г. Хабаровск |
|
14 июня 2018 г. |
А37-1741/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: М.А. Басос
Судей: И.В. Ширяева, И.М. Луговой
при участии:
от Магаданского регионального отделения межрегиональной общественной организации "Социально-прогрессивный альянс научно- теоретического и практического содействия социально-экономическому и культурному росту регионов "Рост Регионов": Хованский И.Е., представитель по доверенности от 10.05.2018;
от Комиссии по определению границ рыбоводных участков в Магаданской области: представитель не явился;
от прокуратуры Магаданской области: представитель не явился;
от Министерства сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Магаданской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Магаданского регионального отделения межрегиональной общественной организации "Социально-прогрессивный альянс научно- теоретического и практического содействия социально-экономическому и культурному росту регионов "Рост Регионов"
на решение от 20.12.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2018
по делу N А37-1741/2017
Арбитражного суда Магаданской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.В. Кушниренко; в апелляционном суде судьи: Е.А. Швец, А.П. Тищенко, Е.Г. Харьковская
по заявлению Магаданского регионального отделения межрегиональной общественной организации "Социально-прогрессивный альянс научно- теоретического и практического содействия социально-экономическому и культурному росту регионов "Рост Регионов" (ОГРН 1154900000221, ИНН 4909122300, место нахождения: 685000, Магаданская область, г.Магадан, проспект Ленина, 16)
к Комиссии по определению границ рыбоводных участков в Магаданской области
третьи лица: прокуратура Магаданской области, Министерство сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Магаданской области
о признании незаконными решений об отказе в формировании рыбоводных участков
Магаданское региональное отделение Межрегиональной общественной организации "Социально-Прогрессивный Альянс научно-теоретического и практического содействия социально-экономическому и культурному росту регионов "Рост Регионов" (далее - общественная организация, заявитель), обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконными решений Комиссии по определению границ рыбоводных участков в Магаданской области (далее - комиссия), оформленных протоколом от 19.05.2017 N 2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены прокуратура Магаданской области (далее - прокуратура), Министерство сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Магаданской области (далее - министерство).
Решением суда от 20.12.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе общественной организации, полагающей, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование жалобы приведены доводы о несогласии с выводами судов об отсутствии факта реального нарушения прав общественной организации оспариваемыми решениями. Заявитель считает, что у комиссии отсутствовали полномочия на принятие оспариваемых актов, поскольку в ее состав не входили представители общественных объединений, что подтверждено внесенным в адрес министерства представлением прокуратуры. Указывает на заинтересованность председателя комиссии С.В. Путивкина, неоднократно высказывающегося против формирования рыбоводных участков и принятия решений об определении границ испрашиваемых участков в Магаданской области. Полагает, что представленное общественной организацией заключение И.Е. Хованского составлено при наличии соответствующей квалификации.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах, изложенных в кассационной жалобе, настаивал.
Комиссия отзыв на кассационную жалобу не направила.
Прокуратура в отзыве на кассационную жалобу возражала против доводов заявителя, указывая на устранение нарушений, допущенных при формировании комиссии по результатам принятия мер прокурорского реагирования. Полагает, что заявитель не лишен возможности вновь обратиться в комиссию по вопросу формирования рыбоводных участков, представив соответствующее обоснование. Проведенными прокуратурой проверками фактов наличия у председателя комиссии С.В. Путивкина личной заинтересованности в принятии решений об определении границ рыбоводных участков не установлено. Прокуратура просила о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу просило оставить без изменения принятые судебными инстанциями по настоящему спору судебные акты, отмечало, что состав комиссии формировался из специалистов в области рыболовства и рыбоводства в целях выработки обоснованного и профессионального мнения с учетом геологических, экологических и гидрологических факторов о возможности создания рыбоводных участков на территории Магаданской области. Единственное общественное объединение физических лиц в области рыболовства, находящееся на территории Магаданской области, не проявило заинтересованности в участии в работе комиссии, иные неаффилированные объединения в момент утверждения первоначального состава комиссии отсутствовали. Считает, что заявитель может претендовать на право заключения договора пользования рыбоводным участком на общих основаниях путем участия в торгах (конкурсах, аукционах).
Комиссия, иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, заслушав мнение представителя заявителя, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Судами установлено, что в мае 2016 года общественная организация обратилась в министерство с предложениями о создании, формировании, определении границ и выделении расположенных в территориальном море и внутренних водах Российской Федерации на территории Магаданской области рыбоводных участков: "Река Яма, Алутский", "Река Яма, Верхнеямский", "Атарган", "Коса Уратамля", "Мыс Харбиз" Ольский городской округ; "Река Омолон, Верхнеомолонский", "Река Омолон, Нижнеомолонский" Северо-Эвенский городской округ; "Ручей Веселый и бухта Веселая" городской округ "г.Магадан".
Во исполнение решения Арбитражного суда Магаданской области от 07.02.2017 по делу N А37-2157/2016, признавшего незаконным бездействие министерства по непринятию решения о назначении заседания комиссии, обращения общественной организации рассмотрены комиссией в мае 2017 года, решения оформлены протоколом от 19.05.2017 N 2.
В июне 2017 года решения комиссии об отказе в определении границ рыбоводных участков, предложенных заявителем, оформленных протоколом от 19.05.2017 N 2, размещены на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Решениями комиссии общественной организации отказано в формировании рыбоводных участков на основании заключения ФГБНУ "МагаданНИРО от 19.05.2017 N 789 о нецелесообразности формирования рыбоводных участков в заявленных границах.
Не согласившись с принятыми комиссией решениями, возражая по существу принятых решений о нецелесообразности осуществления рыбоводства на испрашиваемых участках, заявитель обратился в арбитражный суд, сославшись на отсутствие у комиссии соответствующих полномочий по принятию решений, личную заинтересованность председателя комиссии, несвоевременность размещения информации о дате заседания комиссии.
Отказывая в удовлетворении требований, судебные инстанции исходили из того, что рассмотрение обращений заявителя комиссией, в составе которой отсутствовали представители общественных объединений, не повлекло бы по существу иных решений, поскольку они принимаются большинством голосов. Учитывая данные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии реального нарушения прав заявителя оспариваемыми актами.
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об аквакультуре) правовое регулирование отношений в области аквакультуры (рыбоводства) осуществляется указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Аквакультурой (рыбоводством) является деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры (пункт 1 статьи 2 Закона об аквакультуре).
Участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся аквакультуры (рыбоводства), является одним из принципов, на основании которых осуществляется правовое регулирование данной деятельности. Указанные субъекты имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых способствует развитию аквакультуры (рыбоводства), а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством (подпункт 3 части 3 статьи 3 Закона об аквакультуре).
Согласно статье 4 Закона об аквакультуре рыбоводные участки выделяются в рыбохозяйственных бассейнах, установленных в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Береговые линии (границы водных объектов) и (или) границы частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны РФ, признаваемых рыбоводными участками, определяются в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне РФ" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2014 N 1183 "Об утверждении Правил определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками" (далее - Правила N 1183).
Согласно пункту 3 Правил N 1183 в целях определения границ рыбоводных участков органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации создается комиссия по определению границ рыбоводных участков.
В состав комиссии помимо представителей федеральных органов исполнительной власти и (или) их территориальных органов, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, подлежат обязательному включению также представители от общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и научных организаций и (или) федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Аналогичные положения содержатся в пункте 6 Порядка деятельности комиссии по определению границ рыбоводных участков, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.03.2015 N 94 (далее - Порядок N 94).
Таким образом, участие граждан, общественных объединений, подлежащих обязательному включению в состав комиссий по определению границ рыбоводных участков субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, является основополагающим принципом в решении вопросов, касающихся аквакультуры (рыбоводства) на определенной территории.
Работа граждан, общественных объединений в составе таких комиссий определяет результаты рассмотрения вопросов, связанных с формированием и предоставлением участков для осуществления рыбоводства.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, оспариваемые акты приняты комиссией, образованной приказом министерства от 28.04.2016 N 7-РХ, не имеющей в своем составе представителей общественных объединений, что не соответствует положениям вышеприведенных нормативных актов и свидетельствует о том, что у комиссии отсутствовали полномочия на принятие решений, оформленных протоколом от 19.05.2017 N 2.
Факт несоответствия состава комиссии действующему законодательству установлен прокуратурой в представлении, внесенном Министру сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Магаданской области 29.06.2017, по результатам рассмотрения которого, но после принятия решений, оформленных протоколом от 19.05.2017 N 2, данное нарушение было устранено.
Вывод судебных инстанций об отсутствии нарушения прав заявителя, поскольку в соответствии с установленной процедурой наличие права голоса представителей общественного объединения не повлияло бы на результат принятых решений, признан судом кассационной инстанции необоснованным, сделанным с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с положениями пункта 5 Правил N 1183, пункта 19 Порядка N 94 предложения граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) подлежат учету при принятии решений об определении границ рыбоводных участков.
В данном случае отсутствуют основания для вывода о том, что комиссия с учетом мнения общественных объединений не приняла бы иные решения.
Суд округа приходит к выводу, что допущенные комиссией нарушения порядка определения границ рыбоводных участков Магаданской области, являются обстоятельствами, исключающими возможность принятия решений по таким вопросам, следовательно, у судов не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Отсутствие у комиссии соответствующих полномочий по принятию оспариваемых решений свидетельствует о несоответствии этих решений закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку дополнительного исследования материалов дела либо установления фактических обстоятельств не требуется, учитывая, что судами установлены обстоятельства дела, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требований о признании незаконными решений комиссии, оформленных протоколом от 19.05.2017 N 2.
В силу положений части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В качестве способа восстановления нарушенного права суд кассационной инстанции считает необходимым обязать комиссию рассмотреть обращения заявителя о создании, формировании и определении границ рыбоводных участков в Магаданской области, поименованные в протоколе от 19.05.2017 N 2, в установленном законом порядке.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.12.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2018 по делу N А37-1741/2017 Арбитражного суда Магаданской области отменить.
Требования Магаданского регионального отделения межрегиональной общественной организации "Социально-прогрессивный альянс научно- теоретического и практического содействия социально-экономическому и культурному росту регионов "Рост Регионов" удовлетворить.
Признать незаконными решения Комиссии по определению границ рыбоводных участков в Магаданской области, оформленные протоколом от 19.05.2017 N 2, как не соответствующие положениям Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Обязать Комиссию по определению границ рыбоводных участков в Магаданской области рассмотреть обращения Магаданского регионального отделения межрегиональной общественной организации "Социально-прогрессивный альянс научно-теоретического и практического содействия социально-экономическому и культурному росту регионов "Рост Регионов" о создании, формировании и определении границ рыбоводных участков в Магаданской области, поименованные в протоколе от 19.05.2017 N 2, в установленном законом порядке.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.А. Басос |
Судьи |
И.В. Ширяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.