г. Хабаровск |
|
17 августа 2018 г. |
А73-5050/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: В.А. Гребенщиковой, О.В. Цирулик
при участии:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 6":
- Скибина Л.А., представитель по доверенности от 28.02.2018 N 4/21;
- Телушин П.В., начальник отдела капитального строительства, доверенность от 01.01.2018 N 4/48 (до перерыва);
от министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края:
- Леонова Н.В., представитель по доверенности от 04.04.2018 N 1-11-3000;
от министерства строительства Хабаровского края:
- Полковникова О.А., представитель по доверенности от 26.07.2017 N 14;
от министерства финансов Хабаровского края:
- Шевченко М.П., представитель по доверенности от 27.07.2017 N 19-14-307;
от краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края":
- Полетаева Л.А., представитель по доверенности от 09.01.2018 N 2/2018.
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 6"
на решение от 09.01.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018
по делу N А73-5050/2017 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.Н. Серова, в суде апелляционной инстанции судьи: Е.В. Гричановская, В.Г. Дроздова, А.А. Тихоненко.
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 6" (ОГРН 1022700931220, ИНН 2700001660, адрес (место нахождения): 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, 43)
к министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (ОГРН 1152721001542, ИНН 2721215327, адрес (место нахождения): 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, 76), министерству строительства Хабаровского края (ОГРН 1022700921231, ИНН 2721047591, адрес (место нахождения): 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 32)
третьи лица: краевое государственное казенное учреждение "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края", департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска, министерство финансов Хабаровского края, департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска, краевое государственное казенное учреждение "Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изыскания Хабаровского края"
о взыскании 57 183 495, 72 руб.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное Управление специального строительства по территории Дальневосточного Федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (ныне - ФГУП "ГВСУ N 6") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, министерству строительства Хабаровского края о взыскании убытков в виде затрат понесенных на формирование земельного участка с кадастровым номером 27:23:0000000:28491, подготовку проектной документации по договору о развитии застроенной территории в границах ул. Юнгов - ул. им. П.Л. Морозова - ул. Флегонтова - Амурской протоки в Индустриальном районе г. Хабаровска от 27.03.2009 N 2/2009 в размере 89 948 023,74 руб. (с учетом увеличения размера убытков в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены краевое государственное казенное учреждение "Служба заказчика Министерства строительства Хабаровского края", департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска, министерство финансов Хабаровского края, департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска, краевое государственное казенное учреждение "Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изыскания Хабаровского края".
Решением от 09.01.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018, в иске отказано.
В кассационной жалобе СУ N 701 ФГУП "ГВСУ N 6" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как необоснованные. Заявитель не согласен с выводом судебных инстанций об отсутствии причинно-следственной связи между возникшими убытками и действиями ответчиков.
В отзывах на кассационную жалобу министерство строительства Хабаровского края, министерство финансов Хабаровского края приводят свои возражения против ее доводов и просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения по кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых актов исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела, по результатам аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории в границах ул. Юнгов - ул. имени Морозова П.Л. - ул. Флегонтова - Амурской протоки в Индустриальном районе г. Хабаровска (протокол от 27 февраля 2009 N 1) 27.03.2009 между победителем аукциона - ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России (ныне - ФГУП "Главное военно-строительное управление N 6) и администрацией города Хабаровска заключен договор N 2/2009 о развитии этой территории, по условиям которого предприятие своими силами и за свой счет обязано:
- подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии в границах элемента планировочной структуры площадью 1002469,0 кв.м в соответствии с градостроительным регламентом, нормативами градостроительного проектирования (пункт 2.1.1 договора);
- расселить жильцов дома ветхого жилищного фонда по адресам: ул. Юнгов, 24, ул. Грибоедова, 13, включенных в программу "Переселение граждан г. Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003 - 2010 годах". Квартиры, которые будут предоставлены, создаются либо приобретаются за счет победителя аукциона и в дальнейшем передаются в муниципальную собственность для предоставления гражданам (пункт 2.1.2 договора);
- осуществить строительство и (или) реконструкцию объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застроенной территории, указанной в п. 1.1 настоящего договора по факту выдачи технических условий сетедержателями; обеспечить вынос ЛЭП - 110 КВ. (пункт 2.1.4 договора);
- передать объекты, указанные в пункте 2.1.4 договора после окончания строительства в муниципальную собственность на условиях и в сроки, подлежащие определению дополнительным соглашением к договору (пункт 2.1.5 договора)
- в соответствии с протоколом аукциона от 27.02.2009 произвести перечисление денежных средств за право заключить договор о развитии застроенной территории в размере 100 000 000 руб. (пункт 2.1.7 договора);
- выполнить подсыпку территории, расположенной в водоохранной зоне Амурской протоки, до проектных отметок, мероприятия по защите от наводнений и подтопления, в том числе обвалку, гидроналив затапливаемых территорий, укрепление берега с устройством набережной (пункт 2.1.8 договора).
Согласно пункту 2.2 договора победитель аукциона имеет право приобрести земельный участок (земельные участки) в границах застроенной территории, указанной в пункте 1.1. настоящего договора, по его выбору, в соответствии с поданным заявлением о предоставлении земельного участка (участков) для строительства, бесплатно в собственность или в аренду без проведения торгов, при условии выполнения победителем аукциона условий, предусмотренных в п.п. 2.1.1 - 2.1.3, 2.1.7, 2.1.8 договора.
В рамках исполнения обязательств по договору N 2/2009 ФГУП "ГУСС Дальспецстрой" при Спецстрое России" подготовлена документация по планировке территории в границах ул. Юнгов - ул. имени Морозова П.Л. - ул. Флегонтова - Амурской протоки в Индустриальном районе г. Хабаровска, которая утверждена постановлением администрации города Хабаровска от 18.08.2015 N 2923, изменения, внесенные в документацию утверждены постановлением администрации г. Хабаровска от 10.03.2016 N 693; выполнены работы по формированию ряда земельных участков в границах этой территории, в том числе земельного участка с кадастровым номером 27:23:0000000:28491 (участок N 22 а проекта межевания), предназначенного для строительства объекта здравоохранения.
Для оформления прав на земельный участок площадью 4480 кв.м с кадастровым номером 27:23:0000000:28491 в порядке пункта 2.2 договора предприятие обратилось в министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края с заявлением (вх. N 7762 от 22.04.2016, вх. N 18059 от 16.09.2016) о его предоставлении в аренду для строительства объекта здравоохранения.
Письмом от 21.10.2016 N 1-11-9536 министерство отказало предприятию в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указав, что спорный земельный участок сформирован непосредственно для размещения объекта регионального значения "Поликлиника для детского населения в Прибрежном микрорайоне города Хабаровска (500 посещений в смену)", строительство которого предусмотрено схемой территориального планирования Хабаровского края, утвержденной постановлением правительства Хабаровского края от 10.07.2012 N 232-пр, государственной программой Хабаровского края "Развитие здравоохранения Хабаровского края", утвержденной постановлением правительства Хабаровского края от 22.10.2013 N 350-пр, генеральным планом города Хабаровска, утвержденного решение Хабаровской городской думы от 26.09.2006 N 307, документацией по планировке территории в границах ул. Юнгов - ул. имени Морозова П.Л. - ул. Флегонтова - Амурской протоки в Индустриальном районе г. Хабаровска, утвержденной постановлением администрации г. Хабаровска от 10.03.2016 N 693, поэтому предприятие не является уполномоченным лицом по строительству объектов регионального значения.
В последующем, министерство в порядке предоставления информации уведомило предприятие о том, что строительство указанного объекта включено в Перечень объектов капитального строительства краевой государственной собственности, финансируемых за счет средств краевого бюджета на 2016 год, утвержденный постановлением правительства Хабаровского края от 26.10.2015 N 352-пр.
Кроме того, письмом от 26.08.2016 N 07.2.3-6900 министерство строительства Хабаровского края уведомило предприятие о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 27:23:0000000:28491 за Хабаровским краем; о предоставлении земельного участка КГКУ "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" для строительства вышеназванного объекта; об организации службой заказчика конкурса на заключение государственного контракта, предложив предприятию принять участие в конкурсе.
Предприятие, ссылаясь на то, что при формировании земельного участка понесло расходы в виде затрат: на снос и расселение жильцов ветхого жилищного фонда - 17 963 578,74 руб.; на разработку проектной документации детской поликлиники, включая внесение изменений в документацию по планировке территории в целях переноса детской поликлиники с земельного участка N 21 на земельный участок 22а - 10 876 484 руб.; на оплату за технологическое подключение объекта (детская поликлиника) к электрическим и тепловым сетям, сетям водоснабжения и водоотведения - 61 107 961 руб., всего 89 948 023,74 руб. и, полагая, что эти расходы составляют убытки предприятия и подлежат возмещению за счет министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, министерства строительства Хабаровского края обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, обосновав свою правовую позицию нормами статей 15, 393, 1064, 1082 ГК РФ и указав, что спорные правоотношения вытекают из договора о развитии застроенной территории от 27.03.2009 N 2/2009.
Согласно статье 15 ГК РФ взыскание убытков может производиться в целях защиты любого субъективного гражданского права, в том числе обязательственного права.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Деликтная ответственность за причинение убытков наступает в случае, если доказаны в совокупности следующие условия: противоправность действий причинителя убытков, причинная связь между такими действиями и возникшими убытками, наличие понесенных убытков и их размер.
Для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности данных фактов. Отсутствие какого-либо одного из указанных элементов исключает возможность привлечения лица к деликтной ответственности.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В данном случае истец связывает причинение ему убытков с невозможностью реализации условий договора о развитии застроенной территории в части строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0000000:28491 объекта здравоохранения - поликлиника для детского населения в Прибрежном микрорайоне города Хабаровска.
Как указано выше, в рамках договора от 27.03.2009 N 2/2009 на предприятие возложена обязанность, в том числе разработать проект планировки территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии в границах элемента планировочной структуры площадью 1002469,0 кв.м в соответствии с градостроительным регламентом, нормативами градостроительного проектирования (пункт 2.1.1 договора). Соответствующая документация утверждена постановлением администрации города Хабаровска от 18.08.2015 N 2923. В документацию по планировке территории внесены изменения, проект которых утвержден постановлением администрации г. Хабаровска от 10.03.2016 N 693.
Проектом межевания застроенной территории выделен земельный участок N 22 площадью 12 083 кв.м, из которого в последующем выделен земельный участок N 22а площадью 4480 кв.м и необходимый для строительства поликлиники для детского населения в Прибрежном микрорайоне г. Хабаровска.
Сведения о земельном участке площадью 4480 кв.м с кадастровым номером 27:23:0000000:28491 внесены в государственный кадастр недвижимости 15.04.2016; участок имеет разрешенное использование - объекты здравоохранения.
То, что при планировке территории и подготовке проекта ее межевания следовало учитывать строительство объекта здравоохранения - детской поликлиники, финансирование которой подлежало за счет средств бюджета Хабаровского края с привлечением федеральных средств, следует из писем от 09.07.20123 N 07.2.3-4424, от 24.09.2014 N 07.2.4-9440, от 21.11.2014 N 9.3.57-26178, адресованных в адрес предприятия.
Таким образом, в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, предусмотрено строительство социального объекта регионального значения - поликлиники для детского населения в Прибрежном микрорайоне г. Хабаровска.
Указанный объект строительства постановлением правительства Хабаровского края от 28.10.2016 N 387-пр внесен в Перечень объектов капитального строительства краевой государственной собственности, финансируемых за счет средств краевого бюджета, на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов.
Включение такого объекта в указанную территорию не противоречит пунктам 2-4 статьи 46.1 ГрК РФ.
Поскольку финансирование указанного объекта предусмотрено за счет средств краевого бюджета, поэтому являются необоснованными доводы предприятия о его правах на строительство данного объекта здравоохранения в соответствии с пунктом 2.1.4 договора о развитии застроенной территории. Названный пункт договора не содержит условий о возможности строительства объекта регионального значения победителем аукциона. Условиями договора N 2/2009 предусмотрена передача объектов построенных в рамках обязательств пункта 2.1.4 договора в муниципальную собственность (пункт 2.1.5 договора). По общему правилу объекты, построенные за счет средств краевого бюджета, поступают в государственную собственность края.
Кроме того, следует учесть, что расходование бюджетных средств при выполнении работ по строительству объекта возможно только в рамках ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", т.е. по контракту, заключение которого осуществляется способами, установленными статьей 24 названного закона.
Как верно отмечено судами, договор изменений условий, как это предусмотрено пунктами 4.2, 4.3 договора, о возможности строительства победителем аукциона объекта регионального значения с последующей передачей его в краевую собственность не содержит.
Далее установлено, что пункт 2.2 договора о развитии не связывает право на приобретение земельного участка с обязанностью по исполнению условий пункта 2.1.4; для приобретения права на земельный участок в границах застроенной территории достаточными являлись исполнения победителем аукциона условий пунктов 2.1.1-2.1.3, 2.1.7, 2.1.8.
Следовательно, договором о развитии застроенной территории не предусмотрена обязанность предприятия на выполнение каких-либо работ, связанных со строительством объекта социальной инфраструктуры до приобретения прав на земельный участок, необходимых для такого строительства.
В этой связи суды, установив, что ответчики по настоящему спору не являются сторонами договора о развитии застроенной территории, правомерно признали не подлежащими применению к спорным правоотношениям правил статьи 393 ГК РФ.
Доводы о том, что после заключения договора о развитии застроенной территории полномочиями по предоставлению спорного земельного участка наделено министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики, поэтому оно несет ответственность за неисполнение обязательств по договору, являются необоснованными в виду следующего.
Так, пунктом 2.2 договора определены права победителя аукциона на приобретение земельного участка (земельных участков) в границах застроенной территории.
В соответствии с пунктом 2.3.3 договора на администрацию отнесены обязательства по предоставлению победителю аукциона без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории земельный участок (земельные участки), которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления), и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам, бесплатно в собственность или в аренду при условии победителем аукциона условий, предусмотренных пунктами 2.1.1-2.1.3, 2.1.7, 2.1.8 договора.
Аналогичные условия по предоставлению земельного участка (земельных участков) приведены в подпункте 9 пункта 3 статьи 46.2 ГрК РФ.
Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению земельного участка, находящегося в его ведении. В данном случае в границах спорного земельного участка подлежало строительство объекта здравоохранения регионального значения; право собственности на земельный участок зарегистрировано за Хабаровским краем, поэтому полномочиями по его распоряжению наделено министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края.
Соответствующее министерство, рассматривая заявление предприятия от 22.04.2016 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 27:23:0000000:28491 для строительства объекта здравоохранения, установив вышеназванные обстоятельства, со ссылкой на пункты 9, 17 статьи 39.16 ЗК РФ отказало предприятию в его предоставлении, как лицу, не уполномоченному на строительство указанного объекта (письмо от 21.10.2016 N 1-11-9536).
Названный отказ в установленном порядке не оспорен; мотивы о его не законности предприятием не приведены.
При установленном суды, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в дело доказательства и установив отсутствие доказательств незаконности действий ответчиков по отказу в выделении земельного участка для строительства, по оформлению прав на него, передаче земельного участка КГКУ "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" для размещения объекта здравоохранения регионального значения, правомерно сделали вывод об отсутствие необходимых условий для применения к спорным правоотношениям правил статей 1064, 1082 ГК РФ, которыми, в том числе обоснован настоящий иск, поэтому отказали в его удовлетворении.
Оснований для иной оценки установленных по делу обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
При этом следует отметить, что в случае, если предприятие понесло расходы, необходимые для строительства непосредственно объекта здравоохранения регионального значения в границах застроенной территории и не включенные в обязательства по договору о развитии застроенной территории, оно не лишено права на возмещение этих расходов с лица, в интересах которого они осуществлены и которое воспользовалось соответствующими расходами при строительстве объекта.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в размере 3 000 руб., в уплате которой Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное военно-строительное управление N 6" предоставлялась отсрочка.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.01.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018 по делу N А73-5050/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 6" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 3 000 руб.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Н. Новикова |
Судьи |
В.А. Гребенщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соответствующее министерство, рассматривая заявление предприятия от 22.04.2016 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 27:23:0000000:28491 для строительства объекта здравоохранения, установив вышеназванные обстоятельства, со ссылкой на пункты 9, 17 статьи 39.16 ЗК РФ отказало предприятию в его предоставлении, как лицу, не уполномоченному на строительство указанного объекта (письмо от 21.10.2016 N 1-11-9536).
...
При установленном суды, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в дело доказательства и установив отсутствие доказательств незаконности действий ответчиков по отказу в выделении земельного участка для строительства, по оформлению прав на него, передаче земельного участка КГКУ "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" для размещения объекта здравоохранения регионального значения, правомерно сделали вывод об отсутствие необходимых условий для применения к спорным правоотношениям правил статей 1064, 1082 ГК РФ, которыми, в том числе обоснован настоящий иск, поэтому отказали в его удовлетворении."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 августа 2018 г. N Ф03-3074/18 по делу N А73-5050/2017
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2018 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3074/18
25.04.2018 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-819/18
09.01.2018 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-5050/17
03.08.2017 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-5050/17