г. Хабаровск |
|
26 июля 2018 г. |
А51-13625/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Михайлова А.И.
Судей: Лесненко С.Ю., Ширяева И.В.
при участии:
от краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Октябрьская центральная районная больница": Ячина А.С., представитель по доверенности от 29.05.2018 (до перерыва);
от государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края": Зубова Н.П., представитель по доверенности от 10.01.2018 N 7/18;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Октябрьская центральная районная больница"
на решение от 29.01.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2018
по делу N А51-13625/2017 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Тимофеева Ю.А., в суде апелляционной инстанции судьи Солохина Т.А., Бессчасная Л.А., Рубанова В.В.
по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Октябрьская центральная районная больница" (ОГРН 1022500864220, ИНН 2522020073, место нахождения: 692561, Приморский край, Октябрьский район, с. Покровка, ул. Красноармейская, 9)
к государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (ОГРН 1022502260648, ИНН 2540013343, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пологая, 21)
о признании незаконным акта
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Октябрьская центральная районная больница" (далее - КГБУЗ "Октябрьская центральная районная больница", учреждение, страхователь) обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным акта Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (далее - ГУ "ТФОМС Приморского края", Фонд, страховщик) от 06.03.2017 N 2.
Решением суда от 29.01.2018 акт ГУ "ТФОМС Приморского края" от 06.03.2017 N 2 признан незаконным в части выводов о нецелевом использовании средств фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) по возмещению командировочных расходов за счет средств ОМС в сумме 207 096 руб., а также пункта 1 раздела акта "предложения по результатам проверки" в части предложения перечислить на счет ГУ "ТФОМС Приморского края" средства территориальной программы ОМС, использованные не по целевому назначению, в сумме 207 096 руб. и 20 709 руб. 60 коп. штрафа. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2018 решение Арбитражного суда Приморского края в обжалуемой части оставлено без изменения.
КГБУЗ "Октябрьская центральная районная больница", не согласившись с судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные акты отменить, удовлетворив его требования полностью.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы доводы, в ней изложенные, поддержал. Представитель ГУ "ТФОМС Приморского края" в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал, просил оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 18.07.2018 по 25.07.2018.
Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа Уссурийского филиала ГУ "ТФОМС Приморского края" от 31.01.2017 N 16 проведена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования КГБУЗ "Октябрьская центральная районная больница", за период деятельности с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт от 06.03.2017 N 2.
В ходе проверки выявлены факты использования КГБУЗ "Октябрьская ЦРБ" средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению на общую сумму 2 082 912 руб. 89 коп., в том числе:
- при отсутствии лицензии на вид деятельности "эпидемиология" работникам КГБУЗ "Октябрьская ЦРБ" Боюн Н.А. и Скутину В.В. за работу в должности врача-эпидемиолога за период 2015 - 2016 была начислена и выплачена заработная плата с учетом начислений на выплаты по оплате труда на общую сумму 353 600 руб. 91 коп.;
- за счет средств ОМС отнесены расходы по оплате труда врачам Савенко Т.Н., Осипову М.А., Цыганенковой Г.Б. и Ануфриевой Н.М. при отсутствии у них профессиональной переподготовки по направлению профессиональной деятельности за период 2015 - 2016 на общую сумму 509 933 руб. 93 коп.;
- за счет средств ОМС отнесены расходы по оплате труда врачам Андресюк Е.В., Михайловской В.А., Селезневой Т.Н., Климантову М.К. при отсутствии у них допуска к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала за период 2015 на общую сумму 60 874 руб. 75 коп.;
- за счет средств ОМС отнесены расходы по оплате труда санитаркам Исаковой Е.Г., медицинским регистраторам Синицыной О.Д. и Кривоносовой Н.М. в должности медицинского регистратора при отсутствии у них среднего профессионального образования или дополнительной подготовки по направлению профессиональной деятельности за период 2015 - 2016 на общую сумму 678 024 руб. 72 коп.;
- за счет средств ОМС оплачены расходы на публикацию информационных сообщений в газе "Заря" за период 2016 на сумму 18 000 руб.;
- за счет средств ОМС отнесены расходы по изготовлению проектной документации по перепланировке и устройству входной группы трех ФАПов в период 2016 на сумму 105 000 руб.;
- за счет средств ОМС восстановлен кассовый расход на счет по учету операций со средствами субсидий на выполнение государственного задания со счета по учету средств ОМС за период 2015 в сумме 150 382 руб. 58 коп.;
- за счет средств ОМС произведено возмещение расходов на командировочные расходы в нарушение приказов главного врача за период 2015 - 2016 в общей сумме 207 096 руб.
Учреждению предложено в течение 10 рабочих дней со дня получения акта проверки возвратить использованные не по целевому назначению денежные средства в сумме 2 082 912 руб. 89 коп., а также уплатить штраф в размере 218 291 руб. 29 коп.
Несогласие с актом проверки явилось основанием для обращения учреждения в суд с требованием о признании его недействительным.
Частично удовлетворяя заявленные учреждением требования, суд первой инстанции, выводы которого поддержаны судом апелляционной инстанции, согласился с выводами проверяющих о нецелевом использовании больницей денежных средств в части расходов по оплате труда врачам и медицинскому персоналу в отсутствие соответствующих допусков, профессиональной подготовки и переподготовки, лицензии на вид деятельности "эпидемиология", а также в части расходов на публикацию информационных сообщений.
При этом, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации не целевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных данным Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Согласно пункту 9 статьи 39 Закона о медицинском страховании, средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. Кроме того, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф.
Как видно из материалов дела, учреждением отнесена за счет средств ОМС оплата труда врача-эпидемиолога за 2015-2016 годы в сумме 353 600 руб. 91 коп. при отсутствии в указанный период в выданных учреждению лицензиях от 24.02.2014 N ЛО-14-01-002080 и от 25.08.2015 N ЛО-25-01-002830 вида деятельности "эпидемиология".
При этом в штатные расписания на 2015 год и 2016 год включена в состав общебольничного медицинского персонала должность врача-эпидемиолога - 1 штатная единица, которую в период с 01.01.2015 по 31.08.2015 замещал заместитель главного врача по лечебной работе Боюн Н.А. по приказу главного врача от 16.02.2015 N 82-л, а с 01.09.2015 - Скутин В.В. по трудовому договору от 31.08.2015. По данным бухгалтерского учета вышеназванным сотрудникам КГБУЗ "Октябрьская ЦРБ" была начислена и выплачена заработная плата в общей сумме 353 600 руб. 91 коп.
Судебные инстанции на основе анализа пункта 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ, пункта 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273, а также Решения Согласительной комиссии по установлению тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в Приморском крае 06.02.2013 об утверждении Территориального тарифного соглашения по оплате медицинской помощи (медицинских услуг) в системе ОМС на территории Приморского края пришли к выводу о том, что в расчет тарифов на оплату медицинской помощи включаются как затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи, так и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации (далее - МО) в целом, в том числе затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников МО, которые не принимают непосредственное участие в оказании медицинской помощи (административно-управленческий, административно-хозяйственный, вспомогательный и иной персонал).
Аналогичный подход при формировании структуры тарифа на ОМС установлен и в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением администрации Приморского края от 29.01.2015 N 22-па, а также Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2016 год, утвержденную постановлением администрации Приморского края от 29 января 2016 года N 41-па.
При этом согласно разделам 2 обеих Территориальных программ оплата медицинской помощи (медицинских услуг) производится по тарифам, утвержденным Соглашением, с учетом персонифицированных реестров пролеченных медицинской организацией больных по результатам медико-экономического контроля в пределах объемов предоставленной медицинской помощи, установленных для каждой медицинской организации решением комиссии на текущий календарный год, в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности.
В этой связи судами правомерно указано на то, что в состав подлежащих включению в тариф, и, соответственно, возмещению за счет фонда ОМС средств, подлежит только оплата оказанной медицинской помощи (медицинские услуги) в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинской организацией, предоставление которой предусмотрено в соответствии с имеющейся у медицинской организации лицензией.
Доводы учреждения о том, что отсутствие у него лицензии на вид деятельности "эпидемиология" не может повлечь нецелевое использование средств Фонда ОМС, поскольку эпидемиолог проводил санитарнопротивоэпидемиологические мероприятия вне рамок оказания медицинской помощи, обеспечивая деятельности МО в целом, медицинские услуги не оказывал, правомерно отклонены судами, как основанные на неверном толковании норм права. В случае если врач-эпидемиолог не участвует в процессе оказания медицинских услуг застрахованным по ОМС лицам, расходы на оплату его труда не должны осуществляться из средств ОМС. В то же время, должность врача-эпидемиолога не соотносится с общехозяйственной деятельностью.
При этом, судами верно отмечено, что целевым использованием средств ОМС направляемых на расходы на заработную палату, является соблюдение следующих условий: - медицинский работник участвует в оказании медицинской помощи, в рамках территориальной программы ОМС, застрахованным лицам; - должность медицинского работника должна быть включена в штатное расписание медицинской организации и соответствовать номенклатуре должностей медицинских работников, утвержденной приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1183н; - оказываемые медицинским работником работы (услуги) должны быть предусмотрены лицензией медицинской организации.
Следовательно, заработная плата эпидемиологам за счет бюджетных средств фонда ОМС могла быть выплачена после их включения в штатное расписание по ОМС, при условии, если данные виды работ (услуг) предусмотрены лицензией учреждения.
При таких обстоятельствах, выводы судов о нецелевом использовании средств ОМС в размере 353 600 руб. 91 коп. являются обоснованными.
В части вывода о нецелевом использовании денежных средств в сумме 509 933 руб. 92 коп., выплаченных врачу-педиатру Савенко Т.Н., врачам-терапевтам участковым Осипову М.А. и Цыганенковой Г.Б., врачу-педиатру Ануфриевой Н.М. в связи с переводом на должность врача-инфекциониста и заведующего инфекционного отделения - врача инфекциониста суд приходит к следующему.
В соответствии с Квалификационным справочником, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н, для замещения должности "врача-инфекциониста" является обязательным условием наличие высшего образования по одной из специальностей "Лечебное дело", "Педиатрия" и послевузовского профессионального образования (интернатура и (или) ординатура) по специальности "Инфекционные болезни". Наличие названных документов предлагается в совокупности.
Однако, как видно из материалов проверки врачи были переведены на должности врачей-инфекционистов при отсутствии профессиональной переподготовки по специальности "Инфекционные болезни" и сертификата специалиста по специальности "Инфекционные болезни".
При этом судами, со ссылкой на положения Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и приказа Минздрава России от 29.11.2012 N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и специалиста" сделаны правильные выводы о том, что наличие подтверждения послевузовской подготовки (профессионального образования в интернатуре и (или) ординатуре), а также и сертификата специалиста по специальности "инфекционные болезни" для замещения должности врача-инфекциониста" является обязательным условием. Причем наличие таких документов предполагается в совокупности.
Доводы заявителя о замещении должности врача-инфекциониста на основании протокола заседания аттестационной комиссии от 28.12.2014 N 1 и пункта 6 Квалификационного справочника правомерно отклонены судами.
Так, из буквального содержания пункта 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста. Таким образом, законодателем установлено четкое ограничение для лиц, осуществляющих медицинскую деятельность, связанное с подтверждением квалификации. Наличие сертификата специалиста является обязательным и непременным условием осуществления медицинской деятельности медицинским работником.
При этом, учреждение не представило доказательств исключительной необходимости перевода врачей на должности врача-инфекциониста, а также принятия работодателем мер по дальнейшей профессиональной подготовке указанных лиц.
Кроме того, судами установлены несоответствия в датах перевода указанных лиц на должность врача-инфекциониста, отраженные в протоколе заседания аттестационной комиссии N 1 от 28.12.2014.
При таких обстоятельствах, судами правомерно отказано в удовлетворении требований больницы в указанной части.
В отношении довода учреждения о необоснованности акта проверки в части 60 874 руб. 75 коп., выплаченных при отсутствии сертификатов специалиста и допуска к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала, выводы судов также соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Частью 5 статьи 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что лица с высшим медицинским образованием могут допускаться к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала, утвержденного Приказом Минздрава России от 27.06.2016 N 419н лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала при наличии диплома специалиста (диплома бакалавра) по специальности (направлению подготовки), соответствующей требованиям к образованию, установленным настоящим Порядком, а также положительного результата сдачи экзамена, подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.
Из акта проверки следует, что на основании приказов главного врача зубной врач Андресюк Е.В. была переведена на должность медицинской сестры, не имея соответствующего сертификата специалиста, врач-акушер-гинеколог Михайловская В.А. совмещала должность медицинской сестры, врач клинической лабораторной диагностики Селезнева Т.Н. совмещала должность медицинской сестры и врач-рентгенолог Климантов М.К. совмещал должность рентгенлаборанта, не имея допуска к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала и при отсутствии соответствующего сертификата.
При этом в рассматриваемом случае никаких мер ни по самостоятельному получению профильного образования замещающими спорную должность лицами, ни направление медицинским учреждением этих лиц на переподготовку с дальнейшим получением необходимых документов в подтверждение соблюдения квалификационных требований, не принято.
Оплата труда за счет ОМС по этим должностям произведена в сумме 60 874 руб. 75 коп.
В этой связи выводы судов о законности акта проверки в данной части также являются правомерными.
Довод жалобы о том, что все указанные лица обладают достаточным уровнем медицинского образования, в том числе высшего, для замещения спорных должностей среднего медицинского персонала - медицинской сестры и рентгенлаборанта, отклонены судами со ссылкой на то, что данное обстоятельство не исключает обязательности выполнения установленных законом требований к наличию документов, подтверждающих уровень образования и соответствующего сертификата на замещение указанных должностей среднего медицинского персонала.
По тем же основаниям Фондом правомерно было произведено доначисление за период 2015 - 2016 в сумме 678 024 руб. 72 коп., поскольку санитарки Исакова Е.Г. и Синицына О.Д., медицинские регистраторы Кривоносова Н.М. и Гаврилина Л.В. не имели среднего профессионального образования.
Доводы заявителя о правомерности допуска Кривоносовой Н.М. к работе на должность регистратора согласно протокола заседания аттестационной комиссии КГБУЗ "Октябрьская ЦРБ" от 09.01.2015 N 1 в соответствии с пунктом 6 Справочника правомерно отклонены судами по основаниям, аналогичным изложенным выше, а также в связи с отсутствием исключительности обстоятельств, при непринятии мер по получению должного уровня образования для соответствия предъявляемым квалификационным требованиям к занимаемой должности ни медицинским учреждением, ни самими работниками.
Рассматривая доводы заявителя и возражения Фонда в части выводов о нецелевом использовании средств ОМС по сумме 150 382 руб. 58 коп. восстановления кассовых расходов напрямую на счет по учету операций со средствами субсидий на выполнение государственного задания со счета по учету средств ОМС, суды пришли к следующему.
Обосновывая заявленные требования в данной части, учреждение указывает на то, что в связи с отсутствием денежных средств на оплату коммунальных платежей (отопления) за счет средств ОМС, оно вынуждено было оплатить их за счет средств субсидий на выполнение государственного задания, а впоследствии данные суммы восстановило за счет средств ОМС.
Как указано выше, в силу пункта 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, в числе прочего, входит как затраты по выплате заработной платы, начисления на оплату труда, прочие выплаты, так и расходы на оплату коммунальных услуг.
При этом, оплата коммунальных платежей производится не только за счет средств ФОМС, но и за счет иных бюджетов, в частности, краевого.
Между тем, как установлено проверкой, в период с 01.11.2015 по 31.12.2015 на расчетный счет учреждения поступили от страховых медицинских организаций (в соответствии с договорами на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС) средства ОМС на оплату за оказанную медицинскую помощь на общую сумму 51 046 044 руб. 34 коп., что свидетельствует о достаточности средств ОМС для оплаты счета ГУП "Примтеплоэнерго" за отопление и горячее водоснабжение за ноябрь 2015 на сумму 150 382 руб. 58 коп.
Кроме того, возмещения денежных средств за счет целевых денежных средств ОМС путем перечисления со счета ОМС на другой бюджетный расчетный счет действующим законодательством не предусмотрено. Данный вид расходов не предусмотрен структурой тарифа на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС.
Как верно отмечено судами, учреждение не смогло обосновать причину оплаты указанной суммы за счет средств субсидий на выполнение государственного задания, отнесение этой суммы в счет оплаты за счет средств ОМС, а также обосновать механизм распределения и пропорции отнесения именно этой части счета-фактуры на счет средств ОМС, а не средств бюджета Приморского края.
В отношении довода об отказе в удовлетворении требований в размере 18 000 руб., оплаченных за публикацию "информационного бюллетеня" "Осторожно, грипп!", судами установлено следующее.
Делая выводы о нецелевом характере возмещения спорных расходов, Фонд указал на то, что документов, подтверждающих публикацию в средствах массовой информации сообщения "Осторожно, грипп!", или информации рекламного характера заявителем не представлено, что лишает предъявленные расходы статуса документально подтвержденных и обоснованных.
Между тем, согласно представленным документам, а также пояснениям МБУ "Редакция районной газеты "ЗАРЯ" Октябрьского района по рассматриваемому договору оказаны услуги в виде изготовления санитарного бюллетеня, распространявшегося вместе с газетой "Заря" N 96 от 09.12.2015 "Осторожно, грипп!", экземпляр номера газеты и бюллетеня приложены к делу. Изучив содержание бюллетеня, суд установил, что публикация имеет информативный характер о признаках заболевания, мерах по лечению и советы по профилактике заболевания. Также судом установлено, что оплаченные газете "Заря" услуги по указанной публикации в сумме 18 000 руб. отнесены заявителем в счет возмещения за счет средств ОМС.
Между тем, как верно указано судами, медицинская организация использует средства обязательного медицинского страхования в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и осуществляет расходы на свое содержание из общего объема средств, поступивших по тарифам на оплату медицинской помощи. Расходы, не включенные в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, не могут быть оплачены за счет средств обязательного медицинского страхования.
Анализ положений Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" позволяет сделать вывод о том, что им не предусмотрено обязательное распространение либо доведение до потребителя какой-либо информации.
В этой связи судами сделан правильный вывод о том, что расходы на оплату медицинской организацией услуг по размещению информационных материалов в средствах массовой информации не могут быть отнесены к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации, следовательно, расходы КГБУЗ "Октябрьская ЦРБ" на сумму 18 000 руб. являются нецелевыми.
Ссылки заявителя жалобы на санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", согласно которым главным врачам лечебно-профилактических организаций предписано проводить своевременное информирование населения о мерах индивидуальной и общественной профилактики гриппа и других острых респираторных инфекций не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данные правила не содержат императивной обязанности размещать такую информацию платно в средствах массовой информации.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судами верно установлены все обстоятельства дела и правильно применены нормы материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, что привело к принятию обоснованных судебных актов об отказе в удовлетворении требований КГБУЗ "Октябрьская центральная районная больница" о признании недействительным акта ГУ "ТФОМС Приморского края" от 06.03.2017 N 2.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установление иных обстоятельств по делу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции.
При изложенных обстоятельствах, у суда округа отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда от 29.01.2018 в обжалуемой части, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2018 по делу N А51-13625/2017 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Октябрьская центральная районная больница" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по заявке на кассовый расход от 13.06.2018 N 00002995.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.