г. Хабаровск |
|
13 декабря 2018 г. |
А24-6933/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: И.А. Мильчиной, Е.П. Филимоновой
при участии:
от Управления культуры, спорта и молодежной политики Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - представитель не явился;
от региональной общественной организации "Камчатская краевая федерация парусного спорта" - представитель не явился;
третьего лица: Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления культуры, спорта и молодежной политики Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
на решение от 14.05.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018
по делу N А24-6933/2017 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.А.Васильева;
в суде апелляционной инстанции судьи: А.В.Пяткова, Г.Н. Палагеша, Е.Л.Сидорович
по иску Управления культуры, спорта и молодежной политики Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ОГРН 1134101001430, ИНН 4101156594, место нахождения: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 14)
к региональной общественной организации "Камчатская краевая федерация парусного спорта" (ОГРН 1094100000697, ИНН 4101131335, место нахождения: 683024, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр-т Рыбаков, 1/25)
третье лицо: Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа
о взыскании 310 000 руб.
Управление культуры, спорта и молодежной политики Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение
(далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к региональной общественной организации "Камчатская краевая федерация парусного спорта" (далее - ответчик, РОО "Камчатская федерация парусного спорта") о взыскании 310 000 руб., составляющих денежные средства, предоставленные из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в виде субсидии по соглашению от 25.03.2015.
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 13.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечена Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - контрольно-счетная палата).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 14.05.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018, исковые требования удовлетворены частично: с РОО "Камчатская федерация парусного спорта" в пользу управления взыскано 82 500 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Воспользовавшись правом на кассационное обжалование судебных актов, управление в кассационной жалобе просит их отменить в части отказа во взыскании с ответчика 227 500 руб. и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Управление не согласилось с выводами судов об отсутствии в действиях учреждения признаков нецелевого использования бюджетных средств. Обращает внимание суда округа на то, что проект, для исполнения которого предоставлены бюджетные средства, не реализован, яхтенная школа не работает. Истец также приводит доводы о необоснованной замене ответчиком при укладке полов линолеума на керамическую плитку, об отсутствии пожарной сигнализации, что, по его мнению, также свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств.
РОО "Камчатская федерация парусного спорта", контрольно-счетная палата отзывы на кассационную жалобу не представили.
Управление культуры, спорта и молодежной политики Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, РОО "Камчатская федерация парусного спорта", контрольно-счетная палата, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебные заседания 08.11.2018-15.112018, 06.12.2018 не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.12.2018 произведена замена в составе суда, первоначально рассматривающего дело, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ, судьи Никитиной Т.Н.., отсутствующей по уважительной причине, на судью Мильчину И.А., рассмотрение дела по кассационной жалобе управления произведено сначала.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что 25.03.2015 между управлением культуры и РОО "Камчатская федерация парусного спорта" в соответствии с постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 15.04.2013 N 1067 "О порядке определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на реализацию мероприятий, направленных на поддержку общественных инициатив по направлениям молодежной политики" (далее - постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа N 1067) заключено соглашение N 13/15 о предоставлении субсидии из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа.
Пунктами 1.2, 1.3 соглашения определено, что субсидия в размере 350 000 руб. предоставляется в рамках реализации программы "Молодежь Петропавловск-Камчатского городского округа" муниципальной программы "Создание условий для развития культуры, спорта и молодежной политики в Петропавловск-Камчатском городском округе", утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 01.11.2013 N 3187, носит целевой характер и не может быть израсходована на цели, не предусмотренные проектом и сметой на реализацию проекта.
Организация обязалась обеспечить в срок до 20.12.2015 выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, в том числе: обеспечить проведение ремонта в помещении по адресу: ул. Тушканова, 13 (цокольный этаж) для организации работы яхтенной школы; оборудовать учебные классы для занятий по парусному спорту; организовать обучение (теоретические и практические занятия) не менее 35 человек в возрасте от 18 до 30 лет (подпункт 2.1.1); использовать в срок до 20.12.2015 бюджетные средства, полученные от управления по соглашению, по целевому назначению в соответствии со сметой расходов (приложение N 1 к соглашению) (подпункт 2.1.3).
Смета на реализацию проекта "Камчатская яхтенная школа" предусматривала следующие расходы: замена окон: 2 мал., 1 большое; установка межкомнатных дверей (3 шт.); снятие старых полов, установка стяжки, приобретение линолеума, плинтусов; замена радиаторов отопления (3 шт.); штукатурка и покраска стен (80 кв. м); установка подвесных потолков; замена электропроводки; установка сантехники; установка пожарной сигнализации, на общую сумму 450 000 руб. (350 000 руб. - средства городского округа, 100 000 руб.- привлеченные и собственные средства). Кроме того, за счет привлеченных и собственных средств на сумму 160 993 руб. организация должна была оборудовать мебелью учебный класс и на сумму 101 036 руб. оборудовать оргтехникой.
Платежным поручением от 07.04.2015 N 465601 управление культуры перечислило РОО "Камчатская федерация парусного спорта" денежные средства в размере 350 000 руб., а 30.12.2015 приняло отчет РОО "Камчатская федерация парусного спорта".
По результатам проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на субсидии некоммерческим организациям, Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа пришла к выводу о нарушении РОО "Камчатская федерация парусного спорта" условий соглашения. В частности, выявлено израсходование средств субсидии в размере 82 500 руб. с нарушением установленного соглашением срока, несение расходов на цели, не предусмотренные сметой на сумму 227 500 руб. (укладка полового покрытия керамогранитной плиткой - 22 500 руб., прокладка трубопроводов водоснабжения, системы отопления и канализации - 15 000 руб., приобретение строительных материалов и оборудования для ремонта помещения - 199 100 руб. (9 100 руб. собственные средства организации). Кроме того, не были выполнены работы по установке пожарной сигнализации.
16.01.2018 контрольно-счетная палата выдала управлению культуры представление N 3 с предложением принять меры по возврату в бюджет городского округа части субсидии в размере 227 500 руб., израсходованные получателем субсидии на цели, не предусмотренные соглашением, а также 82 500 руб., израсходованные с нарушением установленного соглашением срока.
Неисполнение организацией требования управления культуры от 06.10.2017 о восстановлении в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа средств в размере 310 000 руб., израсходованных с нарушением условий соглашения, явилось основанием для обращения управления в арбитражный суд с вышеуказанным исковым заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя иск управления и взыскивая с организации 82 500 руб., признал РОО "Камчатская федерация парусного спорта" нарушившей срок выполнения проекта. Ссылаясь на отсутствие локального сметного расчета (с указанием единиц измерения, объема работ, цены за единицу, итоговой суммы по позициям, перечня работ по каждой позиции отдельно, используемого материала, накладных расходов и т.д.), исследовав представленные организацией документы, суд первой инстанции признал подтвержденным факт целевого несения расходов в рамках указанного выше соглашения и отказал управлению во взыскании 227 500 руб. При этом суд исходил из того, что понесенные ответчиком расходы непосредственно связаны с ремонтом помещения, а приобретение керамогранитной плитки вместо линолеума, не свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств, поскольку приобретен более практичный материал. Работы по прокладке трубопроводов водоснабжения и канализации из полимерных труб суд признал связанными с расходами на установку сантехники, к аналогичным выводам пришел суд и в отношении строительных материалов и оборудования для ремонта помещения.
Изучив судебные акты, суд округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ, субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями могут предусматриваться в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из местного бюджета устанавливается муниципальными правовыми актами местной администрации. Указанный порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
При предоставлении субсидий обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных корпораций и компаний) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (пункт 3 статьи 78.1 БК РФ).
Порядок определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на реализацию мероприятий, направленных на поддержку общественных инициатив по направлениям молодежной политики, утвержден постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа N 1067.
Названным Порядком установлено, что субсидии носят целевой характер и не могут быть израсходованы на цели, не предусмотренные данным порядком.
Получатель субсидии обеспечивает расходование средств субсидии исключительно на цели в соответствии с условиями соглашения; в сроки, установленные соглашением; предоставляет отчет об использовании средств субсидии, информацию с пояснительной запиской и копии документов, подтверждающих целевое использование средств субсидии (пункт 29 Порядка).
В случае нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии, установленных Порядком, либо нецелевого использования субсидии Управление культуры направляет получателю субсидии в течение 5 календарных дней со дня установления факта нарушения условий предоставления субсидии или со дня установления факта использования субсидии не по целевому назначению, уведомление о возврате средств субсидии в бюджет городского округа (пункты 31, 32 Порядка).
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
При этом для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от установленного режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Согласно заключенному между организацией и управлением соглашению от 25.03.2015 N 13/15, субсидия городского образования предоставлена для обеспечения проведения ремонта в помещении по адресу: ул. Тушканова, 13 (цокольный этаж) для организации работы яхтенной школы, оборудования учебных классов для занятий по парусному спорту, организации обучения (теоретические и практические занятия) не менее 35 человек в возрасте от 18 до 30 лет (подпункт 2.1.1). При этом согласно смете бюджетные средства в размере 350 000 руб. совместно с привлеченными и собственными средствами в размере 100 000 руб. подлежали использованию только для ремонта помещения, находящегося в пользовании организации.
Следовательно, согласно соглашению от 25.03.2015 N 13/15 целевым назначением средств бюджета субъекта являлось их использование на ремонт помещения.
Следует учесть, на что обоснованно обращено внимание судами предыдущих инстанций, имеющаяся в материалах дела смета содержит общее наименование работ (установка подвесных потолков, замена электропроводки, установка сантехники и т.п.), без указания конкретного перечня, вида, объема работ, подлежащих выполнению, строительных материалов, необходимых для их выполнения.
Проверив представленные РОО "Камчатская федерация парусного спорта" в подтверждение факта выполнения ремонтных работ документы, суды установили, что на основании заключенного с ИП Марковым Григорием Романовичем договора подряда от 25.04.2015 на сумму 40 000 руб. последним выполнены: прокладка электропроводки, монтаж щита ввода, установка розеток, установка выключателей, подводка электропитания к местам монтажа потолочных светильников - 15 000 руб.; внутренняя облицовка армирующей металлической сеткой (80 кв.м) - 3 000 руб.; выравнивание стен песчано-бетонной смесью (80 кв.м) - 10 000 руб.; сплошное выравнивание штукатурки (80 кв.м) - 4 000 руб.; шпатлевка при окраске по штукатурке (80 кв.м) - 4 000 руб.; покрытие поверхностей грунтовкой глубокого проникновения (80 кв.м) - 2 00 0 руб.; окраска водно-дисперсионными акриловыми составами (80 кв.м) - 2 000 руб.
В соответствии с договором подряда от 01.06.2015 N 7 ИП Козубов Евгений Сергеевич на сумму 120 000 руб. выполнены следующие виды работ: изготовление бетонного пола в помещении площадью 55 кв.м - 55 000 руб., установка окон: 2 малых окна, 1 большое - 4 000 руб.; установка межкомнатных дверей (3 шт.) - 3 000 руб.; укладка полового покрытия (керамогранитная плитка) площадью 55 кв.м - 22 500 руб.; прокладка трубопроводов водоснабжения из полимерных труб - 5 000 руб.; прокладка трубопроводов системы отопления полимерных труб - 5 000 руб.; прокладка трубопроводов канализации из полиэтиленовых труб - 5 000 руб.; установка сантехники (1 унитаз, 1 раковина, 1 писсуар, 1 кран) - 5 000 руб.; установка радиаторов отопления (3 шт) - 4 500 руб.; монтаж подвесных потолков системы Армстронг площадью 55 кв.м - 11 000 руб.
Кроме того, ответчиком представлены документы (счета-фактуры, накладные, платежные документы), подтверждающие приобретение строительных материалов и оборудования для ремонта помещения на общую сумму 199 100 руб.
Проанализировав представленные организацией документы, суды признали факт осуществления ремонта в помещении по адресу: ул. Тушканова, 13 (цокольный этаж) подтвержденным, использование бюджетных средств - целевым.
Поскольку управлением не представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии необходимости в приобретении использованных строительных материалов и осуществлении указанных выше ремонтных работ в помещении либо о завышении их объема и стоимости, а также указывающие на то, что фактически ремонт не произведен, у суда округа отсутствуют основания для признания выводы судебных инстанций ошибочными.
Вместе с тем суд округа отмечает, что смета на реализацию проекта "Камчатская яхтенная школа" прямо предусматривала приобретение для ремонта помещения линолеума, поэтому приобретение керамогранитной плитки и её укладка без согласования с управлением носит признаки нецелевого использования. Факт практичности примененного материала в рассматриваемом случае значения не имеет, соглашением ответчику право на замену материала по своему усмотрению не предоставлено.
Поскольку денежные средства, выделяемые в виде субсидии из бюджета публичного образования, имеют целевое назначение, они должны использоваться получателем исключительно на оплату расходов, обозначенных при их предоставлении.
Однако неверные выводы судов в этой части не привели к принятию неправильных судебных актов по результатам рассмотрения дела. Исходя из норм бюджетного законодательства, основаниями для возврата в бюджет предоставленной субсидии являются нецелевое использование субсидии либо ее неиспользование в установленные сроки. Несвоевременное (нарушение сроков) использование бюджетных средств получателем является основанием для её возврата лишь при доказанности нецелевого использования средств. Судом первой инстанции взыскана сумма субсидии за нарушение срока её использования в размере 82 500 руб., которая включает в себя сумму нецелевого использования средств.
Обращая внимание судов на невыполнение ответчиком обязательств по установлению пожарной сигнализации, управление доказательств размера невыполненного обязательства не предоставило, смета расходов таких сведений не содержит. Указанные обстоятельства явились основанием для отказа в удовлетворении этой части исковых требований.
В кассационной жалобе истец сумму расходов, приходящихся на установку пожарной сигнализации, также не указал, сведения, позволяющие определить их размер, суду округа не предоставил.
Довод управления о том, что работа яхтенной школы не организована, не был заявлен в суде первой инстанции, поэтому судами не оценивался и с учетом того, что установлен факт проведения ремонта, не может служить основанием для отмены судебных актов.
Оценивая иные изложенные в кассационной жалобе доводы, суд кассационной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законных и обоснованных судебных актов при рассмотрении заявленных требований по существу, в связи с чем указанные доводы кассационной жалобы судом округа признаются несостоятельными.
По итогам рассмотрения кассационной жалобы, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.05.2018 в обжалуемой части, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018 по делу N А24-6933/2017 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.