г. Хабаровск |
|
29 мая 2018 г. |
А73-13974/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, В.А. Гребенщиковой
при участии:
от акционерного общества "Центр инновационных технологий города Хабаровска":
- Грачева Е.О., представитель по доверенности от 13.12.2017 N 3960/02-02;
от администрации города Хабаровска:
- Гончарова Ю.И., представитель по доверенности от 29.12.2017 N 02-11/13214;
от Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России":
- Салтанов Т.Я., представитель по доверенности от 23.03.2018 N 77АВ6957198;
- Полякова И.В., представитель по доверенности от 01.04.2018 N 04-2018.
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы администрации города Хабаровска и акционерного общества "Центр инновационных технологий города Хабаровска"
на решение от 01.11.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018
по делу N А73-13974/2017 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.В. Медведева, в суде апелляционной инстанции судьи В.Г. Дроздова, М.О. Волкова, И.В. Иноземцев.
по иску межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (ОГРН 1092721008005, ИНН 2721172546, место нахождения: 680030, г. Хабаровск, ул. Запарина, 65)
к акционерному обществу "Центр инновационных технологий города Хабаровска" (ОГРН 1042700170061, ИНН 2721121661, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, пер. Топографический, 9)
о признании права собственности
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610, место нахождения: 131000, г. Москва, ш. Варшавское, 37)
к акционерному обществу "Центр инновационных технологий города Хабаровска" (ОГРН 1042700170061, ИНН 2721121661, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, пер. Топографический, 9)
о признании права хозяйственного ведения
третье лицо: администрация города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66)
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к акционерному обществу "Центр инновационных технологий города Хабаровска" (далее - АО "ЦИТ г. Хабаровска", ответчик) с иском о признании права хозяйственного ведения на нежилое помещение I (15-25) общей площадью 170,5 кв.м, расположенное на 1-м этаже здания по адресу: г. Хабаровск, ул. Бойко-Павлова, дом 5 (с учетом отказа от иска в части признания права собственности Российской Федерации на названное помещение в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечены администрация города Хабаровска, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО).
Определением от 28.09.2017 изменен процессуальный статус МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО с третьего лица на соистца с требованием к АО "ЦИТ г. Хабаровска" о признании права собственности Российской Федерации на нежилое помещение I(15-25) общей площадью 170,5 кв.м, расположенное на 1-м этаже здания по адресу г. Хабаровск, ул. Бойко- Павлова, дом 5.
Решением от 01.11.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018, требования удовлетворены.
На состоявшиеся судебные акты поданы две кассационные жалобы: от администрации города Хабаровска и от акционерного общества "Центр инновационных технологий города Хабаровска". Администрация указывает на то, что нежилое помещение I (15-25) общей площадью 170,5 кв.м, расположенное на 1-м этаже здания по адресу: г. Хабаровск, ул. Бойко-Павлова, дом 5, принадлежит АО "ЦИТ"; право собственности зарегистрировано в установленном порядке. Отмечает, что до принятия Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) спорное помещение передано в муниципальную собственность городского округа на основании решения от 10.10.1991 VI сессии 21 созыва Хабаровского краевого совета народных депутатов "О муниципальной и государственной (краевой) собственности" (далее - решение Хабаровского краевого совета народных депутатов от 10.10.1991), действительность которого не оспорена истцами. Указывает на тот факт, что истцом в нарушение Постановления N 3020-1 не представлено доказательств того, что на момент разграничения государственной собственности спорный объект входил в состав имущества ФГУП "Почта России", более того предприятие использовало помещение по договору аренды, заключенного с АО "ЦИТ". Кроме того, отмечает, что государственные учреждения почтовой связи ликвидированы, а унитарное предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица.
В кассационной жалобе АО "ЦИТ" указывает на то, что ФГУП "Почта России" не является правопреемником учреждения почтовой связи; доказательств, подтверждающих наличие права оперативного управления на спорный объект истцом не представлено. Полагает, что АО "ЦИТ" стало собственников объекта муниципальной собственности в результате приватизации, что не противоречит положениям Постановления N 3020-1. АО "ЦИТ" отмечает, что доказательств нахождения помещения в реестре федерального имущества материалы дела не содержат. Также полагает, что после признания права федеральной собственности на спорное имущество соответствующий уполномоченный государственный орган во внесудебном порядке имел возможность путем издания распорядительного акта закрепить это имущество за ФГУП "Почта России" на праве хозяйственного ведения, что исключает необходимость обращения предприятия с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
В отзывах на кассационную жалобу ФГУП "Почта России", МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО просят оставить обжалуемые судебные акты в силе, кассационные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ОАО "ЦИТ", администрации города Хабаровска доводы кассационных жалоб поддержали, дали по ним пояснения; представители ФГУП "Почта России" возражали относительно их удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, нежилое помещение I (15-25) общей площадью 170,5 кв.м, расположенное на 1-м этаже здания по адресу: г. Хабаровск, ул. Бойко-Павлова, дом 5, зарегистрировано на праве собственности за ОАО "ЦИТ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 27АБ N 038074 от 05.05.2005 ранее спорное помещение принадлежало на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска "Центр инновационных технологий города Хабаровска".
Право собственности муниципального образования Город Хабаровск на спорное помещение зарегистрировано на основании решения VI сессии 21 созыва Хабаровского краевого совета народных депутатов "О муниципальной и государственной (краевой) собственности" от 10.10.1991, в силу которого в состав муниципальной собственности включены: жилищный фонд, нежилые помещения в домах жилищного фонда и отдельно стоящие здания и сооружения, находящиеся на балансе местных советов, либо предприятий и организаций, подведомственных им.
АО "ЦИТ" стало собственником спорного нежилого помещения в результате приватизации путем преобразования муниципального унитарного предприятия.
Впоследствии между АО "ЦИТ" (арендодатель) и ФГУП "Почта России" (арендатор) заключен договор аренды объектов нежилого фонда от 30.06.2005 N 341, в соответствии с которым нежилое помещение I(15-25) общей площадью 170,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Хабаровск, ул.. Бойко-Павлова, 5, предоставлено унитарному предприятию для размещения почтового отделения.
То, что указанное помещение с момента сдачи объекта в эксплуатацию непрерывно используется для размещения 26 отделения почтовой связи подтверждается положениями технических паспортов до 1991 года и по состоянию на 02.12.2008, трудовыми договорами с работниками отделения.
В соответствии с приложением N 21 к решению Хабаровского краевого Совета народных депутатов 6-й сессии 21-го созыва от 10.10.1991 в состав государственной (краевой) собственности включено государственное предприятие связи и информации Хабаровского края "Россвязьинформ", в состав которого входили и предприятия почтовой связи, в том числе Хабаровский почтамт.
Указом Президента РФ от 16.11.1992 N 1390, Приказом Комитета по управлению имуществом Хабаровского края от 11.05.1993 N 206 учреждено Управление Федеральной почтовой связи Хабаровского края как правопреемник в почтовой отрасли государственного предприятия связи и информации Хабаровского края "Россвязьинформ". При этом государственное имущество закреплено за Управлением Федеральной почтовой связи Хабаровского края на праве оперативного управления в соответствии с разделительным балансом по состоянию на 01.01.1993.
Приказом от 15.09.1994 N 45 Управления Федеральной почтовой связи Хабаровского края Хабаровский почтамт и Управление Федеральной почтовой связи объединены в единую структурную единицу - Управление Федеральной почтовой связи Хабаровского края.
Согласно приказу Комитета по управлению госимуществом Хабаровского края от 22.01.1997 N 21 за Управлением Федеральной почтовой связи на праве оперативного управления закреплено имущество согласно договору (Приложение N 1), в том числе имущество, которым оно наделено на момент создания, а для действующего - отраженное в балансе (пункт 1 договора).
Согласно пункту 2 договора имущество учреждения находится в государственной собственности РФ.
В соответствии с Концепцией реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.06.2002 N 885-р, распоряжением Правительства РФ от 05.09.2002 N 1227-р создано ФГУП "Почта России", имущество которого принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.
Функции по оказанию услуг федеральной почтовой связи на территории Хабаровского края согласно Уставу ФГУП "Почта России" возложены на УФПС Хабаровского края.
Распоряжением от 01.03.2004 N 1006-р/ЛР-П5-1511 Министерства имущественных отношений Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по связи и информатизации утвержден перечень государственных учреждений - управлений федеральной почтовой связи, федеральное имущество которых подлежало передаче ФГУП "Почта России", в том числе имущество, находящееся на праве оперативного управления УФПС Хабаровского края. Распоряжением Правительства РФ от 08.09.2005 N 1362-р принято решение о ликвидации федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Россвязи, в том числе УФПС Хабаровского края; имущество ликвидируемых учреждений подлежало закреплению на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Почта России".
Ссылаясь на то, что спорный объект недвижимости относится исключительно к федеральной собственности, не выбывал из владения ФГУП "Почта России" с момента ввода здания в эксплуатацию по настоящее время, унитарное предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, что обусловило вступление в дело в качестве соистца МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО с самостоятельным требованием о признании права федеральной собственности на это же помещение.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ (пункт 59 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22).
Исходя из системного толкования статей 12, 209, 301 и 302 ГК РФ, иск о признании права собственности может быть удовлетворен только в случае, если он предъявлен лицом, фактически владеющим спорным имуществом, но не являющимся зарегистрированным правообладателем. Иск, направленный исключительно на признание права собственности (права хозяйственного ведения), предъявленный лицом, не владеющим имуществом, не может быть удовлетворен, поскольку это не восстановит нарушенное право, а лишь приведет к правовой неопределенности.
В силу пункта 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). В части 4 той же статьи указывается, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294 и 296 ГК РФ).
Согласно положениям пункта 1 Постановления N 3020-1, пункта 2.2.9 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от 11.06.1992 N 2980- 1, пункта 1 Постановления Правительства РФ от 22.12.1992 N 1003 "О приватизации предприятий связи", пункта 2.1.24 Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", статьи 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) не подлежат приватизации объекты и предприятия Федерального управления почтовой связи.
В пункте 8 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Пунктом 3.2 Устава ФГУП "Почта России" закреплено, что право хозяйственного ведения в отношении федерального имущества, принадлежащего предприятию, возникает у последнего с момента передачи имущества.
Установлено, что до вступления в силу Федерального закона N 176-ФЗ предприятия и учреждения федеральной почтовой связи в соответствии с Указом Президента РФ от 16.11.1992 N 1390 "О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона от 09.08.1995 N 129-ФЗ "О почтовой связи", являлись федеральной собственностью, находились в ведении Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи РФ и финансировались из федерального бюджета.
Исследовав и оценив все представленные сторонами в рамках настоящего дела доказательства с позиции норм статьи 71 АПК РФ, и руководствуясь при этом приведенными выше нормами материального права, а также разъяснениями об их применении, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что спорное нежилое помещение I (15-25) общей площадью 170,5 кв.м, расположенное на 1-м этаже здания по адресу: г. Хабаровск, ул. Бойко-Павлова, дом 5, на момент разграничения государственной собственности использовалось предприятием связи, что подтверждается представленными в материалы настоящего дела техническими паспортами, трудовыми договорами и иными доказательствами.
Судами установлен факт использования отделением почтовой связи спорного помещения на момент разграничения государственной собственности. Данное сторонами не опровергается.
Учитывая положения пункта 6 раздела IV Приложения N 1 к Постановлению N 3020-I суды пришли к заключению о том, что спорное имущество относилось к федеральной собственности, его передача в муниципальную собственность недопустима, а право хозяйственного ведения предприятия, так же как и право собственности Российской Федерации на спорный объект, возникли до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ и признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций, исходя из положений пункта 8 Приложения N 21 к решению Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 10.10.1991, Приказа Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края от 11.05.1993 N 206, приказов государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Хабаровского края от 26.05.1993 N 114 и от 15.09.1994 N 45, Приказа Комитета по управлению госимуществом Хабаровского края от 22.01.1997 N 21, Распоряжения Правительства РФ от 05.09.2002 N 1227-р, совместного распоряжения Министерства имущественных отношений РФ и Министерства РФ по связи и информатизации от 01.03.2004 N 106-р/ЛР-П5- 1511 установлено, что ФГУП "Почта России" является правопреемником государственного предприятия почтовой связи.
На основании изложенного суды, учитывая, что предприятие почтовой связи занимает спорное нежилое помещение со дня ввода объекта в эксплуатацию и по настоящее время; право федеральной собственности, право хозяйственного ведения предприятия почтовой связи на спорное недвижимое имущество возникли в силу закона и из владения организации почтовой связи в установленном порядке помещение не выбывало, обоснованно признали законным право ФГУП "Почта России" и МТУ Росимущества требовать устранения нарушения названных прав. При этом доводы заявителей кассационных жалобы об обратном, включая, в том числе их указания на то, что спорное помещение являлось муниципальной собственностью и правомерно было приватизировано обществом, отклоняются судом округа в силу своей несостоятельности как прямо противоречащие материалам настоящего дела и конкретным обстоятельствам, установленным судебными инстанциями в процессе его рассмотрения.
Доводы заявителей жалоб о том, что спорное помещение не находится в реестре федерального имущества не принимается судом, поскольку право хозяйственного ведения предприятия связи и право федеральной собственности на спорный объект возникли до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ и признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации в соответствующем реестре.
Иные доводы, приведенные в кассационных жалобах, не опровергают выводы судебных инстанций, фактически направлены на установление иных обстоятельств дела, на переоценку установленных судом обстоятельств, поэтому в силу ст. 286 АПК РФ судом кассационной инстанции не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.11.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018 по делу N А73-13974/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Н. Новикова |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая положения пункта 6 раздела IV Приложения N 1 к Постановлению N 3020-I суды пришли к заключению о том, что спорное имущество относилось к федеральной собственности, его передача в муниципальную собственность недопустима, а право хозяйственного ведения предприятия, так же как и право собственности Российской Федерации на спорный объект, возникли до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ и признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций, исходя из положений пункта 8 Приложения N 21 к решению Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 10.10.1991, Приказа Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края от 11.05.1993 N 206, приказов государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Хабаровского края от 26.05.1993 N 114 и от 15.09.1994 N 45, Приказа Комитета по управлению госимуществом Хабаровского края от 22.01.1997 N 21, Распоряжения Правительства РФ от 05.09.2002 N 1227-р, совместного распоряжения Министерства имущественных отношений РФ и Министерства РФ по связи и информатизации от 01.03.2004 N 106-р/ЛР-П5- 1511 установлено, что ФГУП "Почта России" является правопреемником государственного предприятия почтовой связи.
...
Доводы заявителей жалоб о том, что спорное помещение не находится в реестре федерального имущества не принимается судом, поскольку право хозяйственного ведения предприятия связи и право федеральной собственности на спорный объект возникли до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ и признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации в соответствующем реестре."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 мая 2018 г. N Ф03-1745/18 по делу N А73-13974/2017