г. Хабаровск |
|
06 сентября 2018 г. |
А51-27379/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи Лесненко С.Ю.
Судей: Луговой И.М., Ширяева И.В.
при участии
от администрации г.Владивостока - Грачева А.Ю., представитель по доверенности от 28.12.2017;
от УМС г.Владивостока - Грачева А.Ю., представитель по доверенности от 07.12.2017;
от управления Росимущества в Приморском крае - представитель не явился;
от ФГБОУ ВПО "Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского" - Гладких М.В., представитель по доверенности от 09.02.2018;
рассмотрел в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу администрации г.Владивостока, Управления муниципальной собственности г.Владивостока
на решение от 23.03.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2018
по делу N А51-27379/2017 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Шипунова О.В., в апелляционном суде судьи: Анисимова Н.Н., Гончарова А.В., Палагеша Г.Н.
по заявлению администрации г.Владивостока
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского", Управление муниципальной собственности г.Владивостока
о признании незаконным распоряжения
Администрация г.Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: г.Владивосток, Океанский пр., 20; далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ОГРН 1092540004424, ИНН 2540155517, место нахождения: г.Владивосток, ул.Пологая, 21; далее - управление Росимущества) от 26.09.2017 N 316-р.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского" (место нахождения: г.Владивосток, ул.Верхнепортовая, 50/а; далее - университет), Управление муниципальной собственности г.Владивостока (место нахождения: г.Владивосток, ул.Западная, 15; далее - управление муниципальной собственности).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.03.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе администрация и управление муниципальной собственности, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просят отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
В обоснование жалобы заявители приводят доводы о недопустимости передачи имущества из федерального уровня публичной собственности в муниципальный без согласия органа местного самоуправления, как получателя имущества. Кроме того, заявители жалобы настаивают, что спорный объект недвижимости относится к общему имуществу многоквартирного дома, что также исключает его передачу в муниципальную собственность.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании, проведенном в соответствии с положениями статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского краю, представитель администрации и управления муниципальной собственности поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме, тогда как представитель учреждения их отклонил, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Управление Росимущества, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в суд не обеспечило.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Приморского края от 22.09.2000 N 687-р и договора от 29.09.2000 N 683/419 за государственным образовательным учреждением (высшее учебное заведение) "Дальневосточная государственная морская академия имени адмирала Г.И. Невельского" (правопредшественник университета) на праве оперативного управления закреплено государственное имущество, состоящее у него на балансе, в том числе: здание общежития, расположенное по ул.Верхнепортовая, 44 в г.Владивостоке, а также бойлерная 1987 года постройки общей площадью 130,4 кв.м по тому же адресу.
Впоследствии дом N 44 по ул.Верхнепортовая в г.Владивостоке исключен из числа общежитий (постановление администрации от 24.10.2000 N 1973); неприватизированные квартиры переданы в муниципальную собственность (постановление администрации от 02.07.2014 N 6956). Приказом университета от 28.04.2014 N 31 указанный жилой дом снят с баланса третьего лица.
Аналогичных решений в отношении здания бойлерной не принималось; сведения о праве федеральной собственности и праве оперативного управления университета на данный объект внесены в публичный реестр 26.04.2013 и 20.04.2010, соответственно.
Инициировав передачу здания бойлерной из федеральной собственности в муниципальную собственность, управление Росимущества и университет (с учетом согласия Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации) обратились к администрации с соответствующими письмами от 28.03.2012 и от 27.02.2012.
В ходе переписки по спорному вопросу орган местного самоуправления указал на невозможность принятия здания бойлерной в муниципальную собственность вследствие того, что данный объект предназначен исключительно для обеспечения коммунальными услугами жителей многоквартирного дома N 44 по ул.Верхнепортовая (письмо от 20.06.2016).
Письмом от 10.07.2017 университет просит управление Росимущества изъять из оперативного управления здание бойлерной ввиду того, что данное имущество не используется им в целях уставной деятельности.
26.09.2017 управление Росимущества издало распоряжение N 316-р о прекращении права оперативного управления учреждения на имущество: бойлерная, общей площадью 130,4 кв.м, адрес (местоположение) объекта: г.Владивосток, ул.Верхнепортовая, 44, кадастровый номер 25:28:000000:1773 (пункт 1) и о безвозмездной передаче его в муниципальную собственность Владивостокского городского округа, указав на необходимость администрации в течение трех недель с момента издания данного распоряжения представить на утверждение в управление подписанный акт приема-передачи (пункты 2, 4), в случае, если такой акт не будет подписан и (или) не представлен, соответствующий документ будет утвержден в одностороннем порядке (пункт 5).
Во исполнение указанного распоряжения университет 19.10.2017 направил в адрес органа местного самоуправления акт приема-передачи указанного имущества, который администрация возвратила без подписания письмом от 16.11.2017, сославшись на несогласие с распоряжением управления Росимущества от 26.09.2017 N 316-р. После чего акт приема-передачи спорного имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность Владивостокского городского округа был подписан управлением Росимущества 12.12.2017 в одностороннем порядке и направлен в адрес администрации письмом от 14.12.2017.
Не согласившись с распоряжением управления Росимущества от 26.09.2017 N 316-р, администрация обратилась арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования арбитражные суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что спорное имущество в силу прямого указания Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений в дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) не может находиться в федеральной собственности.
Суд округа считает судебные акты судов первой и апелляционной инстанций верными ввиду следующего.
Согласно Постановлению N 3020-1 жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры подлежали передаче в муниципальную собственность.
Порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
Вышеуказанное решение является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом.
Содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа в силу пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
На основании пункта 1 части 1 статьи 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Законом вопросов местного значения.
Судами по материалам дела установлено, что спорное имущество, находится на территории Владивостокского городского округа и согласно имеющимся в деле кадастровому и техническому паспортам представляет собой отдельно стоящее здание бойлерной. В нем расположены инженерные коммуникации (водоподогреватели для приготовления горячей воды), которые обеспечивают жизнедеятельность собственников помещений, расположенных в доме N 44 по ул.Верхнепортовая в г.Владивостоке (акт обследования от 06.05.2016).
Принимая во внимание, что в силу прямого указания Постановления N 3020-1 и Закона N 131-ФЗ жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов относятся к муниципальной собственности, а организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения относится к вопросам местного значения, суды, исходя из статуса спорного имущества и норм действующего законодательства, пришли к правильному выводу о том, что имущество, предназначенное для решения указанного вопроса, относится к муниципальной собственности и подлежало передаче муниципальному образованию на соответствующей территории.
Довод заявителей кассационной жалобы об отсутствии согласия администрации на прием спорного имущества в муниципальную собственность являлся предметом исследования судов и правомерно отклонен, поскольку такого согласия не требуется ввиду обязательности передачи данного имущества и приему его муниципальным образованием в силу норм федерального законодательства (статья 154 Закона N 122-ФЗ).
Кроме того, суд округа принимает во внимание, что администрацией, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, наличие объективных препятствий для принятия спорного имущества в муниципальную собственность не доказано.
Ссылка заявителей жалобы на то, что Думой г.Владивостока в соответствии с муниципальным правовым актом от 30.05.2012 N 370-МПА "Порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом г.Владивостока" в отношении спорного имущества не было принято решения о включении его в перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность, также правомерно не принята судами во внимание в качестве доказательства незаконности оспариваемого распоряжения, поскольку наличие правовых оснований для передачи спорного имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность следует из буквального толкования Постановления N 3020-1, Закона N 122-ФЗ и Закона N 131-ФЗ.
При таких обстоятельствах непринятие соответствующего решения Думой г.Владивостока не может служить доказательством отсутствия основания для передачи спорного имущества в собственность муниципального образования.
Отклоняя довод заявителей жалобы о невозможности принять спорный объект в муниципальную собственность вследствие того, что он относится к общему имуществу многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Владивосток, ул.Верхнепортовая, 44, суды обеих инстанций правомерно исходили из того, что такое имущество расположено в границах муниципального образования и предназначено для нужд потребителей муниципального образования.
При этом судами учтено, что спорный объект с кадастровым номером 25:28:000000:1773 на дату принятия оспариваемого распоряжения управления Росимущества находился в собственности Российской Федерации. Следовательно, смена публичного собственника, обусловленная разграничением собственности, в рассматриваемом случае не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы администрации.
Более того, согласно имеющейся в материалах дела выписки от 11.01.2018 из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости с кадастровым номером 25:28:000000:1773 сведения указанного реестра не содержат информации об отнесении здания бойлерной к общему имуществу многоквартирного дома, в том числе посредством размещения его на земельном участке, предназначенном для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома.
Следует отметить, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов арбитражных судов не опровергают. Иное толкование подателями жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Иных доводов, имеющих существенное значение для дела и влияющих на правильность принятых по делу судебных актов, заявителями в кассационной жалобе не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов суда первой инстанции и апелляционного суда, судом округа не установлено. С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 23.03.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2018 по делу N А51-27379/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в
порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.