г. Хабаровск |
|
22 августа 2018 г. |
А73-19926/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи Лесненко С.Ю.
Судей: Никитиной Т.Н., Ширяева И.В.
при участии
от ИП Рахимулиной Е.В. - Рахимулин А.Н., представитель по доверенности от 28.11.2014 N 27АА0507114;
от ДМС администрации г.Хабаровска - Каун О.А., представитель по доверенности от 29.12.2017 N 02-11/13210;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Рахимулиной Елены Владимировны
на решение от 14.02.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2018
по делу N А73-19926/2017 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Маскаева А.Ю., в апелляционном суде судьи: Швец Е.А., Вертопрахова Е.В., Сапрыкина Е.И.
по заявлению индивидуального предпринимателя Рахимулиной Елены Владимировны
к Департаменту муниципальной собственности администрации г.Хабаровска
о признании недействительными предписаний
Индивидуальный предприниматель Рахимулина Елена Владимировна (ОГРНИП 305272121600011, ИНН 272114438962; далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Департаменту муниципальной собственности администрации г.Хабаровска (ОГРН 1032700332587, ИНН 2700001290; далее - департамент) о признании недействительными предписаний от 05.10.2017 N 03-15/12-07 и N 03-16/12-07.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 14.02.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение значимых для дела обстоятельств, просит отменить указанные решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что департамент не наделен полномочиями по проверке соблюдения хозяйствующими субъектами законодательства о защите прав потребителей, а значит не вправе был выносить предписание о демонтаже вывески с наименованием предприятия, наличие которой предусмотрено Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей). Настаивает на отсутствии у спорных информационных конструкций признаков рекламы. Также предприниматель указывает на грубое нарушение сотрудником департамента порядка проведения мероприятий муниципального контроля, установленного Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Кроме того, предприниматель обращает внимание суда округа на рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в незаконном составе - с участием судей, ранее рассмотревших аналогичный спор между теми же лицами.
В судебном заседании, представитель предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме. Представитель департамента просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими отмене на основании следующего.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, 05.10.2017 главный специалист отдела наружной рекламы и регистрации информационных конструкций департамента, выявив, что информационные конструкции, размещенные на фасаде здания по адресу: г.Хабаровск, ул.Волочаевская, 177 (Ирбис, меховой салон), а также у входа в салон "Ирбис" по данному адресу (женщина в шубе) не имеют регистрации на территории Городского округа "Город Хабаровск", что является нарушением пунктов 32.4, 32.6 Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск", утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721 (далее - Правила благоустройства), выдал предпринимателю предписания от 05.10.2017 N 03-15/12-07 и N 03-16/12-07 о их демонтаже в срок до 11.10.2017.
Не согласившись с данными предписаниями, предприниматель оспорил их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований арбитражные суды исходили из того, что спорные предписания органа муниципального контроля соответствуют закону и выданы в пределах предоставленных ему полномочий. При этом суды указали, что поскольку при выявлении факта не санкционированного размещения информационных конструкций не требовалось взаимодействия с предпринимателем, действия проверяющего лица не являлись проверкой в смысле Закона N 294-ФЗ.
Между тем судебная коллегия считает, что при рассмотрении настоящего дела судами не учтено, что на момент проверки (05.10.2017) пункт 1 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ, предусматривающий возможность неприменения положений названного Закона к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, признан утратившим силу.
Согласно административному регламенту осуществления муниципального контроля за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами в сфере благоустройства территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденному постановлением администрации города Хабаровска от 31.10.2013 N 4293 (в редакции, действовавшей в спорный период) муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами в сфере благоустройства территории городского округа "Город Хабаровск" осуществляется в форме проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и проведения мероприятий по профилактике нарушений требований, установленных муниципальными правовыми актами в сфере благоустройства территорий городского округа "Город Хабаровск". Исполнение муниципальной функции осуществляется администрацией города Хабаровска в лице управления административно-технического контроля администрации города Хабаровска (пункты 1.1, 1.2).
Орган муниципального контроля исполняет муниципальную функцию в соответствии Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 1.3 Административного регламента).
В силу пункта 6 статьи 2 Закона N 294-ФЗ проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Как установлено судами и не оспаривается лицами, участвующими в деле, в данном случае проверка в смысле положений Закона N 294-ФЗ департаментом не проводилась, а оспариваемое предписание вынесено исключительно по результатам визуального осмотра.
Однако, ни административным органом, ни судами первой и апелляционной инстанций не было учтено, что Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с которыми Закон дополнен статьей 8.3, регулирующей вопросы организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Указанные положения вступили в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона (с 01.01.2017).
Частью 1 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся: 1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона; 2) административные обследования объектов земельных отношений; 3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы; 6) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации; 7) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом; 8) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.
Частью 2 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ установлено, что мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также уполномоченными органами местного самоуправления (часть 4 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ).
Из части 5 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ следует, что в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Кроме того, по результатам данных мероприятий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю может быть выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, которое само по себе не порождает каких-либо конкретных прав и обязанностей.
Таким образом, проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в ходе которых может быть произведен осмотр (обследование) территории уполномоченными органами осуществляется в одностороннем порядке, а результаты данного мероприятия могут являться основанием для назначения внеплановой проверки, которая уже проводится в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ, регулирующего вопросы проведения внеплановых проверок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
При рассмотрении настоящего дела суды не учли изменение действующего законодательства по данному вопросу и, ошибочно указав на неприменение к спорным отношениями вышеназванных положений Закона N 294-ФЗ, не выяснили вопрос о соблюдении проверяющим лицом порядка проведения мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также процедуры выдачи (принятия) предписаний по их результатам.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты, принятые по неполно исследованным обстоятельствам, с неправильным применением норм материального права и с нарушением норм процессуального права, которое могло привести к принятию неправильного судебного акта, подлежат отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 287 и частей 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, исследовать вопрос о наличии/отсутствии существенных нарушений при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, с учетом установленного разрешить спор с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.02.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2018 по делу N А73-19926/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
Т.Н. Никитина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
При рассмотрении настоящего дела суды не учли изменение действующего законодательства по данному вопросу и, ошибочно указав на неприменение к спорным отношениями вышеназванных положений Закона N 294-ФЗ, не выяснили вопрос о соблюдении проверяющим лицом порядка проведения мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также процедуры выдачи (принятия) предписаний по их результатам."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 августа 2018 г. N Ф03-3297/18 по делу N А73-19926/2017
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1206/19
25.01.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7542/18
12.11.2018 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-19926/17
22.08.2018 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3297/18
16.05.2018 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1496/18
14.02.2018 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-19926/17