г. Хабаровск |
|
12 сентября 2018 г. |
А51-3618/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: М.А. Басос
Судей: И.В. Ширяева, С.Ю. Лесненко
при участии:
от Администрации Находкинского городского округа, Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, Чернышова Валерия Николаевича: представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Находкинского городского округа
на решение от 19.04.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018
по делу N А51-3618/2018
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ю.А. Тимофеева; в апелляционном суде судьи: Е.Л. Сидорович, А.В. Пяткова, Т.А. Солохина
по заявлению Администрации Находкинского городского округа (ОГРН 1022500699704, ИНН 2508020000, место нахождения: 692904, Приморский край, г. Находка, проспект Находкинский, 16)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ОГРН 1022502277170, ИНН 2540017193, место нахождения: 690007, г. Владивосток, ул. Морская 1-я, д. 2)
третье лицо: Чернышов Валерий Николаевич
о признании незаконным решения и предписания
Администрация Находкинского городского округа (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее -антимонопольный орган) от 29.01.2018 N 201Т/04-2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Чернышов Валерий Николаевич.
Решением суда от 19.04.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018, в удовлетворении требований отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе администрации, полагающей, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование жалобы приведены доводы о несогласии с выводами судов о нарушении администрацией требований пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при размещении извещений о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Как полагает заявитель, действия по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, не занимающимся профессиональной деятельностью, приносящей доход, не могут привести к ограничению, устранению либо ущемлению конкуренции, а также к созданию дискриминационных условий. Администрация указывает, что особенности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов необоснованно отнесены судами к процедуре обязательных торгов и считает, что право определять порядок подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже или аукционе на право заключения договора аренды земельных участков принадлежит уполномоченному органу.
Администрация направила в суд кассационной инстанции ходатайство, в котором на доводах, изложенных в жалобе, настаивала, просила провести судебное заседание в отсутствие ее представителя.
Чернышов В.Н. в отзыве на кассационную жалобу возражал против ее удовлетворения, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Антимонопольный орган, извещенный надлежащим образом о начале судебного процесса с его участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Судами установлено, что администрация проинформировала население Находкинского городского округа о возможности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, указав, что граждане, заинтересованные в предоставлении вышеуказанных земельных участков, вправе подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже земельных участков или аукционе на право заключения договора аренды земельных участков в течение 30 дней со дня опубликования и размещения извещения на сайтах.
В извещениях, размещенных администрацией в газете "Находкинский рабочий", а также на официальном сайте Находкинского городского округа www.nakhodka-city.ru и на сайте www.torgi.gov.ru, администрация указала на способ подачи соответствующих заявлений - путем личного обращения при предоставлении документа, удостоверяющего личность, отразив, что заявления, поступившие иными способами, не учитываются.
На заявление, направленное 13.12.2017 Чернышовым В.Н. по почте, администрация письмом от 26.12.2017 сообщила о том, что поданное намерение об участии в аукционе по заявленным земельным участкам не может быть учтено ввиду подачи заявки с нарушением установленного способа для ее подачи.
Посчитав, что положение извещений о способах подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе является нарушением требований антимонопольного законодательства, Чернышов В.Н. обратился в антимонопольный орган с жалобой, в которой просил провести расследование и обязать администрацию устранить нарушения путем внесения в извещения изменений об исключении ограничения способов подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе.
29.01.2018 антимонопольным органом принято решение N 201Т/04-2017, которым признан факт нарушения администрацией требований пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), выразившегося в установлении способа подачи заявлений, ограничивающего граждан, заинтересованных в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок.
Администрации выдано предписание от 29.01.2018 N 201Т/04-2017 об устранении выявленных нарушений путем внесения в извещения о предоставлении земельных участков соответствующих изменений в части определения способа подачи заявок.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, администрация обратилась в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что поскольку земельным законодательством Российской Федерации не предусмотрен запрет на подачу заявлений о намерении участвовать в аукционе иным путем, кроме личного обращения, администрация в нарушение пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции ограничила возможность участия неопределенного круга лиц в аукционе, что привело к недопущению, ограничению и устранению конкуренции при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
Статьями 39.3, 39.6 ЗК РФ определено, что в отношении земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства, продажа или заключение договора аренды земельного участка осуществляется без проведения торгов.
Пунктом 2 статьи 39.14 ЗК РФ, предусматривающей общий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлено, что заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка могут быть поданы или направлены в уполномоченный орган гражданами по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 ЗК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 названного Кодекса.
В силу подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ в извещении указываются: 2) информация о праве граждан в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса.
Как определено в пункте 4 статьи 39.18 ЗК РФ, граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. При этом данная норма не определяет, что заявления подаются только посредством личного присутствия заявителей.
Исходя из положений пункта 2 статьи 39.14, подпункта 1 пункта 1, подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ закрепление в качестве обязательных для уполномоченного органа, которым в данном случае является администрация, последовательных действий по опубликованию извещений о предоставлении земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства и указанию в извещениях способов подачи таких заявлений, направлено на максимальное обеспечение возможности для граждан заявить о своем намерении.
Определение способа подачи заявления о желании участвовать в аукционе посредством только личного представления заявления ограничивает возможность участия в аукционе всех заинтересованных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий (пункт 8).
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что администрация, указав в извещениях, что заявления о намерении участвовать в аукционе могут быть поданы исключительно лично, а поступившие иными способами заявления, не учитываются, ограничила возможность участия в аукционе лиц, которые территориально удалены от места подачи заявлений или не имеют возможности обеспечить личное участие в подаче заявления по иным причинам.
Выводы судов являются правильными, основанными на нормах права и материалах дела, исследованных с соблюдением требований, установленных АПК РФ, и соответствуют установленным фактическим обстоятельствам.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального права, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.04.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018 по делу N А51-3618/2018 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.А. Басос |
Судьи |
И.В. Ширяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.