г. Хабаровск |
|
28 мая 2018 г. |
А73-15562/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего Захаренко Е.Н.
судей Гребенщиковой В.А., Камалиевой Г.А.
при участии:
от ответчика: Соколова К.В. по доверенности от 22.12.2017 N 285;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Дальний Восток"
на решение от 27.11.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018
по делу N А73-15562/2017 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Медведева О.П.; в суде апелляционной инстанции судьи: Дроздова В.Г., Волкова М.О., Гричановская Е.В.
по иску Фонда Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края"
к обществу с ограниченной ответственностью "Транснефть-Дальний Восток"
о взыскании 1 085 473 руб. 47 коп.
Фонд Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" (ОГРН - 1132500003195; далее - Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Транснефть-Дальний Восток" (ОГРН - 1092724004944; далее - ООО "Транснефть-Дальний Восток", общество, ответчик) о взыскании 1 061 512 руб. 82 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных в городе Дальнереченске по адресам: ул. Ленина 18, 18а, ул. Пушкина 18, 20, 22, за период с октября 2014 года по май 2017 года, 23 255 руб. 91 коп. неустойки, а также неустойки, начиная с 29.09.2017 по день фактической оплаты долга.
Решением суда от 27.11.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "Транснефть-Дальний Восток" просит Арбитражный суд Дальневосточного округа указанные судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя, спорные многоквартирные дома не содержат общего имущества, поскольку все помещения в них принадлежат одному лицу - ООО "Транснефть-Дальний Восток". Минстроем России в письме от 07.07.2014 N 12315-АЧ/04 разъяснено, что в многоквартирном доме, все помещения которого принадлежат одному собственнику, отсутствует общее имущество, в связи с чем нормы Жилищного кодекса Российской Федерации в части организации проведения капитального ремонта общего имущества на такие дома не распространяются. Соответственно, они не подлежат включению в региональную программу капитального ремонта. Обращает внимание, что правомерность включения в региональную программу капитального ремонта многоквартирного дома, все помещения которого принадлежат одному собственнику, установлена только 29.06.2015 с принятием соответствующей редакции пункта 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). При этом норма не распространила свое действия на отношения, возникшие до введения ее в действие. Кроме того, заявитель считает, что перечисленные в иске многоквартирные дома включены в региональную программу только 24.07.2015 согласно постановлению администрации Приморского края от 24.07.2015 N 246-ПА. Учитывая дату включения домов в программу, обязанность по уплате взносов могла возникнуть не ранее августа 2015 года. Следовательно, взыскание за октябрь 2014 года - июль 2015 года произведено неправомерно. Ссылается также на не предоставление истцом документов на оплату взносов на капитальный ремонт, как на основание для освобождения от уплаты неустойки.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ООО "Транснефть-Дальний Восток" поддержал доводы кассационной жалобы.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечил, представил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие.
Проверив соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска является требование о взыскании с ответчика взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в соответствии с региональной программой капитального ремонта, субъектом Российской Федерации - администрацией Приморского края создана специализированная коммерческая организация - Фонд Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирного дома Приморского края" (региональный оператор), к функциям которого относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора.
Как следует из материалов дела и установлено судами, квартиры, расположенные по адресам: г. Дальнереченск, ул. Ленина, 18 (N N 19-30), ул. Ленина, 18А (NN 1-18), ул. Пушкина, 18 (NN 1-18), ул. Пушкина, 20 (NN 1-18), ул. Пушкина, 22 (NN 1- 18), принадлежат на праве собственности ООО "Транснефть-Дальний Восток".
Указанные многоквартирные дома включены в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края на 2014-2043 годы, утвержденную постановлением Администрации Приморского края от 31.12.2013 N 513-па. Программа официально опубликована в "Приморской газете" 31.01.2014 (выпуск N 9 (874)).
Постановлениями администрации Приморского края от 18.11.2013 N 411-па, от 17.11.2016 N 534-па установлен минимальный взнос на капитальный ремонт на 2014-2016 года в размере 6,57 руб., на 2017-2019 годы в размере 7,10 руб. в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения в многоквартирном доме в месяц.
Отсутствие оплаты взносов на капитальный ремонт в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края послужило основанием для предъявления настоящего иска.
При рассмотрении возникшего спора суды обеих инстанций, руководствуясь положениями статей 210, 249, 290 ГК РФ, 154, 158, 169, 170 ЖК РФ, пришли к выводу о наличии у ответчика - как единственного собственника многоквартирных жилых домов обязанности уплатить взносы на капитальный ремонт за период с октября 2014 по май 2017 года в заявленном размере, а также неустойки с 11.07.2017 по 28.09.2017, с возможностью ее дальнейшего начисления с 29.09.2017 по день фактической оплаты.
Кассационная инстанция, поддерживая данные выводы, исходит из следующего.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в раздел IX ЖК РФ, в части возникновения обязанности и порядка платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
До введения в действие указанного закона жилищное законодательство не регулировало порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который включал бы, в том числе порядок внесения единовременной или ежемесячной платы за капитальный ремонт, предоставляя собственникам самостоятельно устанавливать данные отношения посредством принятия соответствующих решений на своих общих собраниях.
С принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ жилищным законодательством урегулирован порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом, а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта.
В силу части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ Кодекса формируют фонд капитального ремонта.
На основании части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7 статьи 170 ЖК РФ).
Как установили суды, региональная программа капитального ремонта в Приморском крае вступила в силу с 01.10.2014, перечисленные в иске дома вошли в данную программу изначально (перечислены в перечне, опубликованном в "Приморской газете" от 31.01.2014 N 9 (874)).
При сложившихся обстоятельствах, учитывая, что собственник помещений многоквартирных домов (ООО "Транснефть-Дальний Восток" - единственный собственник) не выбрал способ формирования фонда капитального ремонта в порядке статьи 170 ЖК РФ, выводы судов о необходимости оплаты ответчиком взносов именно на счет регионального оператора с 01.10.2014 являются обоснованными.
Требования истца о взыскании с ответчика неустойки за просрочку внесения взносов также правомерно удовлетворены согласно положениям статей 330 ГК РФ и части 14.1 статьи 155 ЖК РФ. Расчет неустойки за период с 11.07.2017 по 28.09.2017 с применением ключевой ставки ЦБ РФ 8,25% в размере 23 255 руб. 91 коп. проверен и обоснованно признан правильным.
С учетом разъяснений, приведенных в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суды пришли к верному выводу об удовлетворении требований истца о взыскании неустойки, начиная с 29.09.2017 по день фактической оплаты долга.
Судом округа отклоняются доводы заявителя об отсутствии обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт у единственного собственника всех жилых помещений в многоквартирных жилых домах, как противоречащие части 2 статьи 168 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), прямо возлагающие на лицо данную обязанность.
Указание кассатора на возникновение обязанности только с момента вступления в силу изменений в часть 2 статьи 168 ЖК РФ (с 30.06.2015) также не признано убедительным.
Действительно в предыдущей редакции части 2 статьи 168 ЖК РФ отсутствовала прямая оговорка о включении в региональную программу капитального ремонта многоквартирных жилых домов, где все помещения принадлежат одному собственнику.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, жилые дома, все помещения в которых принадлежат одному собственнику, также не были указаны в числе объектов, которые не подлежали включению в региональную программу капитального ремонта. Именно с целью устранения неясностей (разъяснения) Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены уточнения, согласно которым в части 2 статьи 168 ЖК РФ прямо указано, что региональная программа капитального ремонта включает в себя перечень всех многоквартирных жилых домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе дома, все помещения в которых принадлежат одному собственнику). Данные уточнения не свидетельствуют о том, что до принятия Закона N 176-ФЗ МКД многоквартирные жилые дома, имеющие единственного собственника, не подлежали включению в региональную программу капитального ремонта.
Ссылка кассатора на включение спорных домов в региональную программу только с 24.07.2015 по постановлению администрации Приморского края от 24.07.2015 N 246-ПА отклонена судебной коллегией кассационной инстанции, как противоречащая представленным в материалы дела доказательствам, подтверждающим включение перечисленных домов в региональную программу капитального ремонта изначально (с 01.10.2014).
Доводы заявителя о том, что истец, являясь кредитором, не направлял ответчику счета на оплату, что исключает возможность его привлечения к ответственности, подлежит отклонению кассационным судом, так как обязанность по оплате взносов возникает для ответчика в силу закона и не связана с моментом выставления счетов.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В этой связи, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.11.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018 по делу N А73-15562/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Н. Захаренко |
Судьи |
В.А. Гребенщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действительно в предыдущей редакции части 2 статьи 168 ЖК РФ отсутствовала прямая оговорка о включении в региональную программу капитального ремонта многоквартирных жилых домов, где все помещения принадлежат одному собственнику.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, жилые дома, все помещения в которых принадлежат одному собственнику, также не были указаны в числе объектов, которые не подлежали включению в региональную программу капитального ремонта. Именно с целью устранения неясностей (разъяснения) Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены уточнения, согласно которым в части 2 статьи 168 ЖК РФ прямо указано, что региональная программа капитального ремонта включает в себя перечень всех многоквартирных жилых домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе дома, все помещения в которых принадлежат одному собственнику). Данные уточнения не свидетельствуют о том, что до принятия Закона N 176-ФЗ МКД многоквартирные жилые дома, имеющие единственного собственника, не подлежали включению в региональную программу капитального ремонта."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 мая 2018 г. N Ф03-1687/18 по делу N А73-15562/2017