г. Хабаровск |
|
05 декабря 2018 г. |
А04-8972/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи Лесненко С.Ю.
Судей: Михайловой А.И., Ширяева И.В.
при участии
от ООО "АВК" - Сарычев П.П., представитель по доверенности от 20.12.2017;
от ГЖИ Амурской области - представитель не явился;
рассмотрел в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-восстановительная компания"
на решение от 04.07.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2018
по делу N А04-8972/2017 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Чумаков П.А., в апелляционном суде судьи: Тищенко А.П., Сапрыкина Е.И., Харьковская Е.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-восстановительная компания"
к государственной жилищной инспекции Амурской области
о признании незаконным предписания
общество с ограниченной ответственностью "Аварийно-восстановительная компания" (ОГРН 1062801080264, ИНН 2801117131, место нахождения: 675000, Амурская область, г.Благовещенск, ул.Амурская, 279/1; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания государственной жилищной инспекции Амурской области (ОГРН 1032800057146, ИНН 2801090539, место нахождения: 675000, Амурская область, г.Благовещенск, ул.Шевченко, 24; далее - жилищная инспекция) от 20.07.2017 N 310/1.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 04.07.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение арбитражными судами норм материального права, а также неполное выяснение значимых для дела обстоятельств, просит отменить указанные решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о нарушении жилищной инспекцией предусмотренного законом срока проверки и отсутствии оснований для ее проведения, что является существенным нарушением, исключающим возможность признания ее результатов законными. Кроме того, кассатор обращает внимание арбитражного суда округа на неисполнимость оспариваемого предписания ввиду не указания уполномоченным органом конкретных мер, которые следует предпринять в целях устранения допущенных нарушений.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании, проведенном в соответствии с положениями статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области, представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме, дав соответствующие пояснения, тогда как жилищная инспекция надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечила.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, жилищной инспекцией в соответствии с планом, утвержденным прокуратурой Амурской области (АС ЕРП 2017052733), проведена плановая проверка общества, в ходе которой выявлены нарушения пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пунктов 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, при управлении 10 многоквартирными домами с технической документацией не соответствующей требованиям инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя Российской Федерации от 04.08.1998 N 37, о чем составлен акт проверки от 20.07.2017 N 310.
В целях их устранения жилищная инспекция выдала обществу предписание от 20.07.2017 N 310/1 о необходимости изготовить технические паспорта (актуализировать) на многоквартирные дома, находящиеся по адресам: Амурская область, г.Благовещенск, ул.Амурская 140, 181, ул.Забурхановская 93, ул.Зейская, 215, ул.Зеленая, 10, 8, ул.Мухина 3, 5, ул.Островского 45, пер.Чудиновский 13. В предписании также указано, что под актуализацией технического паспорта понимать - произвести технический учет жилищного фонда проводимый специализированными государственными и муниципальными организациями технической: инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро в соответствии с требованиями пункта 3 Положения "о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением такого стандарта как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N491), в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости) (подпункт "а" пункта 4 Правил N416).
Сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом, которая согласно подпункту "а" пункта 24 Правил N 491 включает в себя документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества.
Пунктом 27 Правил N 491 предусмотрено, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда установлены пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N170).
Состав технической документации длительного хранения определен пунктом 1.5.1 Правил N 170 и включает в себя в том числе, паспорта на каждый жилой дом, квартиру и участок.
При этом в силу пункта 1.5.2 Правил N 170 техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.
Своевременная корректировка и актуализация данных технического паспорта необходима, в том числе, для правильного исчисления размера платы за жилищно-коммунальные услуги, поскольку информация о площадях жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, указанная в техническом паспорте, используется при расчете размера платы за коммунальные услуги (письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 "О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме").
Таким образом, из буквального толкования вышеназванных норм права следует, что актуализация технического паспорта МКД входит в лицензионные требования и является прямой обязанностью управляющей организации и не требует решения общего собрания собственников для ее проведения.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды обеих инстанций установили, что общество являясь управляющей организацией в отношении спорных жилых многоквартирных домов, в силу вышеназванных норм права и условий договоров управления обязано было принять меры по актуализации технических паспортов этих объектов, однако указанные действия не осуществило.
Более того, судами установлено и обществом при разрешении настоящего спора не опровергнуто то обстоятельство, что в квитанциях, выставляемых населению ПАО "ДЭК", общая площадь жилых и нежилых помещений не соответствует площади, указанной в технических паспортах.
Учитывая доказанность материалами дела того факта, что в отношении 10 многоквартирных домов, находящихся под управлением лицензиата, технические паспорта по форме и содержанию не соответствуют Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37, а именно форма представленных заявителем технических паспортов не соответствует приложению N 12 (раздел III "Общие сведения") Инструкции N 37, при этом в части указанных паспортов отсутствуют сведения о площади подвальных помещений, об уборочной площади общих коридоров и мест общего пользования; не актуализированы данные о физическом износе дома, а в части указанных паспортов имеются исправления в отношении указания площади помещений, выполненные неустановленным лицом, что подтверждено материалами дела и не опровергнуто самим хозяйствующим субъектом, арбитражные суды пришли к правильному выводу о соответствии предписания жилищной инспекции требованиям действующего законодательства.
Оснований для переоценки указанных выводов судов у суда округа в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении жилищной инспекцией срока проведения проверки являлся предметом исследования апелляционного суда и был мотивированно отклонен как противоречащий фактическим обстоятельствам дела. При этом апелляционный суд верно указал, что предусмотренный статьей 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" срок не нарушен, так как его следует исчислять с момента предоставления обществом необходимых пояснений и документов по соответствующему запросу уполномоченного органа.
Поскольку доказательств неисполнимости предписания в силу объективно существующих, не зависящих от общества обстоятельств, заявителем кассационной жалобы не представлено, его довод о неясности и неопределенности указания жилищной инспекцией мер признается судом округа несостоятельным. При этом суд округа отмечает, что оспариваемое предписание содержит четкое указание на принятие обществом мер по изготовлению технических паспортов (актуализировать) в отношении многоквартирных домов с расшифровкой понятия актуализации.
Ссылка кассатора в жалобе на проведение плановой проверки жилищной инспекцией в отсутствие правовых оснований также не принимается судом округа во внимание, поскольку такая проверка была проведена на основании распоряжения от 13.06.2017 N 310 в соответствии с планом проверок (АС ЕРП 2017052733) согласованных с прокуратурой Амурской области по факту соблюдения обществом лицензионных требований.
Иных доводов, имеющих существенное значение для дела и влияющих на правильность принятых по делу судебных актов, заявителем в кассационной жалобе не приведено.
Так как все обстоятельства настоящего дела установлены судами в полном объеме, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов, не установлено, отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы по доводам, указанным в ней.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 04.07.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2018 по делу N А04-8972/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.