сфере водоснабжения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации не может препятствовать принятию спорных объектов в государственную собственность Приморского края. Считают, что протокол совещания при первом вице-губернаторе Приморского края от 24.11.2010 подтверждает достижение сторонами арбитражного спора договоренности, а с учетом утверждения Решением Думы г. Владивостока от 10.12.2010 N 606 в редакции изменений, внесенных Решение Думы г. Владивостока от 28.01.2016 N590 перечня имущества и наличия на территории муниципального образования г. Владивосток предприятия-монополиста по услугам транспортировки и подачи питьевой и технической воды абонентам, является достаточным основанием для принятия спорных объектов в собственность субъекта РФ.
Департамент в отзыве с доводами администрации не согласился, считает, что судами двух инстанции выяснены все существенные обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, и поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
КГУП "Примводоканал" отзыв не представило; извещенное в установленном порядке о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы явку представителя, как и Департамент не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, протоколом совещания при первом вице - губернаторе Приморского края А.И. Костенко от 24.11.2010 "О создании единой организации, обеспечивающей функционирование системы водоснабжения и канализации юга Приморского края" определено: согласиться с предложением главы города о создании единой организации, эксплуатирующей объекты и сети инженерно-технического обеспечения водоснабжения и водоотведения юга Приморского края на основе КГУП "Приморский водоканал"; руководителям соответствующих департаментов (Департамент имущественных отношений Приморского края, правовой департамент администрации Приморского края) и главе города определить способ передачи имущества в собственность Приморского края; главе города и руководителю предприятия провести необходимый комплекс мероприятий по завершению передачи имущества, необходимого для водоснабжения и водоотведения г. Владивостока в течение 2011 года.
Решением Думы г. Владивостока от 10.12.2010 N 606 утвержден перечень муниципального имущества, передаваемого в государственную собственность Приморского края (здания водонасосных станций).
Решением Думы г. Владивостока от 28.01.2016 N 590 в указанное решение внесены изменения в виде дополнения объектами, передаваемыми в государственную собственность Приморского края, в том числе:
1) сооружение - водопровод хозяйственно-питьевой протяженностью 81 м, адрес местонахождения: Приморский край, г. Владивосток, пос. Трудовое, ул. Порт-Артурская, д. 46;
2) хозяйственно-бытовая канализация протяженностью 117 м, адрес местонахождения: Приморский край, г. Владивосток, пос. Трудовое, ул. Порт-Артурская, д. 46;
3) сооружение - водоснабжения протяженностью 367 м, адрес местонахождения: Приморский край, г. Владивосток, нп. Русский Остров, в районе п. Канал, д. 29;
4) сооружение - хозяйственно-бытовая канализация протяженностью 229 м, адрес местонахождения: Приморский край, г. Владивосток, нп. Русский Остров, (п-ов Саперный);
5) сооружение - канализационная линия (лит. К) протяженностью 13 м, адрес местонахождения: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Светланской, д. 71, 73,
6) сооружение - водопроводная линия (лит. В) протяженностью 58 м, адрес местонахождения: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Светланской, д. 71;
7) наружные сети водоснабжения протяженностью 188 м, адрес местонахождения: Приморский край, г. Владивосток, нп. Русский Остров (п-ов Саперный).
Письмом от 19.09.2016 N 28/7-6151 Управление муниципальной собственности г. Владивостока направило в адрес департамента решение Думы г. Владивостока от 28.01.2016 N 590 для издания соответствующего распорядительного акта о безвозмездной передаче в государственную собственность Приморского края объектов водопроводно-канализационного хозяйства города Владивостока.
Рассмотрев данное обращение, департамент письмом от 12.10.2016 N 20/35408 уведомил администрацию о невозможности принять спорные объекты в собственность Приморского края по причине того, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды, заключаемых в соответствии с требованиями гражданского, антимонопольного законодательства, или по концессионным соглашениям.
Дополнительно департамент указал, что закрепление данных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.
Не согласившись с решением, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы муниципального образования, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции и поддержавший его апелляционный суд, пришли к выводу об отсутствии у департамента обязанности по принятию спорных объектов в собственность Приморского края, исходя из того, что в соответствии с действующим правовым регулированием вопросы водоснабжения и водоотведения не отнесены к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Суд округа соглашается с судами, которые обоснованно приняли во внимание следующее.
Порядок безвозмездной передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В соответствии с абзацами 12 - 14 указанной нормы, находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
- если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N184-ФЗ).
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 ГК РФ, а также иного имущества (абзац 20 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ).
Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни (абзац 21 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом (абзац 23 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 26.11 Закона N 184-ФЗ, в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статьях 26.2, 26.3, 26.3.1 настоящего Федерального закона.
Из подпункта 67.1 пункта 2 статьи 26.3 данного Закона следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится реализация полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере определены статьей 5 Закона N 416-ФЗ. Вопросы организации водоснабжения населения, к полномочиям указанных органов не относятся.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 названного Закона к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (пункт 4.3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ).
Данные положения корреспондируют с пунктом 1 части статьи 6 Закона N 416-ФЗ, в силу которого к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в том числе, относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии со статьей 6.1 названного Закона, вступившей в действие с 09.01.2015, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Закона N 131-ФЗ.
По правилам пункта 6.1 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ и части 1.2 статьи 17 Закона N 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что предлагаемые к принятию объекты построены и введены в эксплуатацию и по настоящее время являются собственностью муниципального образования "Город Владивосток", по своему функциональному назначению относятся к объектам водоснабжения для обеспечения населения питьевой и хозяйственной водой.
Учитывая, что в силу прямого указания Закона N 131-ФЗ и Закона N 416-ФЗ организация водоснабжения и водоотведения населения законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что имущество, предназначенное для решения указанного вопроса, правомерно находится в муниципальной собственности.
При этом системное толкование выше приведенных норм права позволило судам прийти к верному заключению, что передача имущества по правилам части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, может быть реализована только в установленном законодателем порядке, а в рассматриваемом случае, не может быть осуществлена при отсутствии доказательств перераспределения соответствующих полномочий посредством принятия уполномоченным органом субъекта соответствующего нормативного акта субъекта.
А поскольку суды установили отсутствие в Приморском крае соответствующего нормативного правового акта о перераспределении полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения в порядке, предусмотренном статьей 6.1 Закона N 416-ФЗ, пунктом 6.1 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ и части 1.2 статьи 17 Закона N131-ФЗ, то выводы судов о том, что отказ департамента в принятии в государственную собственность Приморского края спорных объектов недвижимости, оформленный письмом от 12.10.2016 N 20/35408 не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы муниципального образования город Владивосток, обоснованны.
В связи с чем, в удовлетворении требований администрации отказано правомерно.
Кроме того, доводам администрации о создании КГУП "Примводоканал" и наделении его статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения и водоотведения Владивостокского городского округа, о достигнутой договоренности, оформленной протоколом от 24.11.2010, судами дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, доводы кассационной жалобы администрации не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела в суде округа.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.12.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2018 по делу N А51-32547/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.