г. Хабаровск |
|
25 июля 2018 г. |
А16-1514/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Михайловой А.И.
Судей: Лесненко С.Ю., Ширяева И.В.
при участии:
от акционерного общество "Торговый дом "Медтехника": Бондаренко С.В., представитель по доверенности от 20.02.2018;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области: Антипьева Л.А., представитель по доверенности от 30.01.2018 N 10; Балобанов П.В., представитель по доверенности от 20.02.2018 N 12;
от третьих лиц - управления здравоохранения Правительства Еврейской автономной области, общества с ограниченной ответственностью "Фортемед": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общество "Торговый дом "Медтехника"
на решение от 25.12.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018
по делу N А16-1514/2017 Арбитражного суда Еврейской автономной области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Доценко И.А., в суде апелляционной инстанции судьи Харьковская Е.Г., Сапрыкина Е.И., Тищенко А.П.
по заявлению акционерного общество "Торговый дом "Медтехника" (ОГРН 1052740169019, ИНН 2721128441, место нахождения: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Облачный, 78А)
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (ОГРН 1087901001209, ИНН 7901532980, место нахождения: 679000, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Постышева, 3)
третьи лица: управление здравоохранения Правительства Еврейской автономной области, общество с ограниченной ответственностью "Фортемед"
о признании недействительным решения
акционерное общество "Торговый дом "Медтехника" (далее - АО "ТД "Медтехника") обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (далее - УФАС по ЕАО, антимонопольный орган) от 12.04.2017 по делу N 021-05/16 о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением суда от 02.08.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечены: управление здравоохранения правительства Еврейской автономной области (далее - Управление здравоохранения), общество с ограниченной ответственностью "Фортомед" (далее - ООО "Фортомед").
Решением суда от 25.12.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, АО "ТД "Медтехника" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление суда апелляционного инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы доводы, в ней изложенные, поддержал. До начала рассмотрения жалобы заявил ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационных жалоб АО "ТД "Медтехника" на приговоры Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 23.10.2017 по делу N 1-498/2017 и от 25.10.2017 по делу N 1-499/2017 в отношении должностных лиц Управления здравоохранения Мацанова А.А. и Градусовой Н.М.
Рассмотрев ходатайство, с учетом мнения представителей антимонопольной службы, суд пришел к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Согласно пункту 1 статьи 145 АПК РФ производство по делу приостанавливается в случае невозможности рассмотрения дела до вступления в законную силу судебного акта соответствующего суда.
Таким образом, одним из условий приостановления производства по делу является невозможность его рассмотрения до разрешения по существу (принятия и вступления судебного акта в законную силу) другого дела. Обстоятельства, исследуемые в другом деле, должны иметь значение для арбитражного дела, рассмотрение которого подлежит приостановлению, то есть влиять на результат его рассмотрения по существу. Следовательно, обязанность суда приостановить производство по делу связана не с наличием другого судебного дела, а с невозможностью рассмотрения дела до принятия решения по другому вопросу.
Между тем, доказательств невозможности рассмотрения дела заявителем, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено. Ссылки общества на то, что оспариваемые судебные акты основаны на приговорах являются ошибочными. В своем решении антимонопольный орган ссылается на различные письменные доказательства, объяснения лиц, показания свидетелей, иные документы и материалы, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы и проверке правильности применения арбитражными судами норм материального и процессуального права. Мацанов А.А. и Градусова Н.М. лицами, участвующими в настоящем арбитражном деле не являются.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для приостановления производства по настоящему делу до рассмотрения кассационных жалоб на приговоры Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 23.10.2017 по делу N 1-498/2017 и от 25.10.2017 по делу N 1-499/2017.
УФАС по ЕАО в представленном отзыве, поддержанном его представителями в судебном заседании, просило в удовлетворении кассационной жалобы общества отказать, оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает принятое по делу постановление законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела 02.10.2014 Управлением здравоохранения на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru размещены:
- извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования: эндовидеоскопический комплекс для гастроскопии и бронхоскопии - 1 шт., эндовидеоскопический комплекс для колоноскопии - 1 шт. в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями для ОГБУЗ "Онкологический диспансер" (извещение от 02.10.2014 N 0178200001314000144) и документация об электронном аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта 27 553 180 руб. 72 коп.;
- извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования: эндовидеоскопический комплекс для лапароскопии - 1 шт. в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями для ОГБУЗ "Онкологический диспансер" (извещение от 02.10.2014 N 0178200001314000145) и документация об электронном аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта 23 065 061 руб. 10 коп.
Даты начала подачи заявок - 02.10.2017, даты окончания подачи заявок - 20.10.2017; даты окончания рассмотрения срока первых частей заявок участников - 21.10.2017; даты проведения аукционов электронной форме - 24.10.2014.
До окончания указанного в извещениях о проведении электронных аукционов сроков подачи заявок, на участие в аукционах было представлено 2 заявки:
- по аукциону N 0178200001314000144 - N 8649748 (АО "ТД "Медтехника") и N 2139756 (ООО "Фортомед");
- по аукциону N 0178200001314000145 - N 3457268 (АО "ТД "Медтехника") и N 8184276 (ООО "Фортомед").
Едиными комиссиями принято решение о допуске данных участников в аукционах. Согласно пунктам 6 протоколов подведения итогов электронных аукционов от 24.10.2014 победителем обоих аукционов признано АО "ТД "Медтехника"; предложенная цена контракта по аукциону N 0178200001314000144 - 27 277 648 руб. 92 коп., по аукциону N 0178200001314000145 - 22 834 410 руб. 48 коп.
24.11.2014 и 26.11.2014 года между Управлением здравоохранения и АО "ТД "Медтехника" заключены государственные контракты, которые в дальнейшем полностью исполнены.
28.06.2016 и 30.06.2016 в УФАС по ЕАО от УФСБ России по ЕАО поступили документы и материалы (справки-меморандумы по результатам проведенного оперативно-розыскного мероприятия "Наблюдение" и "Прослушивание телефонных переговоров", протоколы допроса свидетелей, экспертное заключение по результатам проведенной фонографической судебной экспертизы, оптический диск N 1438с от 20.04.2015 рег. N 4/2852 от 27.06.2016, содержащий файлы (фонограммы), письмо оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", письмо ООО "Карл Шторц-Эндоскопы Восток" от 18.05.2016 N 240/05, постановления суда Еврейской автономной области о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права гражданина, содержащие сведения об ограничивающих конкуренцию соглашениях хозяйствующих субъектов: АО "ТД "Медтехника" и ООО "Фортомед", а также ограничивающих конкуренцию соглашениях органа государственной власти ЕАО - Управления здравоохранения, при проведении вышеуказанных аукционов.
УФАС по ЕАО 30.06.2016 издан приказ N 166 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела N 021-05/16 о нарушении антимонопольного законодательства по признака нарушения Управлением здравоохранения, АО "ТД "Медтехника" и ООО "Фортмед" пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а также нарушения АО "ТД "Медтехника" и ООО "Фортемед" пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции на открытых аукционах N 0178200001314000144, N 0178200001314000145 в электронной форме на поставку медицинского оборудования для нужд ОГБУЗ "Онкологический диспансер", по результатам которого подготовлен аналитический отчет.
По результатам аналитического исследования УФАС России по ЕАО установлены признаки антиконкурентного соглашения - картеля, целью которого являлось поддержание цен на торгах.
Рассмотрев антимонопольное дело, Комиссия УФАС по ЕАО 12.04.2017 вынесла решение, которым признала Управление здравоохранения, АО "ТД "Медтехника", ООО "Фортемед" нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции путем заключения и участия в соглашении между Управлением здравоохранения и хозяйствующими конкурентами, которое привело к ограничению доступа на товарный рынок медицинского оборудования и к поддержанию цен на торгах, признала АО "ТД "Медтехника", ООО "Фортемед" нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения и участия в соглашении между хозяйствующими конкурентами, которое привело к поддержанию цен на торгах, а также решила передать материалы дела N 021-05/16 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
АО "ТД "Медтехника", посчитав указанное решение не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом было отказано в связи с установлением нарушений Закона о защите конкуренции действиями хозяйствующих субъектов и органа государственной власти.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, рассмотревшим дело повторно по правилам главы 34 АПК РФ. При этом суды исходили из следующего.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлено, что признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к: повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещены соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции закреплено, что соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями Закона о защите конкуренции, а также разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", суды пришли к выводу о том, что АО "ТД "Медтехника" и ООО "Фортемед", являясь конкурентами по смыслу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, как лица, осуществляющие однородные виды деятельности по реализации медицинского оборудования (техники), заключили соглашение, которое привело к поддержанию максимально высокой цены контракта на электронном аукционе на поставку медицинского оборудования.
При этом материалами дела подтверждается, что участники указанного антиконкурентного соглашения предполагали, что их участие в аукционе будет формальным, были осведомлены о действиях друг друга, действовали согласовано и в общих интересах.
Так, антимонопольным органом на основании поступивших сведений и проведенного анализа было установлено, что для подачи заявок, ценовых предложений АО "ТД "Медтехника" и ООО "Фортемед" постоянно использовали только один IP-адрес, единую инфраструктуру, включающую единую телефонную связь и место фактического расположения. Менеджер АО "ТД "Медтехника" оказывал услуги в виде посредника при участии ООО "Фортомед" в ходе электронного аукциона наряду с ОА "ТД "Медтехника", делал аукционные шаги как в пользу одного, так и в пользу другого общества. О том, кто должен стать победителем того или иного аукциона, его заранее извещал директор АО "ТД "Медтехника". При этом, общества договаривались о том, что первым шаг делает ООО "Фортомед", затем АО "ТД "Медтехника" которое и должно выиграть.
На основании вышеизложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что все аукционы прошли в отсутствие конкурентной борьбы и с минимальным снижением начальной цены контракта. АО "ТД "Медтехника" и ООО "Фортемед" при участии в аукционах действовали в интересах друг друга, обменивались информацией, осуществляли координацию по подготовке заявок, при участии в электронных аукционах реализовывали единую стратегию поведения, что привело к поддержанию цен на аукционах и обеспечение победы на торгах участников картеля.
Проанализировав характер взаимоотношений вышеупомянутых хозяйствующих субъектов и их представителей, а также их поведение до, во время и после проведения спорных аукционов, суды обоснованно согласились с выводом УФАС по ЕАО о нарушении АО "ТД "Медтехника" и ООО "Фортемед" пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Доводы кассационной жалобы АО "ТД "Медтехника" сводятся к возражениям по представленным в дело доказательствам, полученным в результате оперативно-розыскных действий, использование которых, по мнению заявителя жалобы, запрещено статьей 89 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).
Действительно, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 23.06.2015 результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона.
Вместе с тем, указанные положения разъяснят порядок использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в рамках уголовного процесса. Антимонопольный орган при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства руководствуется нормами Закона о защите конкуренции, частью 1 статьи 45.1 которого установлено, что под доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимаются сведения о фактах, которые получены в установленном настоящим Федеральным законом порядке и на основании которых комиссия устанавливает наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела.
В качестве доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства допускаются письменные доказательства и вещественные доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, пояснения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, заключения экспертов, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы (часть 3 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции). Письменными доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела, акты, договоры, справки, переписка, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, изготовления копий электронных носителей информации либо иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам также относятся результаты анализа состояния конкуренции, проведенного в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом (часть 4 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции).
В силу положений статьи 45.1, пункта 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции материалы и сведения, полученные от правоохранительных органов, могут являться основанием для возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
В пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016, разъяснено, что доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут служить и полученные в установленном законом порядке доказательства по уголовным делам, переданные в антимонопольный орган (с учетом положений статьи 161 УПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что материалы (копии материалов) уголовных дел могут использоваться в качестве доказательств по делам о картелях вне зависимости от наличия или отсутствия приговора по уголовному делу, поскольку в рамках производства по антимонопольному делу устанавливается факт наличия или отсутствия нарушения антимонопольного законодательства, а не факт совершения преступления или виновность/невиновность лица в совершении преступления.
Представленные в дело материалы оперативно-розыскной деятельности содержие сведения, позволяющие сделать вывод о заключении АО "ТД "Медтехника" и ООО "Фортомед" антиконкурентного соглашения, получены с использованием законных средств, что подтверждается постановлениями суда Еврейской автономной области о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права гражданина, а также рассекречены в установленном порядке.
Таким образом, судами сделаны правильные выводы о том, что использование антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства сведений, полученных из материалов оперативно-розыскных мероприятий не противоречит закону.
Кроме того, решение УФАС по ЕАО основано не только на данных материалах, но и на анализе иных документов, аукционной документации (вторых частей заявок), содержащей совпадения о предложении самостоятельными субъектами гражданского оборота идентичных наименований медицинского оборудования с одинаковыми конкретными показателями и характеристиками, регистрационными удостоверениями, данных об использовании хозяйствующими субъектами одного IP-адреса, единой инфраструктуры, а также пояснениях участников дела.
На основании изложенного, выводы судов в отношении законности решения УФАС по ЕАО в части выводов о нарушении АО "ТД "Медтехника" и ООО "Фортемед" пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции являются обоснованными.
Также обоснованно суды признали Управление здравоохранения, АО "ТД "Медтехника" и ООО "Фортемед" нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
В обоснование данного вывода антимонопольный орган сослался на пояснения Министерства здравоохранения, согласно которым технические условия для включения в аукционную документацию по поставке медицинского оборудования для ОГБУЗ "Онкологический диспансер" разрабатывались самим ОА "ТД "Медтехника", что свидетельствует о доступе сотрудников общества к информации, находящейся в ведении Управления здравоохранения, скоординированности действий участников, создании преимущественных условия для участия АО "ТД "Медтехника" в электронных аукционах. Управлением здравоохранения проводились переговоры и координировались действия с АО "ТД "Медтехника" как во время проведения аукционов, так и во время рассмотрения жалоб в УФАС по ЕАО, на рассмотрение которых был направлен представитель Управления здравоохранения, который также являлся официальным представителем АО "ТД "Медтехника".
Вышеуказанное антиконкурентное соглашение между Управлением здравоохранения и хозяйствующими субъектами подтверждают также и материалы, представленные УФСБ России по ЕАО: справки меморандумы по результатам проведенного оперативно-розыскного мероприятия "Наблюдение" и "Прослушивание телефонных переговоров", протоколы допроса свидетелей Чернышова М.А. и Пашкова И.О, оптический диск, содержащий файлы (фонограммы).
Возражения заявителя жалобы в указанной части отклоняются судом кассационной инстанции по вышеизложенным основаниям.
Таким образом материалами дела подтверждается наличие спорного соглашения и его направленности как на повышение цен и ограничение доступа на товарный рынок, так и на устранение с рынка других хозяйствующих субъектов.
При этом, должные лица Управления здравоохранения понесли уголовную ответственность, что подтверждается вступившими в законную силу обвинительными приговорами Биробиджанского районного суда ЕАО от 23.10.2017 по делу N 1-498/2017 в отношении Мацанова А.А. и от 25.10.2017 по делу N 1-499/2017 в отношении Градусовой Н.М.
На основании изложенного, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных АО "ТД "Медтехника" требований о признании незаконным решения УФАС по ЕАО.
Доводы кассационной жалобы АО "ТД "Медтехника" по существу направлены на переоценку установленных и исследованных арбитражным судом апелляционной инстанции обстоятельств дела, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.12.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 по делу N А16-1514/2017 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Торговый дом "Медтехника" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 06.06.2018 N 3393.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.