г. Хабаровск |
|
14 августа 2018 г. |
А73-1316/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Михайловой А.И.
Судей: Лесненко С.Ю., Ширяева И.В.
при участии:
от Прокуратуры Хабаровского края: Иванова Н.С., прокурор по удостоверению от 15.12.2015 N 157267;
от акционерного общества "Хабаровский судостроительный завод": Подгорных А.В,, представитель по доверенности от 01.02.2018 N 017-006 (до перерыва); Быстрова Т.В., представитель по доверенности от 01.02.2018 N 016-006;
от общества с ограниченной ответственностью "Форум": Ловыгин А.А., директор по приказу от 06.06.2014 N 1;
от третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Ленинградский дизельный завод", общества с ограниченной ответственностью "ЛСС", Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, акционерного общества "Центр судоремонта "Дальзавод", общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Спектр": представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Прокуратуры Хабаровского края
на решение от 26.03.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018
по делу N А73-1316/2018 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Прокуратуры Хабаровского края (ОГРН 1022700920461, ИНН 2721024410, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Шевченко, 6)
к акционерному обществу "Хабаровский судостроительный завод" (ОГРН 1082723009500, ИНН 2723112662, место нахождения: 680003, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Суворова, 1); обществу с ограниченной ответственностью "Форум" (ОГРН 1147746696470, ИНН 7723911840, место нахождения: 109559, г. Москва, ул. Марьинский парк, 45, помещение XVII)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Ленинградский дизельный завод", общество с ограниченной ответственностью "ЛСС", Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, акционерное общество "Центр судоремонта "Дальзавод", общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Спектр"
о признании недействительным размещения заказа, признании недействительным договора, применении последствий недействительности ничтожной сделки
Заместитель прокурора Хабаровского края (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к акционерному обществу "Хабаровский судостроительный завод" (далее - АО "ХСЗ"), обществу с ограниченной ответственностью "Форум" (далее - ООО "Форум") о:
- признании недействительным размещения заказа по поставке дизеля К471М2 (6ЧН12/14) на "МУС-781", проведенного АО "ХСЗ" путем запроса предложений в электронном виде, оформленного протоколом заседания комиссии от 08.08.2016 N 117/08-2016;
- признании недействительным договора от 19.08.2016 N 0826/011, заключенного между АО "ХСЗ" и ООО "Форум";
- применении последствий недействительности ничтожной сделки путем возврата ООО "Форум" в пользу АО "ХСЗ" 750 000 руб., возврата АО "ХСЗ" ООО "Форум" дизеля К471М2 (6ЧН12/14).
Решением суда от 26.03.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, прокурор, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права, подал кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить и удовлетворить его требования.
В представленных возражениях ООО "Форум" просило в удовлетворении жалобы прокурора отказать, оставить судебные акты без изменения, АО "ХСЗ" отзыв на жалобу не представило.
В судебном заседании прокурор доводы кассационной жалобы поддержал. Представитель АО "ХСЗ" с жалобой не согласился, просил оставить судебные акты без изменения. Директор ООО "Форум" в судебном заседании поддержал доводы отзыва на жалобу прокурора. Иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 02.08.2018 по 09.08.2018.
После перерыва законным представителем ООО "Форум" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 25.06.2018.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд округа, руководствуясь статьей 286 АПК РФ, отклонил заявленное ходатайство в связи с отсутствием у суда кассационной инстанции полномочий по приобщению к делу дополнительных доказательств. Представленные документы подлежат возврату ООО "Форум".
Законность, обоснованность судебных актов проверена по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует и судами установлено, что 25.02.2015 между Министерством обороны Российской Федерации от имени Российской Федерации (государственный заказчик) и ОАО "Центр судоремонта "Дальзавод" (исполнитель) на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2014 N 1480-54 в целях выполнения государственного оборонного заказа заключен государственный контракт N Р/1/8/0080/ГК-15-ДГОЗ на выполнение работ по сервисному обслуживанию и ремонту кораблей и судов Тихоокеанского флота согласно перечню, утверждаемому Минобороны России на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годы, код позиции 215402 учетный N ЕП/1/04ЛУ0567/2015.
04.03.2016 между ОАО "Центр судоремонта "Дальзавод" (заказчик) и АО "ХСЗ" (исполнитель) заключен договор N 182-16Р на выполнение работ по сервисному обслуживанию и ремонту кораблей и судов Тихоокеанского флота.
В пункте 3.3 данного договора его сторонами оговорено, что договор заключен в целях выполнения государственного оборонного заказа по государственному контракту от 25.02.2015 N Р/1/8/0080/ГК-15-ДГОЗ.
Приказом АО "ХСЗ" от 14.07.2016 N 208 внесены изменения в план закупок товаров, работ, услуг на 2016 год, которым в план внесена позиция 175 о закупке дизеля К471М2 в количестве 1 шт. по цене 1 570 000 руб. срок вовлечения в производство - сентябрь 2016 года, способ закупки - запрос предложений.
Протоколом закупочной комиссии от 15.07.2016 N 103/07-2016 утверждена закупочная документация на запрос предложений по поводу поставки дизеля К471М2 (6 ЧН 12/14). Извещение о закупочной процедуре опубликовано 15.07.2016 на сайте www.zakupki.gov.ru.
В техническом задании указано, что поставке подлежит товар: дизель К471М2, год выпуска не ранее 2014, мощность 115л.с, частота вращения коленчатого вала: левое (если смотреть со стороны маховика), комплектация: холодильник воздуха, бак расширителя с пакетом трубок, воздухопуск, турбокомпрессор, холодильник масла, пульт управления слева. Согласно пунктам 3, 4 примечания к техническому заданию товар должен быть новым, не восстановленным, не бывшим в употреблении, изготовленным не ранее 2014 года. Поставляемый товар должен иметь сертификат Российского морского регистра судоходства (РМРС), гарантийный талон, паспорт завода-изготовителя с комплектом эксплуатационной документации, штамп ОТК в формуляре изделия.
В соответствии с абзацем 3 подпункта b пункта 2.11 закупочной документации участник процедуры закупки должен обладать необходимыми документами, подтверждающими соответствие продукции, выполнение работ, оказания услуг требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, свидетельств Российского морского регистра судоходства, сертификатов ГОСТ, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т. п.) на продукцию, являющуюся предметом заключаемого договора (либо предоставить гарантии представления данных документов на продукцию после ее производства).
На участие в запросе предложений поступило четыре заявки от ООО НПО "Спектр", ООО "ЛДЗ", ООО "ЛСС", ООО "Форум". Заявка на участие в запросе котировок ООО "Форум" признана соответствующей предъявляемым требованиям, поскольку в технико-коммерческом предложении указано, что поставленный товар имеет сертификат РМРС 2016 года, гарантийный талон, паспорт завода-изготовителя с комплектом эксплуатационной документации, штамп ОТК в формуляре изделия. Указано также, что товар новый, не восстановленный, не бывший в употреблении, изготовленный в 2014 году.
Протоколом от 08.08.2016 N 117/08-2016 участником, занявшим первое место, признано ООО "Форум" с итоговым количеством баллов - 62,02; ООО НПО "Спектр" присуждены 61,84 баллов; ООО "ЛДЗ" 58,29 баллов; ООО "ЛСС" 57,97 баллов.
19.08.2016 между АО "ХСЗ" (покупатель) и ООО "Форум" (поставщик) заключен договор поставки N 9826/011 дизеля К471М2 в количестве 1 штуки по цене 1 500 000 руб. Дизель передан АО "ХСЗ" по товарной накладной от 18.11.2016 N 19-НТК38014.
АО "ХСЗ" перечислило на счет ООО "Форум" предоплату по договору в размере 750 000 руб. платежным поручением от 19.08.2016 N 1558.
ООО "Форум" передало АО "ХСЗ" дизель К471М2 по товарной накладной от 18.11.2016 N 19-НТК38014, который был установлен на судно "МУС-781" при выполнении работ по сервисному обслуживанию и ремонту в рамках государственного контракта от 25.02.2015 N Р/1/8/0080/ГК-15 - ДГОЗ.
Проведенной прокуратурой Хабаровского края проверкой было установлено, что в составе заявок, поданных ООО "Форум", ООО НПО "Спектр", ООО "ЛДЗ" и ООО "ЛСС" документы, предусмотренные абзацем 3 подпункта b пункта 2.11 закупочной документации отсутствовали. Поставленный ООО "Форум" дизель имел множественные дефекты, укомплектован деталями, изготовленными в период с 1980 по 1991 годы, при отсутствии эксплуатационной документации и протокола испытаний завода-изготовителя.
Полагая, что при проведении закупки АО "ХСЗ" были нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), Постановления Правительства РФ от 11.10.2012 N 1036 об утверждении Положения "Об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции", ссылаясь на нарушение этим прав и интересов неопределенного круга лиц, а именно интересов обороны и безопасности Российской Федерации, прокурор, на основании часть 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обратился в суд с рассматриваемыми требованиям.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал на то, что спорный договор поставки на момент рассмотрения дела исполнен, в связи с чем удовлетворение иска не приведет к защите и восстановлению в правах участников закупки. Кроме того, посчитал, что прокурором не доказано нарушение государственных и общественных интересов, а также не обосновано каким образом признание недействительным размещения заказа, признание недействительным договора повлечет восстановление нарушенных прав лиц, в защиту которых подан иск.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, указав на то, что несмотря на допущенные нарушения при проведении процедуры запроса предложений, в настоящее время дизель отремонтирован, получил необходимую документацию, находится в рабочем состоянии, установлен на судне. В этой связи посчитал, что признание торгов и договора поставки недействительными, применение последствий недействительности сделки в виде возврата дизеля поставщику, а суммы оплаты - покупателю не повлекут восстановление нарушенных прав неопределенного круга лиц, а вызовут нарушение интересов Российской Федерации в сфере обороны, поскольку судно будет простаивать без дизеля неопределенное время.
Между тем, выводы судов противоречат требованиям действующего законодательства в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Частью 2 статьи 168 ГК РФ установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно части 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (часть 2).
Право прокурора на обращение в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований, о применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных указанными лицами предоставлено статьей 52 АПК РФ.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (абзац первый части 1 статьи 52, часть 2 статьи 198 АПК РФ).
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" применительно к статье 125 АПК РФ прокурор в исковом или ином заявлении обязан обосновать наличие у него полномочий по обращению в арбитражный суд, а по делам, названным в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 АПК РФ, - указать публично-правовое образование, в интересах которого предъявляется иск, и уполномоченный орган, действующий от имени публично-правового образования.
Предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 АПК РФ, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования. В связи с этим суд извещает соответствующее публично-правовое образование, в интересах которого предъявлен иск, в лице уполномоченного органа о принятии искового заявления прокурора к производству и возбуждении производства по делу. Такое публично-правовое образование в лице уполномоченного органа вправе вступить в дело в качестве истца (пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15).
Между тем, прокурор, ссылаясь на нарушение публичных интересов, а именно обороны и безопасности Российской Федерации, публично-правовое образование, в интересах которого предъявлен иск, не указал, а суд первой инстанции такое лицо не известил.
Рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания пунктом 2 части 4 статьи 288 АПК РФ отнесено к безусловным основаниям для отмены судебного приказа, решения, постановления арбитражного суда.
Кроме того, обосновывая свои требования, прокурор указал на то, что спорный дизель имел множественные значительные дефекты, укомплектован деталями, изготовленными в период с 1980 по 1991 годы, в обоснование чего сослался на акт от 22.11.2016 N 4, составленный представителями АО "ХСЗ" и 1000 военного представительства Министерства обороны РФ после получения дизеля от поставщика.
Также прокурором представлено письмо Российского морского регистра судоходства от 10.10.2017 N 381-07-275841, в котором сообщается о том, что Свидетельство N 16.00286.120 от 26.02.2016 на дизель К471М2 им не выдавалось, заявок на его освидетельствование и испытание от ООО "Форум" не поступало. Прокурором указано также на несоответствие информации, представленной ООО "Форум" в заявке на участие в закупочной процедуре о дате изготовления дизеля и заводе-изготовителе полученной в ходе проверки, на непредставление обществом обязательной документации, указанной в закупочной документации. Указанные обстоятельства, по мнению прокурора, повлекли неверное определение баллов участников закупки и повлияли на ее результат.
Между тем, суды обеих инстанций указанные доводы по существу не рассмотрели, оценку представленным доказательствам на предмет наличия либо отсутствия в действиях участников закупки нарушений требований Закона о закупках, Закона о техническом регулировании не дали.
Ссылаясь на протокол обкатки и регулировки дизеля 6ЧН12/14 (К471М2) от 19.01.2017, согласно которому все навесное оборудование в рабочем исправном состоянии, приборы КИПа проверены в декабре 2016 года, выявленные вмятости на работу дизеля не влияют, а также на акт Российского морского регистра судоходства от 19.01.2017 N 17.00020.174, которым подтверждена годность дизеля к эксплуатации, суды не указали, каким образом данные доказательства соотносятся с заявленными прокурором доводами о нарушениях, допущенных в 2016 году при проведении закупки и заключении по ее результатам договора поставки.
Также не соответствуют требованиям статьи 167 ГК РФ выводы судов о том, что основания для признания сделки недействительной отсутствуют в силу ее исполнения сторонами, поскольку для решения вопроса о применении двусторонней реституции, напротив, имеет значение факт исполнения сделки и наличие подлежащего возврату имущества в натуре.
Учитывая наличие безусловных оснований к отмене судебных актов, а также того, что суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не наделен полномочиями по установлению обстоятельств по делу, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует устранить выявленные недостатки, дать надлежащую оценку доказательствам, представленным истцом, установить существенные для дела обстоятельства и разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.03.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018 по делу N А73-1316/2018 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.