г. Хабаровск |
|
11 октября 2018 г. |
А51-28465/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Михайловой А.И.
Судей: Луговой И.М., Ширяева И.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ПАВИНО-ТАНКЕР": Урусова Е.В., представитель по доверенности от 06.02.2018 N 10/18;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики" в лице Капитана морского порта Владивосток: Супрунова А.Ю., представитель по доверенности от 10.01.2018 N 4;
рассмотрел в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПАВИНО-ТАНКЕР"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018
по делу N А51-28465/2017 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде апелляционной инстанции судьи: Гуцалюк С.В., Анисимова Н.Н., Палагеша Г.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПАВИНО-ТАНКЕР" (ОГРН 1162536073061, ИНН 2540221745, место нахождения: 690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. Станюковича, д. 3)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики" в лице Капитана морского порта Владивосток (ОГРН 1022502262925, ИНН 2540035227, место нахождения: 690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. Нижнепортовая, 3)
о признании незаконными действий
Общество с ограниченной ответственностью "ПАВИНО-ТАНКЕР" (далее - ООО "Павино-Танкер") обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики" в лице капитана морского порта Владивосток (далее - ФГБУ "Администрация морских портов", учреждение) о признании незаконными действий должностного лица - капитана морского порта Владивосток Ванюкова Александра Викторовича по не включению судов ООО "Павино-Танкер" (суда "Портун", "Патрокл", "Павино") в график движения и расстановки судов в морском порту Владивосток на осуществление перемещения и погрузочно-разгрузочной деятельности с 21.11.2017.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При пересмотре дела в суде второй инстанции по апелляционной жалобе ООО "Павино-Танкер" установлено нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, выразившееся в неразрешении судом ходатайства общества об увеличении заявленных требований, принятии судом уточнений либо отказ в принятии таковых, в связи с чем апелляционный суд на основании части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением от 26.02.2018 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
В ходе рассмотрения дела в арбитражном суде апелляционной инстанции по правилам суда первой инстанции ООО "Павино-Танкер" отказалось от первоначально заявленных требований о признании незаконными действий капитана морского порта Ванюкова Александра Викторовича по невключению судов ООО "Павино-Танкер" (суда "Портун", "Патрокл") в график движения и расстановки судов в морском порту Владивосток с 21.11.2017. Кроме того, общество заявило ходатайство об уточнении заявленных требований, просило признать незаконными действия должностных лиц ФГБУ "Администрация морских портов", выразившиеся в отказе проведения бункеровочных операций судами ООО "Павино-Танкер" и совершенных в период с 22.11.2017 по 26.12.2017:
- в отношении судна "Портун" по бункеровке судна "RICH VIGOR" от 22.11.2017;
- в отношении судна "Портун" по бункеровке судна "FORTUNE LORD" от 23.11.2017;
- в отношении судна "Патрокл" по бункеровке судна "CHENG LU 28" от 26.11.2017;
- в отношении судна "Портун" по бункеровке судна "KHARIS HERITAGE" от 29.11.2017;
- в отношении судна "Патрокл" по бункеровке судна "GLORY TAIZHOU" от 30.11.2017;
- в отношении судна "Патрокл" по бункеровке судна "OCEAN FREEDOM" от 04.12.2017;
- в отношении судна "Патрокл" по бункеровке судна "QUING SHUN" от 06.12.2017;
- в отношении судна "Портун" по бункеровке судна "QUING SHUN" от 07.12.2017;
- в отношении судна "Патрокл" по бункеровке судна "OCEAN QUEEN" от 08.12.2017;
- в отношении судна "Патрокл" по бункеровке судна "DONG ZHAO" от 10.12.2017;
- в отношении судна "Патрокл" по бункеровке судна "SIZIMAN" от 14.12.2017;
- в отношении судна "Патрокл" по бункеровке судна "VOSTOCHNY VOYAGER" от 18.12.2017;
- в отношении судна "Патрокл" по бункеровке судна "XIN HAI 788" от 18.12.2017;
- в отношении судна "Патрокл" по бункеровке судна "HAKATA VOYAGER" от 21.12.2017;
- в отношении судна "Патрокл" по бункеровке судна "YORK 27" от 26.12.2017.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018 решение суда первой инстанции отменено, суд постановил принять отказ ООО "Павино-Танкер" от заявленных требований в части требования о признании незаконными действий капитана морского порта Ванюкова Александра Викторовича по невключению судов ООО "Павино-Танкер" (суда "Портун", "Патрокл") в график движения и расстановки судов в морском порту Владивосток с 21.11.2017, прекратив производство по делу в указанной части. В удовлетворении требований ООО "Павино-Танкер" в остальной части отказано.
Законность принятого судебного акта суда второй инстанции проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе общества, полагающего, что постановление суда апелляционной инстанций принято с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд второй инстанции не оценил, что именно отсутствие разрешения на проведение бункеровочных операций не позволило судам общества провести операции в морском порту и сделало вход судов в порт нецелесообразным. Считает, что суд неверно оценил доказательства общества об отказе в проведении бункеровочных операций (выписки из судовых журналов, графики движения и расстановки судов по состоянию на 07.12.2017, 14.12.2017, 18.12.2017, где имеется запись "без права проведения бункеровочных операций"). Полагает, что в случае наличия претензий у капитана морского порта к деятельности общества капитан должен вынести соответствующее распоряжение в силу подпункта 1 пункта 16, 17, 19 Положения о капитане морского порта, утвержденного Приказом Минтранса России от 17.02.2014 N 39, чего не сделано.
ФГБУ "Администрация морских портов" в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонило, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, в порядке статьи 153.1 АПК РФ при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Павино-Танкер" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель учреждения в судебном заседании с жалобой не согласился, просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемого постановления суда второй инстанции, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для его отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Павино-Танкер" на праве собственности принадлежат нефтеналивные суда "Портун" и "Патрокл", что подтверждается свидетельствами от 04.07.2016 МС-IV N 001810, МС-IV N 001811.
На основании лицензий от 03.02.2017 серии МР-1 N 002396 и серии МР-4 N 002395 общество осуществляет на акватории портов Приморского края деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.
В соответствии с приложением N 3 к лицензии от 03.02.2017 серии МР-4 N 002395 к выполняемому виду работ в составе лицензируемого вида деятельности отнесены работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через нефтебазу, бункеровочную базу; к классу опасных грузов, допущенных к перегрузке судном, отнесены нефтепродукты наливом.
01.08.2017 между ООО "Бункер-Трейд" (заказчик) и ООО "Павино-Танкер" (исполнитель) заключен договор на оказание услуг по бункеровке судов N 1/0105-17/б, в соответствии с которым на основании заявок заказчика исполнитель оказывает услуги по обслуживанию судов во время стоянки в порту, в том числе услуги по бункеровке судов нефтепродуктами собственным или арендованным флотом.
В целях исполнения принятых по договору обязательств общество, получив заявки от контрагента, в период с 22.11.2017 по 26.12.2017 информировало инспекцию государственного портового контроля службы капитана морского порта Владивосток (ИГПК) о намерении произвести операции по бункеровке 15 судов-заказчиков.
Ссылаясь на данные судовых журналов судов "Патрокл" и "Портун" за период с 22.11.2017 по 26.12.2017 заявитель указывает на то, что судам общества в проведении бункеровочных операций было отказано.
Посчитав действия должностных лиц службы капитана морского порта Владивосток ФГБУ "Администрация морских портов" незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о несоблюдении заявителем установленной законом процедуры по заходу и передвижению судов "Патрокл" и "Портун" в порту, в связи с чем положительный результат рассмотрения его заявок получен быть не мог.
При этом, суд обоснованно исходил из следующего.
Статья 2 Кодекса Торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) дает понятие торгового мореплавания как деятельности, связанной с использованием судов, в том числе для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, в том числе на морской линии (включая операции по погрузке, выгрузке грузов и багажа, посадке, высадке пассажиров), и (или) буксировки, а также хранения грузов.
Отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации, порядок создания, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также основы государственного регулирования деятельности в морских портах, устанавливаются Федеральным законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах).
В соответствии со статьей 13 Закона о морских портах уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти устанавливаются общие правила плавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним.
Во исполнение указанной нормы Приказом Минтранса России от 20.08.2009 N 140 утверждены Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, действовавшие на момент спорных правоотношений (далее - Общие правила), которые устанавливают основные требования к плаванию судов и управлению движением судов на акваториях морских портов и на подходах к ним, в том числе в зонах действия систем управления движением судов; заходу судов в морские порты и выходу судов из морских портов; стоянке судов в морских портах и на подходах к ним; обеспечению безопасности и сохранности портовых гидротехнических сооружений; обеспечению экологической безопасности, соблюдению карантина в морских портах; выполнению маневров, связанных с прохождением судов относительно морских дноуглубительных судов при встречном плавании; ледокольной проводке судов; сигналам, регулирующим заход судов в морские порты и выход судов из морских портов; сигналам о приливах, об отливах и уровнях воды; сигналам об ожидаемых штормах и сильных ветрах.
Так, в соответствии с пунктом 47 Общих правил информация о заходе судна в морской порт передается капитаном судна капитану морского порта предварительно за 72 часа до планируемого времени захода судна в морской порт. Пункт 48 Общих правил содержит исчерпывающий перечень сведений, которые должна содержать предварительная информация о заходе судна в морской порт, в числе которых планируемые операции в морском порту.
В силу пункта 49 Общих правил капитан морского порта при получении предварительной информации о заходе судна в морской порт в течение одного часа направляет информацию, предусмотренную пунктом 48 настоящих Общих правил, в информационную систему государственного портового контроля и в адрес должностного лица пограничного органа. При этом пунктом 50 Общих правил установлено, что предварительная информация о заходе судна в морской порт подтверждается капитану морского порта в соответствии с пунктом 48 настоящих Общих правил за 24 часа до ожидаемого захода судна в морской порт.
Капитан морского порта при получении подтверждения предварительной информации о заходе судна в морской порт в течение одного часа направляет эту информацию в информационную систему государственного портового контроля.
Согласно пункту 52 Общих правил капитан морского порта информирует судно о месте его якорной стоянки, швартовки и способе выполнения погрузо-разгрузочных или других работ не позднее чем за 4 часа до планируемого захода судна в морской порт.
В соответствии с пунктом 53 Общих правил оформление прихода судна в морской порт осуществляет капитан морского порта на основании заявления капитана судна о приходе, в котором указываются сведения в соответствии с пунктом 48 настоящих Общих правил, и при предоставлении капитаном судна документов, необходимых для оформления прихода судна в морской порт, согласно приложению N 1 к настоящим Общим правилам (пункт 53).
Заявление о приходе подается в течение четырех часов после первой постановки судна на якорь на внешнем рейде морского порта либо на акватории морского порта, или окончания первой швартовки судна. Капитан морского порта регистрирует приход судна в морской порт проставлением отметки на судовом экземпляре общей декларации и внесением информации о заходе судна, указанной в общей декларации, в информационную систему государственного портового контроля (пункт 54 Общих правил).
Согласно пункту 56 Общих правил оформление судна на выход из морского порта осуществляет капитан морского порта на основании документов, прилагаемых к заявлению капитана судна на выход из морского порта, согласно приложению N 2 к настоящим Общим правилам, по согласованию с должностными лицами пограничного и таможенного органов. При отсутствии оснований для отказа в выдаче разрешения на выход из морского порта судна, которое не следует в иностранный морской порт, капитан морского порта выдает письменное разрешение на выход судна из морского порта и проставляет штамп на судовой роли (пункт 64 Общих правил).
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о морских портах Приказом Минтранса России от 02.07.2013 N 229 утверждены Обязательные постановления в морском порту Владивосток (далее - Обязательные постановления), которые содержат, в том числе описание морского порта Владивосток, правила захода судов в морской порт и выхода судов из морского порта, правила плавания судов на акватории морского порта и на подходах к нему, правила стоянки судов в морском порту и указания мест их стоянки.
В разделе IV Обязательных постановлений закреплены Правила плавания судов на акватории морского порта и на подходах к нему. По правилам пункта 28 названных постановлений в морском порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком движения и расстановки судов в морском порту, за исключением маломерных, спортивных парусных судов.
График движения и расстановки судов в морском порту утверждается капитаном морского порта ежедневно на основании информации о заходе судна, передаваемой в соответствии с пунктом 24 настоящих Обязательных постановлений, и размещается в сети Интернет.
Движение, обгон судов на акватории морского порта и проведение операций по постановке судов на якорь и снятию их с якоря регулируется в соответствии с графиком расстановки и движения судов в морском порту службой управления движением судов (далее - СУДС), за исключением акватории бухты Большого Камня. До начала движения судно должно запросить разрешение СУДС на начало движения. О передаче на судно разрешения на начало движения СУДС сообщает капитану морского порта (пункт 29 Обязательных постановлений).
Таким образом, как верно указано судом апелляционной инстанции, плавание судов в морском порту и на подходах к нему, стоянка судов на акватории морского порта осуществляются в соответствии с Общими правилами и Обязательными постановлениями, которые обязательны для исполнения судами независимо от их национальной и ведомственной принадлежности, а также физическими и юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющими деятельность в морском порту и на подходах к нему.
Частью 1 статьи 12 Закона о морских портах установлено, что в целях осуществления функций, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, капитан морского порта в порядке, установленном положением о капитане морского порта, указанным в части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, издает акты ненормативного характера, подлежащие исполнению капитанами судов и лицами, которые находятся и (или) осуществляют деятельность в морском порту и которым указанные акты адресованы. Указанные акты, в силу статьи 78 КТМ РФ обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан.
Так, в целях обеспечения безопасности операций с нефтепродуктами и предотвращения загрязнения акватории нефтепродуктами в морском порту Владивосток действует распоряжение капитана морского порта Владивосток от 22.12.2016 N 42 "Об информировании о проведении нефтеналивных операций на акватории морского порта Владивосток".
В силу пункта 1 данного распоряжения организации, осуществляющие бункеровочные или перегрузочные операции груза нефтепродуктов с судна на судно, обязаны заблаговременно предоставлять информацию об операциях с нефтепродуктами в центральную инспекцию государственного портового контроля службы капитана морского порта Владивосток (ЦИГПК).
Согласно пункту 2 распоряжения от 22.12.2016 N 42 капитаны судов-бункеровщиков, судов-перегрузчиков груза нефтепродуктов, ответственные за проведение нефтеналивных операций лица, до начала проведения операций с нефтепродуктами обязаны:
- заблаговременно информировать ЦИГПК службы капитана морского порта Владивосток о подходе к принимающему или бункеруемому судну. Предварительно согласовав такой подход с капитаном судна, диспетчером или оператором причала, у которого оно ошвартовано, и получив разрешение у Службы управления движения судов Владивосток, Дальневосточного бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт", начинать движение на швартовку;
- информировать ЦИГПК о начале выполнения мероприятий и операций по подготовке к приему нефтепродуктов; о постановке бонового заграждения; о выполнении мероприятий и операций по подготовке к передаче нефтепродуктов; о готовности компании к ликвидации разливов нефтепродуктов.
Также в целях повышения качества осуществления государственного контроля в морском порту Владивосток ФГУ "Администрация морских портов Приморского края" издано распоряжение от 22.06.2012 N 37 "О порядке ведения графика расстановки судов и назначении очередности осуществления государственного портового контроля в морском порту Владивосток" (далее - Распоряжение от 22.06.2012 N 37), в соответствии с пунктом 1 которого капитаны судов (агентирующие компании) обязаны:
- выполнять требования Общих правил в отношении своевременности и полноты предоставления предварительной информации о заходе судна в морской порт; документов, необходимых для оформления захода судна в морской порт; документов, прилагаемых к заявлению для оформления судна на выход из морского порта;
- предварительную информацию о заходе судна в морской порт вносить в информационную систему государственного портового контроля за 72 часа и подтверждать ее на указанном сайте за 24 часа до ожидаемого захода судна в морской порт;
- подавать заявку для включения в график расстановки судов в морском порту и назначения очередности осуществления государственного контроля на предстоящие сутки не позднее 15:45 текущих суток инспектору по координации движения судов по e-mail: port@vld.pma.ru, факс: 251-23-38, тел.: 249-76-03;
- документы, необходимые для оформления захода судна в морской порт и оформления судна на выход из морского порта, предоставлять в центральную инспекцию государственного портового контроля, расположенную по адресу: ул. Стрельникова, 9 (15 причал ОАО "ВМТП"), тел.: 222-15-13 или ул. Березовая, 25 (ОАО "ВМРП"), тел.: 227-79-96.
В свою очередь, в силу пункта 2 распоряжения от 22.06.2012 N 37 центр СУДС Владивосток обязан:
- выдавать разрешение на швартовые операции в порту, перемещения или смены якорных мест только на основании графика расстановки судов в морском порту, утвержденного капитаном морского порта Владивосток (заместителем капитана морского порта по портовой деятельности);
- обеспечивать приоритет движения судов на основании требований Общих правил плавания.
Пунктом 3 данного распоряжения предусмотрено, что инспектора по координации движения судов обязаны:
- обеспечить своевременную регистрацию поступления предварительной информации о заходе судна в морской порт за 72 и 24 часа в информационной системе государственного портового контроля на сайте: www.portcall.marinet.ru и направление поступившей информации в адрес должностного лица пограничного органа;
- ежедневно в 16:00 предоставлять на утверждение заместителю капитана морского порта по портовой деятельности график расстановки судов в морском порту и очередность осуществления государственного контроля на основании письменных заявлений (заявок) о включении в график расстановки судов в порту и очередности осуществления государственного контроля, поступивших от капитанов судов или специально уполномоченных лиц (агентирующих компаний);
- не включать в график расстановки суда, капитаны (агентирующие компании) которых не предоставили информацию, указанную в пункте 1 настоящего распоряжения. В этом случае вся ответственность и убытки за простой судна возлагается на капитана судна (агентирующую компанию).
Таким образом, в соответствии с Общими правилами и Обязательными постановлениями включение в график движения и расстановки судов допускается при условии направления информации о заходе судна в информационную систему государственного портового контроля, размещенную в сети Интернет по адресу: www.portcall.marinet.ru. Указанный модуль доступен для любого пользователя после прохождения процедуры регистрации и позволяет вносить следующие заявки: заявку за 72 часа, заявку за 24 часа, заявку на заход в порт, заявку на отход из порта.
Как следует из пункта 3.3 Регламента взаимодействия ФГУ "Администрация морских портов Приморского края" и Дальневосточного филиала ФГУП "Росморпорт", утвержденного 31.05.2013, инспекция государственного портового контроля осуществляет выдачу судам разрешений на заход в морской порт и выход из порта, перемещение по акватории морского порта и швартовку к причалам, а также на производство водолазных, дноуглубительных, бункеровочных, буксировочных, буровых и других специальных работ, перевозку на акватории порта взрывчатых веществ и других опасных грузов, требующих особого контроля со стороны СУДС.
В силу пункта 3.6 указанного Регламента СУДС, после получения от ИГПК информации о наличии у судна разрешения согласно пункту 3.3, выдает судну разрешение на начало движения, информирует судно об обстановке на пути следования и осуществляет контроль за безопасным перемещением судна. При отсутствии у судна разрешения согласно пункту 3.3, СУДС извещает об этом судно, передает на судно запрещение ИГПК на заход (выход) или перемещение судна до получения разрешения ИГПК (пункт 3.7 Регламента).
Таким образом, из анализа указанных положений следует, что помимо включения в график движения и расстановки судов для осуществления бункеровочных операций в порту судну необходимо иметь разрешение ИГПК на проведение бункеровки. При этом внесение судна в график движения и расстановки судов осуществляется на основании заявок, размещенных в ИСГПК, и позволяет судну осуществить вход в порт.
Как указывает заявитель в период с 21.11.2017 по 26.12.2017, получив заявки от контрагента, оно направляло в ИГПК информацию о намерении осуществить бункеровку судов-заказчиков, в подтверждение чего ссылается на заявки на осуществление бункеровки в порту Владивосток, поданные в период с 22.11.2017 по 26.12.2017. Однако, несмотря на последовательную подачу заявок и информирование о планируемых бункеровках, в проведении бункеровочных операций было отказано, в связи с чем суда общества были вынуждены либо оформлять разрешение на выход из порта, либо не осуществлять вход в порт, поскольку провести бункеровку без соответствующего разрешения службы капитана морского порта невозможно и вход в порт в таких обстоятельствах нецелесообразен.
Между тем, данные доводы были рассмотрены судом и признаны необоснованными в связи со следующим.
1. Танкер "Портун", бункеруемое судно "RICH VIGOR": 21.11.2017 в 08:59 (msk) общество подало заявление на заход в порт, заявка принята старшим государственным инспектором Егоровым П.Н. и подтверждена 21.11.2017 в 10:19 (msk). Фактический заход в порт танкер "Портун" осуществил 21.11.2017 в 16:50 (мест.), при этом в заявлении на заход в порт N 708529/А выгрузка и погрузка не заявлены. Судно внесено в график движения и расстановки судов в морском порту Владивосток с 16:00 21.11.2017 до 16:00 22.11.2017 (место оформления/прихода - Нико Ойл, откуда - б. Тихая, куда - данные отсутствуют), что следует из пункта 34 графика. 22.11.2017 в 05:36 (msk) общество подало заявление на выход из порта N 708529/D, данная заявка принята старшим государственным инспектором Шиленок Ю.В. и подтверждена 22.11.2017 в 11:55 (msk). Фактический выход из порта танкер "Портун" осуществил 22.11.2017 в 18:45 (мест.). Между тем, заявки на перемещение судна от нефтебазы "Нико Ойл" до ВМТП 5 пр. к т/х "RICH VIGOR" с целью выгрузки (бункеровки), а также на осуществление бункеровки в порту правомерно не были приняты во внимание, поскольку обществом не исполнены требования пунктов 47, 48, 50 Общих правил, пункта 1 распоряжения от 22.06.2012 N 37, а именно не внесена информация в информационную систему государственного портового контроля на сайте: www.portcall.marinet.ru о заходе судна за 72 часа и 24 часа с указанием планируемых операций в порту, что подтверждается скриншотом страницы "Судозаходы в порты РФ" по заявке N 708529/А, в связи с чем основания для включения судна "Портун" в график движения и расстановки судов по морскому порту Владивосток по маршруту нефтебаза "Нико Ойл" - ВМТП 5 пр. отсутствовали.
2. Танкер "Портун", бункеруемое судно "FORTUNE LORD": в материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество отражало на сайте www.portcall.marinet.ru информацию о заходе судна в порт за 72 часа и за 24 часа, равно как и подавало заявку о заходе в порт, что свидетельствует о том, что судно "Портун" фактический заход в порт не осуществляло.
3. Танкер "Патрокл", бункеруемое судно "CHENG LU 28": 24.11.2017 в 18:32 (msk) общество подало заявление за 24 часа N 709723/А, заявка принята инспектором по координации движения Марамзиным М.И. и подтверждена 25.11.2017 в 01:28 (msk). 26.11.2017 подана заявка на приход судна "Патрокл" с указанием планируемых операций в порту - выгрузка на "CHENG LU 28", бункеровка. Однако, общество не внесло сведения о заходе судна в порт, фактический заход в порт танкер не осуществил, что подтверждается скриншотом страницы сайта www.portcall.marinet.ru "Судозаходы в порты РФ". В связи с тем, что ООО "Павино-Танкер", вопреки требованиям пункта 50 Общих правил, не подтвердило предварительную информацию о заходе судна в морской порт, танкер "Патрокл" не вносился в график движения и расстановки судов по морскому порту Владивосток.
4. Танкер "Портун", бункеруемое судно "KHARIS HERITAGE": 29.11.2017 в 10:02 (msk) общество подало заявление на заход в порт N 711069/А, выгрузка/погрузка не заявлены, заявка принята государственным сменным инспектором Верхотуровым Г.Г. и подтверждена 29.11.2017 в 11:59 (msk). Фактический заход в порт танкер "Портун" осуществил в 29.11.2017 в 15:55 (мест.). 01.12.2017 в 08:19 (msk) общество подало заявление на выход из порта N 711069/D, заявка принята старшим государственным инспектором Зубовым В.Б. и подтверждена 01.12.2017 в 10:51 (msk). Фактический выход из порта танкер "Портун" осуществил 01.12.2017 в 17:25 (мест.). В материалы дела общество представило заявку от 29.11.2017 на приход судна с указанием планируемых операций в порту - выгрузка т/х KHARIS HERITAGE 330 т причал N 52, заявку от 29.11.2017 исх. N 54 на осуществление бункеровки в порту. Однако общество не вносило сведения в информационную систему государственного портового контроля на сайте: www.portcall.marinet.ru о заходе судна за 72 часа и 24 часа с указанием планируемых операций в порту, что подтверждается скриншотом страницы "Судозаходы в порты РФ" по заявке N 711069/А, не подавало заявку для включения в график движения по порту до причала N 52, в связи с чем основания для включения судна "Портун" в график движения и расстановки судов по морскому порту Владивосток до причала N 52 отсутствовали.
5. Танкер "Патрокл", бункеруемое судно "GLORY TAIZHOU": 29.11.2017 в 09:53 (msk) общество подало заявление за 24 часа N 711060/А, выгрузка/погрузка не заявлены. 29.11.2017 в 09:55 (msk) общество подало заявление на заход в порт N 711060/А, заявка принята государственным сменным инспектором Верхотуровым Г.Г. и подтверждена 29.11.2017 в 11:38 (msk). Фактический заход в порт осуществлен 29.11.2017 в 18:35 (мест.). 01.12.2017 в 09:25 (msk) общество подало заявление на выход из порта N 711060/D, заявка принята старшим государственным инспектором Зубовым В.Б. и подтверждена 01.12.2017 в 10:46 (msk). Фактический выход из порта танкер "Патрокл" осуществил 01.12.2017 в 17:15 (мест.). 30.11.2017 общество направило заявку на передвижение судна по маршруту рейд, як. т. N 31 - рейд, як. т. N 28 "GLORY TAIZHOU" без указания планируемых операций в порту, а также заявку на осуществление бункеровки в порту. Между тем, как видно из скриншота страницы сайта www.portcall.marinet.ru "Судозаходы в порты РФ", внесенная заявка за 24 часа N 711060/А подтверждена не была, что свидетельствует об отсутствии оснований для включения судна в график движения и расстановки судов по морскому порту Владивосток по маршруту рейд, як. т. N 31 - рейд, як. т. N 28.
6. Танкер "Патрокл", бункеруемое судно "OCEAN FREEDOM": 04.12.2017 в 06:26 (msk) общество подало заявление на заход в порт N 712516/А, заявлена погрузка - нефтепродукты нетяжелых сортов наливом 300 т, выгрузка не заявлена, заявка принята государственным инспектором Костюченко Э.В. и подтверждена 04.12.2017 в 06:30 (msk). Фактический заход в порт танкер "Патрокл" осуществил 04.12.2017 в 13:10 (мест.). 05.12.2017 в 11:46 (msk) общество подало заявление на выход из порта N 712516/D, данная заявка принята главным государственным инспектором Билиным В.Я. и подтверждена 06.12.2017 в 01:25 (msk). Фактический выход из порта танкер "Патрокл" осуществил 06.12.2017 в 08:25 (мест.). Как указывает общество, 04.12.2017 в отдел портовой деятельности направлена заявка на перемещение судна "Патрокл" по маршруту рейд, як. т. N 28 - ВМРП причал N 46 "OCEAN FREEDOM", а также заявка от 04.12.2017 на осуществление бункеровки в порту, однако обществом не исполнена обязанность по внесению информации в информационную систему государственного портового контроля на сайте: www.portcall.marinet.ru о заходе судна за 72 часа и 24 часа с указанием планируемых операций в порту, что подтверждается скриншотом страницы "Судозаходы в порты РФ" по заявке N 712516/А, в связи с чем основания для включения судна в график движения и расстановки судов по морскому порту Владивосток по маршруту рейд, як. т. N 28 - ВМРП причал N 46 отсутствовали.
7. Танкер "Патрокл", бункеруемое судно "QUING SHUN": в материалы дела общество представило заявку на передвижение судна от 06.12.2017 по маршруту рейд б. Тихая - рейд т. N 15 с указанием планируемых операций в порту - выгрузка, погрузка, а также заявку от 06.12.2017 исх. N 01 на осуществление бункеровки в порту, однако обществом не исполнена обязанность по внесению информации в информационную систему государственного портового контроля на сайте www.portcall.marinet.ru о заходе судна в порт за 72 часа и за 24 часа, а также по подаче заявки о заходе судна в порт, что свидетельствует о том, что судно "Патрокл" фактический заход в порт не осуществляло.
8. Танкер "Портун", бункеруемое судно "QUING SHUN": 05.12.2017 в 08:18 (msk) общество подало заявление за 24 часа N 712886/А, заявка принята инспектором по координации движения судов Марамзиным М.И. и подтверждена 05.12.2017 в 13:41 (msk), выгрузка/погрузка в порту не заявлены. 06.12.2017 в 13:01 (msk) общество подало заявление на заход в порт N 712886/А, заявлена погрузка - нефтепродукты тяжелых сортов наливом в количестве 1.350 т, выгрузка не заявлена, заявка принята государственным сменным инспектором Чередник Ю.П. и подтверждена 06.12.2017 в 13:08 (msk). Фактический заход в порт танкер "Портун" осуществил 06.12.2017 в 19:50 (мест.). Судно внесено в график движения и расстановки судов в морском порту Владивосток с 16:00 06.12.2017 до 16:00 07.12.2017 (место оформления/прихода - рейд (без бункеровки и перегрузки грузов с судна на судно), откуда - залив Восток, куда - Находка), а также в дополнительный график с 16:00 07.12.2017 до 16:00 08.12.2017 (место оформления/прихода - рейд, откуда - залив Восток, куда - данные отсутствуют). 07.12.2017 в 07:33 (msk) общество подало заявление на выход из порта N 712886/D, заявка принята государственным сменным инспектором Чередник Ю.П. и подтверждена 07.12.2017 в 12:33 (msk). Фактический выход из порта танкер "Портун" осуществил 07.12.2017 в 16:45 (мест.). В материалы дела общество также представило заявку на приход судна от 07.12.2017 с указанием на планируемые операции в порту - выгрузка на m/v QUING SHUN, а также заявку на осуществление бункеровки в порту от 07.12.2017 исх. N 55, что противоречит сведениям, указанным обществом в заявках за 24 часа и о заходе в порт.
9. Танкер "Патрокл", бункеруемое судно "OCEAN QUEEN": 08.12.2017 в 06:26 (msk) общество подало заявление за 24 часа N 714813/А, выгрузка/погрузка в порту не заявлены, заявка принята инспектором по координации движения судов Герасимовым Д.И. и подтверждена 08.12.2017 в 08:02 (msk). В материалы дела общество представило заявку на приход судна от 08.12.2017 с указанием планируемых операций в порту - бункеровка пр. N 2 ин. судно "OCEAN QUEEN", заявку на передвижение судна рейд б. Тихая на пр. N 2, а также заявку на осуществление бункеровки в порту от 08.12.2017 исх. N 01. Между тем, данные документы правомерно не приняты судом во внимание, поскольку общество не подтвердило заход в порт, фактический заход в порт танкер не осуществил, что подтверждается скриншотом страницы сайта www.portcall.marinet.ru "Судозаходы в порты РФ" по заявке N 714813/А. В связи с тем, что общество не подтвердило предварительную информацию о заходе в порт, судно не вносилось в график движения. Судозаход аннулирован 08.12.2017 в 10:03 судовладельцем.
10. Танкер "Патрокл", бункеруемое судно "DONG ZHAO": 10.12.2017 в 08:04 (msk) общество подало заявление за 24 часа N 715361/А, выгрузка/погрузка в порту не заявлены, сведения о принятии и подтверждении данной заявки отсутствуют. В материалы дела общество представило заявку на приход судна от 10.12.2017 с указанием планируемых операций в порту - бункеровка m/v DONG ZHAO, заявку на передвижение судна рейд б. Тихая - Владивосток m/v DONG ZHAO, а также заявку на осуществление бункеровки в порту от 10.12.2017 исх. N 02. Между тем, общество не подтвердило заход в порт, заявку на заход в порт не подавало, фактический заход в порт танкер не осуществил, что подтверждается скриншотом страницы сайта www.portcall.marinet.ru "Судозаходы в порты РФ" по заявке N 715361/А. В связи с тем, что общество не подтвердило предварительную информацию о заходе в порт, а также не подавало заявку на заход в порт, судно не вносилось в график движения. Судозаход аннулирован 10.12.2017 в 09:07 судовладельцем.
11. Танкер "Патрокл", бункеруемое судно "SIZIMAN": 14.12.2017 в 10:08 (msk) общество подало заявление за 72 часа N 716380/А, заявлена выгрузка груза - нефть тяжелых сортов наливом в количестве 160 т, погрузка не заявлена, сведения о принятии и подтверждении данной заявки отсутствуют. 14.12.2017 в 10:15 (msk) общество подало заявление за 24 часа N 716380/А, заявлена выгрузка груза - нефть тяжелых сортов наливом в количестве 160 т, погрузка не заявлена, заявка принята инспектором по координации движения судов Ефремовым В.П. и подтверждена 14.12.2017 в 10:46 (msk). В материалы дела общество также представило заявление на заход в порт N 716380/А, дата и время внесения 14.12.2017 в 12:02 (msk) с указанием выгрузки груза - нефти тяжелых сортов наливом в количестве 160 т, погрузка не заявлена, заявку на приход судна от 14.12.2017 с указанием планируемых операций в порту - бункеровка m/v SIZIMAN рейд я/т N 5, заявку на осуществление бункеровки в порту от 14.12.2017 исх. N 01. Между тем, внесенная на сайт www.portcall.marinet.ru заявка на заход в порт N 716380/А принята и подтверждена не была, фактический заход в порт танкер не осуществил, что подтверждается скриншотом страницы сайта www.portcall.marinet.ru "Судозаходы в порты РФ" по заявке N 716380/А. Судозаход аннулирован 14.12.2017 в 15:07 судовладельцем.
12. Танкер "Патрокл", бункеруемые суда "VOSTOCHNY VOYAGER", "XIN HAI 788": 18.12.2017 в 05:47 (msk) общество подало заявление за 24 часа N 717611/А, заявлена выгрузка груза - нефтепродукты тяжелых сортов наливом в количестве 280 т, нефтепродукты нетяжелых сортов наливом в количестве 50 т, погрузка не заявлена, сведения о принятии и подтверждении данной заявки отсутствуют. В материалы дела общество также представило заявление на заход в порт N 717611/А, дата и время внесения 18.12.2017 в 05:50 (msk) с указанием на выгрузку груза - нефтепродуктов тяжелых сортов наливом в количестве 280 т, нефтепродуктов нетяжелых сортов наливом в количестве 50 т, погрузка не заявлена, заявку на приход судна от 18.12.2017 с указанием планируемых операций в порту - выгрузка XIN HAI 788 ПСРЗ, заявку на передвижение судна от 18.12.2017 по маршруту рейд - ВМРП Причал N 53 VOSTOCHNY VOYAGER, заявку на передвижение судна от 18.12.2017 по маршруту ВМРП Причал N 53 - ПСРЗ XIN HAI 788 ПСРЗ, заявки на осуществление бункеровки в порту от 18.12.2017. Между тем, внесенные на сайт www.portcall.marinet.ru заявление за 24 часа N 717611/А и заявка на заход в порт N 717611/А приняты и подтверждены не были, фактический заход в порт танкер не осуществил, что подтверждается скриншотом страницы сайта www.portcall.marinet.ru "Судозаходы в порты РФ" по заявке N 717611/А. Судозаход аннулирован 18.12.2017 в 13:02 судовладельцем.
13. Танкер "Патрокл", бункеруемое судно "HAKATA VOYAGER": 21.12.2017 в 04:23 (msk) общество подало заявление за 24 часа N 718569/А, заявлена выгрузка груза в порту - нефтепродуктов тяжелых сортов наливом в количестве 190 т, погрузка не заявлена, заявление принято инспектором по координации движения судов Ефремовым В.П. и подтверждено 21.12.2017 в 07:02 (msk). Судно внесено в график движения и расстановки судов по морскому порту Владивосток с 16:00 21.12.2017 до 16:00 22.12.2017 (место оформления/прихода - рейд, откуда - Восточный, куда - данные отсутствуют), что следует из пункта 3 графика. В материалы дела общество представило заявку на передвижение судна от 21.12.2017 по маршруту Восточный - Владивосток, причал N 50а с указанием планируемых операций в порту - бункеровка m/v HAKATA VOYAGER, причал N 50а, заявку на осуществление бункеровки в порту от 21.12.2017 исх. N 03. Между тем, общество не подтвердило заход в порт, фактический заход в порт танкер не осуществил, что подтверждается скриншотом страницы сайта www.portcall.marinet.ru "Судозаходы в порты РФ" по заявке N 718569/А. Судозаход аннулирован 21.12.2017 в 07:43 судовладельцем.
14. Танкер "Патрокл", бункеруемое судно "YORK 27": 26.12.2017 в 01:40 (msk) общество подало заявление за 24 часа N 719994/А, заявлена выгрузка груза - нефть тяжелых сортов наливом в количестве 250 т, нефть нетяжелых сортов наливом в количестве 30 т, погрузка не заявлена, заявка принята инспектором по координации движения судов Ефремовым В.П. и подтверждена 26.12.2017 в 02:40 (msk). Судно внесено в график движения и расстановки судов по морскому порту Владивосток с 16:00 26.12.2017 до 16:00 26.12.2017 (место оформления/прихода - рейд, откуда - залив Восток, куда - данные отсутствуют). В материалы дела общество также представило заявление на заход в порт N 719994/А, дата и время внесения 26.12.2017 в 05:40 (msk) с указанием в графе 29 выгрузки груза - нефти тяжелых сортов наливом в количестве 250 т, нефти нетяжелых сортов наливом в количестве 30 т, погрузка не заявлена, заявку на приход судна от 26.12.2017 с указанием планируемых операций в порту - бункеровка m/v YORK 27, заявку на осуществление бункеровки в порту от 26.12.2017 исх. N 01. Между тем, внесенная на сайт www.portcall.marinet.ru заявка на заход в порт N 719994/А принята и подтверждена не была, фактический заход в порт танкер не осуществил, что подтверждается скриншотом страницы сайта www.portcall.marinet.ru "Судозаходы в порты РФ" по заявке N 719994/А. Судозаход аннулирован 26.12.2017 в 11:34 судовладельцем.
Таким образом, из анализа указанных обстоятельств следует, что суда общества либо осуществляли заход в порт, но без отражения информации о планируемых операциях по бункеровки в порту (эпизоды N 1, N 4, N 5, N 6, N 8), в связи с чем основания для включения судов в график движения по порту к планируемым к бункеровке судам отсутствовали, либо не подавали и/или не подтверждали информацию о заходе в порт (эпизоды N 2, N 3, N 7, N 9, N 10, N 11, N 12, N 13, N 14).
В этой связи суд сделал правильный вывод о том, что во всех спорных случаях обществом не соблюдена регламентированная процедура по заходу и передвижению судов "Патрокл" и "Портун" в порту, в связи с чем положительный результат рассмотрения заявок общества получен быть не мог.
Также обществом не представлены доказательства запрета со стороны должностных лиц службы капитана морского порта Владивосток на бункеровочную деятельность в порту либо иных препятствий в планируемых бункеровках судов.
Ссылки общества на соответствующие записи в судовых журналах правомерно отклонены судом, поскольку в силу пункта 5 Правил ведения журналов судов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 10.05.2011 N 133, судовой журнал ведется вахтенным помощником капитана или капитаном судна во время несения им вахты и содержит технические и постоянные данные, зафиксированные документами, приборами, оборудованием и механизмами судна. Однако изложение событий, произошедших за время рейса, может носить субъективный характер, а также отражать позицию и мнение заявителя.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении требований ООО "Павино-Танкер".
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования в суде апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку, в связи с чем подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления апелляционного суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену постановления апелляционной инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018 по делу N А51-28465/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.