г. Хабаровск |
|
01 августа 2018 г. |
А51-24629/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой
Судей: Н.В. Меркуловой, И.А. Мильчиной
при участии:
от акционерного общества "Корпорация развития Дальнего Востока" - Иванова Р.А., представитель по доверенности от 15.11.2017 N 180/2017; Зуева Ю.М., представитель по доверенности от 11.10.2017 N 162/2017;
от Владивостокской таможни - Колесник А.С., представитель по доверенности от 19.10.2017 N 293; Тополенко Д.В., представитель по доверенности от 30.03.2018 N 181;
от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "о. Русский", Находкинской таможни - представители не явились;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Корпорация развития Дальнего Востока"
на решение от 08.02.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2018
по делу N А51-24629/2017 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А. Фокина; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Л. Сидорович, Л.А. Бессчасная, В.В. Рубанова
по заявлению акционерного общества "Корпорация развития Дальнего Востока" (ОГРН 1057723007407, ИНН 7723356562, место нахождения: 123317, г. Москва, Пресненская набережная, 8, строение 1, этаж 7)
к Владивостокской таможне (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767, место нахождения: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21А)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "о. Русский", Находкинская таможня
о признании незаконным бездействия, обязании выдать паспорт транспортного средства
Акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока" (далее - АО "КРДВ", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным бездействия Владивостокской таможни (далее - таможня, таможенный орган), выразившегося в невыдаче обществу с ограниченной ответственностью "о. Русский" паспорта транспортного средства, в период с 01.09.2017 по настоящее время, обязании выдать паспорт транспортного средства.
Определениями от 30.10.2017 и от 30.11.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "о. Русский" (далее - ООО "о. Русский", декларант, резидент) и Находкинская таможня.
Решением суда от 08.02.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество в кассационной жалобе, а также его представители в судебном заседании, проведенном в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, просят решение суда и постановление апелляционного суда отменить как принятые с нарушением норм материального права. Заявитель кассационной жалобы полагает, что бездействие таможни, выразившееся в невыдаче паспорта транспортного средства на ввезенный автобус-амфибию TROLLEYBOAT AMPHIB, нарушает пункты 55, 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение о ПТС). Указывает, что отсутствие паспорта транспортного средства препятствует регистрации транспортного средства и последующей его эксплуатации с целью реализации бизнес-плана по развитию морского туризма на территории свободного порта Владивосток. Общество не согласно с выводом судов о необходимости совокупного применения пунктов 2, 55, 57 и 70 Положения о ПТС. Обращает внимание на то, что предварительным решение Дальневосточного таможенного управления по классификации товара от 06.04.2017 N RU/10700/17/0002 моторному транспортному средству повышенной проходимости марки (модели) TROLLEYBOAT, изготовитель "Trolley Boats LLS" присвоен код 8702 10 119 9 ТН ВЭД, то есть спорный снегоболотоход относится к категории транспортных средств, предназначенных для перевозки десяти и более человек (включая водителя).
Таможня в отзыве на кассационную жалобу и ее представители в судебном заседании против доводов общества возражали, просили принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "о. Русский" на основании соглашения от 29.03.2016 N СПВ-13/16 является резидентом свободного порта Владивосток, реализует инвестиционный проект "Развитие морского туризма на территории свободного порта Владивосток". 29.03.2016 ООО "о. Русский" внесено в реестр резидентов свободного порта Владивосток и Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Восток выдано свидетельство N 25000000013.
На основании договора аренды от 22.04.2017 N RUTB170422, заключенного на срок 5 лет с компанией ZSGA LLC (США), ООО "о. Русский" (арендатором) на территорию Таможенного союза ввезен автобус-амфибия (снегоболотоход) "TROLLEYBOAT AMPHIB" 2017 года выпуска. 01.09.2017 резидентом принято решение о помещении транспортного средства под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для чего в таможню подана декларация на товары N 10702030/010917/0074699 (далее - ДТ N 74699).
При этом указанное транспортное средство классифицировано декларантом по коду товара 8702 10 119 9 ТН ВЭД (графа 33), описание товара в графе 31 ДТ (на дополнительном листе) содержит сведения о максимальной скорости движения 25 км/ч. Те же сведения о максимальной конструктивной скорости движения спорного транспортного средства содержатся в заявлении в отдел гостехнадзора с гостехинспекцией Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края от 11.09.2017 (вх. 4555), а также указаны производителем TROLLEY BOAT, LLC в "Техническом паспорте, руководстве по эксплуатации снегоболотохода "TROLLEYBOAT" (раздел 2 "Технические данные", пункт 2.1, Таблица 1, "скорость по земле в км/ ч - до 25").
05.09.2017 таможней принято решение об условном выпуске товара по ДТ N 74699 по таможенной процедуре свободной таможенной зоны.
В связи с тем, что в период с 01.09.2017 по настоящее время паспорт транспортного средства на TROLLEYBOAT AMPHIB таможней не выдан, АО "КРДВ" в порядке статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно пункту 2 Положения о ПТС паспорта выдаются на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и более, прицепы к ним, подлежащие регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГИБДД), и на шасси транспортных средств, не входящие в комплект транспортного средства, принадлежащие юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, а также лицам без гражданства в порядке, установленном настоящим Положением.
В силу пункта 55 Положения о ПТС паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами на полнокомплектные транспортные средства, классифицируемые, в том числе в позиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза 8702 - автомобили, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя.
В соответствии с пунктом 57 Положения о ПТС паспорта выдаются таможенными органами после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза; при обращении ввозимых в Российскую Федерацию транспортных средств или шасси в федеральную собственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; при обращении взыскания на ввозимые в Российскую Федерацию транспортные средства или шасси по обязательствам их собственников; в иных случаях ввоза в Российскую Федерацию транспортных средств и (или) шасси, являющихся товарами Таможенного союза.
Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии ОТТС, ОТШ или Свидетельств, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют: подразделения ГИБДД - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Согласно пункту 1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001, настоящие Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в ГИБДД автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.
Таким образом, транспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость менее 50 км/час, а также транспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, не подлежат регистрации в ГИБДД.
Поскольку из материалов дела следует, заявлено в ДТ N 74699 и не оспаривается заявителем кассационной жалобы, что спорное транспортное средство имеет максимальную скорость движения 25 км/час, суды пришли к обоснованному выводу о несоблюдении в данном случае совокупности условий для выдачи таможенным органом паспорта транспортного средства, так как согласно вышеназванным нормам он может быть выдан на транспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и более, подлежащие регистрации в ГИБДД, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении заявленных АО "КРДВ" требований.
При этом судами верно отклонен довод общества, со ссылкой на предварительное решение Дальневосточного таможенного управления по классификации товара от 06.04.2017 N RU/10700/17/0002, о том, что классификация транспортного средства в товарной группе 8702 ТН ВЭД предполагает обязанность таможни выдать паспорт транспортного средства, поскольку, как следует из материалов дела, ввезенный снегоболотоход не соответствует требованиям пункта 2 Положения о ПТС.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, являлись предметом исследования судов, свидетельствуют о несогласии общества с той оценкой, которую судебные инстанции дали фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы судов в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.02.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2018 по делу N А51-24629/2017 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.